Развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности
Создание и поддержка федерально-региональной базы данных по научно-исследовательским разработкам технического характера, созданным за счет бюджетных средств, включая информацию о введении результатов в хозяйственный оборот.
Создание специализированных баз данных удаленного доступа по услугам сопровождения инновационной деятельности.
Содействие созданию центров контрактации, а также экспертно-консалтинговых организаций, оказывающих услуги по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту.
Поддержка создания коучинг- и тренинг-центров, осуществляющих информационно-консультационные функции, как в виде самостоятельной сети центров, так и при вузах.
Создание системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в научном сообществе и предпринимательском секторе.
Формирование государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инновационной деятельности, в т.ч. для работников государственных научных и образовательных учреждений.
Организация обязательного обучения сотрудников государственных учреждений образования и науки в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационного менеджмента.
Развитие сети Центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере при лицензированных в этой области вузах, обучение преподавателей и подготовка учебно-методических материалов.
Реализация программ поддержки обучения персонала компаний новым технологиям.
Пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации, а также обеспечение государственной поддержки проведения инновационной выставочно-ярмарочной деятельности в регионах Российской Федерации.
Программная часть
Программная часть включает:
реализацию раздела развития инновационной инфраструктуры ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы;
разработку и реализацию с 2007 г. федеральной целевой программы «Научно-технологическая база России», включающей мероприятия по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры;
реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в части мер по государственной поддержке малого инновационного предпринимательства;
реализацию программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в части обучения (переподготовки) специалистов высшей квалификации в сфере интеллектуальной собственности.
Целевые индикаторы
1. Прирост числа малых инновационных предприятий (единиц/в год) | ||||
инерционная динамика | ||||
с учетом реализации Стратегии | ||||
2. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых предприятий (%) | ||||
инерционная динамика | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 1,1 |
с учетом реализации Стратегии | 0,4 | 0,7 | 1,0 | 1,5 |
3. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.) | ||||
инерционная динамика | 9,0 | 16,0 | 31,0 | 40,0 |
с учетом реализации Стратегии | 9,0 | 36,0 | 125,0 | 320,0 |
4. Объем инновационной продукции (услуг, связанных с инновациями), реализованной организациями инновационной инфраструктуры (млрд. руб.) | ||||
инерционная динамика | 5,5 | 16,5 | 22,0 | 40,0 |
с учетом реализации Стратегии | 5,5 | 29,5 | 50,0 | 80,0 |
Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок
Подзадачи:
(1) развитие институциональных условий для расширения трансфера знаний и технологий, их капитализации на уровне организаций;
(2) обеспечение эффективной правовой охраны результатов исследований и разработок;
(3) обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, контроля за их использованием и стимулирование использования новейших отечественных разработок.
Ключевые проблемы
§ Несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы создания и использования современных научно-технических разработок в производстве, ее фискальная направленность обуславливают увод результатов интеллектуальной деятельности в сферу «теневой экономики».
§ Слабо развитая правоприменительная практика в области правовой охраны результатов исследований и разработок, обеспечивающей защиту законных прав владельцев результатов научно-технической деятельности..
§ Нехватка квалифицированных менеджеров, специалистов-патентоведов и юристов для реализации эффективной политики использования результатов интеллектуальной деятельности в научных организациях и на предприятиях ограничивает вовлечение прав на результаты интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
Основные меры
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области использования прав на результаты научно-технической деятельности.
Разработка и принятие Федерального закона «О передаче технологий», предметом регулирования которого должны стать отношения, связанные с распределением прав и обязанностей между участниками процесса создания результатов исследований и разработок, осуществляемого за счет или с участием средств федерального бюджета. По сути, закон должен обеспечить правовой инструмент взаимодействия государственного и частного секторов в сфере использования результатов исследований и разработок, в том числе и при их передаче за рубеж.
Развитие на основе принятого Федерального закона 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ
«О коммерческой тайне» соответствующей нормативной правовой базы, призванной создать благоприятный климат для предпринимательской деятельности в наукоемком секторе экономики и способствовать ускорению темпов перехода страны на инновационный путь развития. Особое значение данная нормативная база имеет для научно-технической сферы, поскольку позволит существенно увеличить объем нематериальных активов организаций, выполняющих исследования и разработки, и расширить легальный рынок интеллектуальной собственности.
Совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части регламентации прав, обязанностей и ответственности в вопросах сохранения коммерческой тайны, неразглашения конфиденциальной информации и «ноу-хау».
Обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, и создание благоприятных условий для их распространения (использования) в экономике
Формирование единой государственной системы учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Организация и практическое функционирование данной системы будет способствовать выработке и реализации федеральными органами исполнительной власти государственной политики по повышению эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности. Эффективный учет и контроль со стороны государства за использованием, передачей и уступкой исключительных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджетных средств, позволит также создать механизм координации заказов НИОКР для государственных нужд, финансируемых из средств федерального бюджета, и обеспечить исключение дублирования разработок. Для реализации данного направления необходимо сформировать соответствующую правовую базу[14], определить методический инструментарий государственного учета результатов исследований и разработок гражданского назначения. В перспективе целесообразно обеспечить единство подходов к учету результатов открытых НИОКР и НИОКР военного, специального и двойного назначения, что позволит осуществлять эффективный обмен результатами между военной и гражданской сферами в целях максимального использования потенциала оборонно-промышленного комплекса для развития экономики страны.
Нормативное закрепление рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, созданные с привлечением государственных средств (бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды)[15] и частных инвестиций, обеспечивающего баланс интересов всех участников правоотношений: авторов и работодателей, исполнителей работ и потребителей результатов научно-технической деятельности, государственных заказчиков и частных инвесторов.
Ключевой мерой по реализации рассматриваемого направления должно стать принятие федерального закона «О передаче технологий» (см. Приложение 5).