Предприятия розничной торговли: функции

задачи, классификация услуг, общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции

Розничная торговля – торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно ли в небольшом количестве конечному потребителю.

Сущность розничной торговли характеризует завершение процесса обращения, то есть товары переходят в собственность потребителя.

Задачи розничной торговли:

- доведение товаров до населения;

- организация торгового обслуживания покупателей;

- смена формы стоимости ( государственная, частная превращаются в личную форму собственности);

- социальные задачи (сокращение затрат времени покупателей на приобретение товаров и пребывания в каналах обслуживания).

Функции розничной торговли:

- определение реальных нужд и потребностей в товарах;

- формирование широкого ассортимента товаров и оказываемых услуг;

- осуществление технологических операций по приемке, хранению маркировке и подготовке товаров к продаже, установлению на них цен;

- участие в продвижении товаров на рынок, что обеспечивается благодаря рекламе, стимулированием сбыта и непосредственной работе с покупателем;

- создание наиболее благоприятных условий для продажи товаров;

- сервисное торговое обслуживание покупателей.

Предприятия розничной торговли классифицируются на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.

Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируются на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:

- универсальные магазины – Гипермаркет, Универмаг;

- специализированные продовольственные магазины – Рыба, Мясо ит.п.;

- специализированные непродовольственные магазины – Мебель, Хозяйственные товары;

- магазины прочей товарной специализации – Природа, Семена;

- неспециализированные продовольственные магазины – Продукты (Минимаркет);

- неспециализированные непродовольственные магазины – Дом торговли, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т.п.

Услуга розничной торговли – это результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товара по договору купли-продажи.

Услуги торговли включают:

1. Реализацию товаров. Состоит из следующих этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара.

2. К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят: организацию доставки товара, упаковывание купленных в магазине товаров; комплектование и улучшенное упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам и т.д.

3. К информационно-консультационным услугам относят: предоставление информации о товаре и их изготовителях, об услугах оказываемых магазином, аудио- и видеосредствами; консультации специалистов по товарам; проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).

4. К услугам по созданию удобств покупателю относят: организацию и создание мест отдыха; предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей); парковку личных машин покупателей на стоянку.

Услуги торговли должны отвечать требованиям:

- социального назначения (обеспеченность населения услугами данного вида; соответствие уровня качества услуги розничной цене и т.д.);

- функциональной пригодности (точность и своевременность оказания услуг, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки и оформления кассового чека и др.);

- эргономики (комфортность и удобство покупателей при оказании услуг; гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости и т.п.);

- эстетики (предусматривает гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности и т.д.);

- технологичности (наличие документов средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания, создание условий экономичности и простоты санитарного технического обслуживания и т.д.);

- безопасности;

- охраны окружающей среды.

Наши рекомендации