Методика выполнения курсового проекта
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Омский государственный аграрный университет
Имени П.А. Столыпина
Агротехнологический факультет
Кафедра агрономии, селекции и семеноводства
Агрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению курсового проекта
По дисциплине «Растениеводство»
Омск 2015
Введение
Курсовой проект выполняется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 35.03.04 -Агрономия и рабочей программой учебной дисциплины Б3.Б.10 Растениеводство 2.
Методические указания к курсовому проекту позволяют студенту обобщить ранее полученные знания по систематике и биологии растений; агрометеорологии; приёмам повышения эффективного плодородия почв за счёт их рациональной обработки; систем удобрений; защиты культурных растений от вредителей, болезней, сорняков; комплексной механизации процессов и показать влияние совокупности агроклиматических факторов на рост и развитие, продолжительность вегетационного периода, на формирование урожайности сельскохозяйственных культур.
Проект выполняется студентами 4-го курса по направлению 35.03.04 -Агрономия самостоятельно: по индивидуальному заданию, в котором указывается культура, зона, тип и бонитет почвы, основные данные её агрохимической характеристики и др. Несмотря на то, что курсовой проект выполняется индивидуально, следует придерживаться общего графика его выполнения:
Предварительный этап. Студент получает задание на проектирование на четвёртом курсе в 7-м семестре.
Первый этап. Описание почвенно-климатических условий зоны, биологических особенностей культуры: выбор сорта и расчёт потенциального и действительно возможного урожая (ДВУ).
Материалом служат данные ГМС и ГСУ зоны, учебники по программированию урожаев сельскохозяйственных культур, по биологии культуры, лекции по растениеводству, зональная научная литература. После написания этой части курсового проекта – консультация у преподавателя.
Второй этап. Разработка технологической карты с указанием календарных сроков планируемых технологических операций. В задании указан год – аналог, для сложившихся погодных условий которого и должна быть разработана технология возделывания культуры. Данные о продолжительности межфазных периодов, даты наступления, фаз роста, развития и созревания можно взять из ежегодно публикуемых материалов инспектуры Государственной комиссии Р.Ф. по испытанию и охране селекционных достижений по Омской области, а так же из данных научных учреждений зоны. Технологическая карта заполняется в хронологическом порядке операций с указанием календарного срока, требований к операции и техники для её осуществления.
Третий этап. – написание пояснительной записки к технологической карте, в которой, на основании проработанной литературы (учебной и научной), студент должен доказательно обосновать каждую технологическую операцию, срок её проведения и требования к качеству. Марки машин указываются в соответствии с системой машин для зоны.
Заключение. Студент должен обобщить данные научных учреждений с разработанной им технологией, указать реальность получения ДВУ и освоения технологии в условиях производства.
Критерии оценки курсового проекта:
«отлично»– если в проекте студент показал умение работать с научной литературой, глубокие знания, правильно сделал расчёты, анализ роста и развития культуры в зависимости от особенностей зоны, самостоятельность мышления, аккуратно оформил и успешно защитил курсовой проект.
«хорошо» – при наличии небольших замечаний, если при защите к ним даны правильные пояснения.
«удовлетворительно» – если имеются ошибки в расчётах, составлении технологической карты и при защите студент слабо ориентируется в своей работе.
- Общие указания
Выполнение курсового проекта по «растениеводству» является важным этапом в подготовке и формировании учёного агронома, так как способствует не только закреплению и обобщению ранее полученных знаний, но и систематизирует их.
Основные требования, предъявляемые к курсовому проекту
- Студент должен оценить почвенно-климатические условия зоны на соответствие их требованиям культуры;
- Сделать анализ влияния особенностей указанного в задании года на наступление фаз развития растений и составить феноспектор;
- Рассчитать потенциальный и действительно возможный урожай культуры по приходу ФАР, влагообеспеченности и другим показателям
- Рассчитать необходимое количество удобрений под программированный урожай и разработать оптимальную систему их внесения.
- Разработать технологию возделывания культуры в заданной зоне и в год аналог. Обосновать предлагаемые приёмы выращивания.
Рекомендуемый общий объём курсового проекта: 25 – 35 с. компьютерного текста.
Курсовой проект должен быть изложен по следующему плану:
Титульный лист (приложение А1).
Задание (приложение А2).
Антиплагиат (не менее 50%)
Оценочный лист (приложение А3)
Введение (1-2 с.).
Глава 1. Почвенно-климатическая характеристика зоны (4-6 с.).
1.1 Основная почва зоны, их краткая характеристика.
1.2 Климатические условия зоны.
1.3 Метеоусловия года-аналога.
Глава 2. Биологические особенности культуры (4-6 с.).
2.1 Отношение культуры к основным факторам произрастания (температура, влага, свет и др.)
2.2 Фазы роста и развития культуры, этапы органогенеза и их связь с элементами продуктивности.
2.3 Хозяйственно-биологическая характеристика основных выращиваемых в зоне сортов, выбор сорта и его обоснование. Особенности роста и развития сорта в условиях года-аналога.
Глава 3. Оценка потенциальной и действительно возможной продуктивности культуры и её потребности в удобрениях (3-4 с.).
3.1 Определение потенциального и действительно возможного урожай культуры.
3.2 Расчет норм внесения удобрений под запрограммированный урожай.
Глава 4. Технологическая карта возделывания названной в задании культуры (1-3 с.).
Глава 5. Пояснительная записка к технологической карте (15-18 с.).
5.1 Обоснование размещения культуры в севообороте. Выбор предшественника.
5.2 Основная и предпосевная обработка почвы под культуру.
5.3 Сроки и способы внесения удобрений.
5.4 Требования к посевным качествам семян и приёмы подготовки их к посеву.
5.5 Выбор и обоснование оптимального срока посева.
5.6 Выбор и обоснование оптимального срока посева.
5.7 Выбор и обоснование способа посева и глубины заделки семян.
5.8 Обоснование количественной и расчёт весовой нормы посева.
5.9 Приёмы ухода за посевом. Система защиты растений культуры от сорняков, вредителей и болезней.
5.10 Выбор и обоснование сроков и способов уборки культуры. Приёмы подготовки полученной продукции к реализации и хранению.
Заключение (1 с.).
Список использованной литературы (1-2 с.).
Приложения (1-5 с.).
Файл с диском, на котором записан данный курсовой проект.
Оценочный бланк защиты курсового проекта (4 шт для комиссии Приложение А.4)
Рекомендуемый объём презентации для защиты курсового проекта: не более 10 слайдов, доклад – не более 7 минут.
Титул с темой курсового проекта и автором
Феноспектр (характеристика погодных условий года-аналога с ГТК)
Ценность культуры.
Сорт и его характеристика.
Технологическая карта.
Заключение с собственным мнением.
Рекомендован творческий подход при выполнении презентации.
Методика выполнения курсового проекта.
Раскрывая содержание плана курсового проекта, следует обратить внимание на следующее:
Введение
Необходимо показать значение и распространение культуры (в стране, области, зоне), указать её пищевую, кормовую или техническую ценность. Указать, чему посвящён курсовой проект.