Школа 2010 Правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Технология деятельностного метода
Контрольно-оценочная деятельность учащихся
Учителю начальных классов
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель; 2) строят план достижения цели; 3) предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник); 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2)зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Тезаурус
КОНТРОЛЬ – 1) самостоятельное действие, направленное на обнаружение недостатков, ошибок, пробелов, достижений; 2) система действий, лежащая в основе произвольного внимания.
ОЦЕНКА – 1) выражение отношения между фактическим знанием по предмету и программным требованием; 2) определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ.
ОТМЕТКА – количественная характеристика оценки, выраженная в баллах, цветом, каким-либо символом (знаком)…
ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ— система обобщённых личностно ориентированных целей образования, уточнённых и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учётом ведущих целевых установок изучения каждого учебного предмета, а также возрастной специфики учащихся.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ— программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
РЕЗУЛЬТАТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-
- определяют, то, что будет проверяться (работа с критериями);
- составляют проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под определённые критерии;
- выделяют сложность заданий, приписывают баллы сложности;
- создают (или ищут) образец для проверки задания (работы);
- сопоставляют полученные данные с образцом;
- дают характеристику ошибок и выдвигают гипотезы об их причинах;
- составляют (или подбирают) корректировочные задания, новую «индивидуальную» проверочную работу с последующим их выполнением;
- переводят (по необходимости) свои формализованные оценочные шкалы в общепринятую пятибалльную систему оценивания.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Ступени понимания | После окончания | |
1. Предвосхищение (понимаю, что еще не понимаю) 2. Смутное понимание (представляю о чем идет речь) 3. Кажущееся понимание (понимаю, но сказать не могу) 4. Отчетливое понимание (могу изложить другому) 5. Присвоение (постараюсь сделать своим) |
Школа 2010 Правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)