Недобросовестная конкуренция
Конкурентная борьба участниками оборота может осуществляться с использованием самых различных средств и методов ведения предпринимательской деятельности. Свободная конкуренция является оптимальным условием для удовлетворения интересов экономики. Важно учитывать, что охране подлежат как интересы конкурентов, так и интересы потребителей. Нарушение правил экономического соревнования может принимать различные формы: использование чужой репутации, введение в заблуждение и т.д. С усложнением и глобализацией оборота подобного рода нарушения проявляются во все более разнообразных формах.
В зарубежных странах разработаны индивидуальные подходы к определению критериев честной конкуренции. Вместе с тем в международной практике существуют и общие подходы в борьбе против недобросовестного экономического соревнования.
Защита от недобросовестной конкуренции во всех правопорядках признается составной частью охраны промышленной собственности. Согласно п. 2 ст. 1 Парижской конвенции, страны Парижского союза должны обеспечивать эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Перечень действий, подпадающих под недобросовестную конкуренцию, в Конвенции сформулирован достаточно широко. Во-первых, это действия, ведущие к смешению в отношении товаров, способов предоставления услуг, внешнего вида товара. Во-вторых, это действия конкурента, ведущие к введению в заблуждение. Например, путем создания ложного впечатления о товарах или услугах конкурента. В большинстве стран проводится разграничение между случайным и злонамеренным введением в заблуждение. В-третьих, к таким действиям относят незаконное использование и разглашение конкурентами коммерческой тайны.
В юридико-техническом отношении институт пресечения недобросовестной конкуренции занимает различное положение. Рядом стран разработано специальное законодательство. Другие страны осуществляют регулирование без установления отдельного правового режима.
Так, в США регулирование осуществляется в рамках законодательства по борьбе с монопольной практикой. Конкретные составы правонарушений характеризуются как недобросовестная конкуренция. Ограниченные возможности средств общего права в борьбе с недобросовестной конкуренцией восполнены путем создания Федеральной комиссии по торговле и расширения действия отдельных норм законодательства о товарных знаках.
В США к недобросовестной конкуренции относят ведение дел под чужим именем, нарушение прав на собственный образ, вводящую в заблуждение рекламу, нарушение прав на внешнюю форму товара, присвоение экономических ценностей конкурента, паразитическую конкуренцию, недобросовестное установление цен, вмешательство в деловые отношения конкурента. Распространение получили, в частности, договоры о воздержании от конкуренции. Как правило, такие договоры заключаются участниками оборота на случай прекращения между ними коммерческих отношений.[13]
Во Франции используются общие положения гражданского права (ст. 1382 и ст. 1383 ФГК). Законодательство не содержит понятия недобросовестной конкуренции. Судебной практикой выработаны критерии определения отдельных видов недобросовестной конкуренции. Наиболее распространено пресечение действий по незаконному использованию чужой репутации, дискредитации конкурентов и действий, ведущих к так называемой дезорганизации коммерческой деятельности конкурента. В случае неправомерных действий, причиняющих ущерб, возмещение определяется судами по общим нормам деликтной ответственности. Для защиты потребителей действуют правила Закона о борьбе с мошенничеством при сбыте продукции 1905 года, Закон о запрете рекламы, вводящей в заблуждение, 1973 года, Закон об информации для потребителей 1989 года и ряд иных законодательных актов. Наряду с нормами гражданского права защита потребителей осуществляется рядом норм уголовного права.
В Великобритании пресечение недобросовестной конкуренции опирается на нормы общего права и права справедливости. Так, начиная с 1824 г. использование чужого имени признается правонарушением и обеспечивается достаточно широкой защитой. Основным противоправным конкурентным действием является ведение дел под чужим именем: «никто не обладает правом выставлять свои товары под чужим именем». Интересы потребителей охраняются в соответствии с Законом о видах деятельности в торговле (Trade Descriptions Act), Законом о добросовестной торговой практике 1973 года (Fair Trading Act), Законом об охране интересов потребителей 1987 года (Consumer Protection Act). Кроме того, в Англии в качестве средства по борьбе с недобросовестной конкуренцией признается так называемое саморегулирование. Основы для саморегулирования английской экономики в сфере пресечения недобросовестной конкуренции заложены в различных кодексах, которые были разработаны профессиональными объединениями специалистов из различных областей экономики. К важнейшим источникам саморегулирования относят вступивший в силу в 2003 году Кодекс о рекламе и продвижении товаров (British Code of Advertising, Sales Promotion and Direct Marketing).
В России защита от недобросовестной конкуренции представлена ФЗ от 26.07.2006 №135 "О защите конкуренции".
Это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14:
1. распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб его деловой репутации;
2. введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
4. продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
5. получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, без согласия её владельца.