Тектонические решения в природе
Веками отшлифованный организм природы дает разнообразнейшие примеры рационального и экономного использования материала и неиссякаемое количество вариаций форм и конструкции на этой основе. Изучение этих форм и их тектонической выразительности, а также принципов работы живых существ дает богатую пищу для творческого «заимствования» и применения их в технике, художественном конструировании и архитектуре.
Мы очень часто встречаем примеры тектонических решений в архитектуре, подсказанных природой. Живописный рисунок силовых линий на крыльях стрекозы, бабочки или листе дерева своеобразно рассказывает о работе материала и его распределении в плоскости крыла или листа.
Такой же принцип распределения материала применял в своих сооружениях и перекрытиях из железобетона П. Л. Нерви. Или, например, решение кожуха некоторых машин малой механизации или трактора наводит на мысль об аналогии тектонического строения с панцирем ракообразных. Их внешняя оболочка, скорлупа, несмотря на свою тонкость и хрупкость, обладает достаточными жесткостью и прочностью. Этот же принцип защиты внутреннего устройства и механизмов с помощью кожуха, изготовленного из тонкого листового металла, мы встречаем на многих видах технических устройств, машин, тракторов и т. д. Для того чтобы создать необходимую прочность и жесткость, тонкую металлическую оболочку всячески изгибают, насыщают рельефными, штампованными вдавками, делают по краю листа контурные отбортовки и т.д. Эти штрихи построения формы кожуха, подсказанные природой, создают своеобразный язык, которым рассказывается о тектонике.
Необходимо отметить в заключение, что тектоническое качество изделия или объекта формируется в сложном, комплексном, неразрывном единстве решения всех вопросов — функциональных, конструктивных, технологических, экономических, эстетических.
Проектирование объектов промышленного производства
При проектировании объектов промышленного производства часто встречаются формы со сложным структурным построением, взаиморасположением частей, сопряжениями, сочленениями, механическими перемещениями, техническими включениями и т. д.
Для правильной и убедительной тектонической трактовки сложной конструктивной основы промышленного объекта (например, станка, строительно-дорожной машины, медицинского оборудования, средств транспорта специального назначения и т. д.) художнику-конструктору необходимо выяснить, как распределяются усилия в элементах системы, какие нагрузки приходятся на долю того или иного элемента.
Для этого ему необходимо располагать и некоторыми знаниями (в частности, теоретической механики) и природным чутьем. Тщательно изучив и глубоко проанализировав все внутренние и внешние взаимосвязи этого сложного конструктивного организма, художник может обобщить, индивидуально и образно интерпретировать и художественно разработать свое предложение.
Фальсификация и тектоническая сущность
Ваза для фруктов из пластмассы должна иметь свои типичные особенности формы. Её пластика, цвет, фактура поверхности должны выражать характерность, непохожесть на стекло, керамику, дерево и другие материалы. И хотя современная технология накопила достаточный арсенал возможных имитаций материала «под другой» (искусственная кожа, пластмасса под мрамор, хрусталь, металл и т. д.), необходимо строго избирательное отношение к применению таких имитаций материала.
В отдельных случаях побудительные причины для применения заменителей материалов носят конъюнктурный характер. Например, можно без особых сложностей тиражировать в массовом масштабе относительно дешевые пластмассовые изделия под хрусталь. Но человек рано или поздно испытывает разочарование от такого изделия.
В подобной фальсификации искажается тектоническая сущность материала. Если рисунок по хрусталю нарезается вручную и это придает изделию особую ценность, то тот же рисунок, нанесенный на другой материал методом штампа, никогда не удовлетворит взыскательный вкус художника. Сравнительно просто можно изготовить настенное панно из металлизированной пластмассовой пленки, имитирующей чеканку. Но и это изделие всегда будет расцениваться на уровне подделки. Эстетическим критерием художника в отношении к материалу, способу выражения его свойств и характера работы его в данной конструкции должна быть правдивость. Когда же материалу придается не свойственное ему качество, то, даже справляясь с этим, иногда труднодостижимым эффектом, художник. Доказывает не столько победу над материалом, сколько эстетическое насилие над ним. В основе тектонической сущности формы изделия или объекта всегда лежит неразрывность взаимосвязей свойств материала, характера, строения формы изделия или конструктивной схемы объекта и способа их изготовления.
Признаки отличия форм
Тектоничность формы в каждом конкретном случае разнообразна по характеру и степени ее проявления. Но, несмотря на все многообразие тектонических решений, стоит выяснить, существуют ли какие-либо общие признаки, которые отличают тектонические формы от нетектонических. Прежде всего следует отметить, что тектоника только тогда становится наиболее очевидной и выразительной, когда она является органической частью определенного художественного целого.
Чтобы проиллюстрировать это положение, рассмотрим примеры. Проследим, как тектоническое начало стало основой для развития композиционной темы, на примере двух светильников. Оба они выполнены из листовой пластмассы. То, что это пластмасса, а не другой материал, прочитывается по характерной толщине листа, край которого откровенно виден. Конусная форма светильников образована путем свертывания листа. В первом случае лист свернут внахлестку. Способ крепления листа выявлен с помощью крупной детали — заклепки. Во втором случае лист свернут и закреплен встык. Шов — склейка не маскируется, а наоборот, подчеркивается небольшим вырезом у основания стыка. Без этого штриха форма корпуса светильника выглядела бы литой или штампованной. На обыгрывании подробностей способа изготовления и выявлении особенностей материала возникли и общее композиционное решение, и тектоническая форма.
На рисунке декоративное изделие (птица), выполненное из тонкого листового металла. Материал обнажен и раскрыт. Видны и следы его обработки и способа изготовления — резки. Даже волнистость и корявость в местах, где прерывалась резка, использованы художником, чтобы условным приемом передать характер строения пера птицы. Перекручивая тонкую полоску металла, он просто и выразительно лепит голову и клюв. И совершенно неправильное отношение к тектонике создается, когда автор пытается скрыть технологический процесс и используемый материал. Предположим, что декоративную скульптуру птицы автор выполнил также из листового материала методом сварки на каркасе. После тщательного сглаживания и зачистки швов после сварки эта скульптура производила бы впечатление литой, монолитной.