Экспертный лист для анализа факторов внешней среды

Предмет Тематика вопросника
Экономика - Общие экономические положения - Уровень и направления развития - Темпы инфляции и дефляции - Уровень занятости населения - Бюджетный баланс - Стабильность курса гривны - Ставки по кредитам - Налоговые ставки
Социально-культурные факторы - Структура общества (классы, этнические группы, меньшинства, распределение по личным доходам) - Условия жизни различных социальных групп - Социальная напряженность в обществе - Уровень предложения на рынке рабочей силы - Социальные, культурные и религиозные традиции - Движение в защиту прав потребителей - Активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся - Организации социального толка, их роль и влияние - Общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы
Политика - Политическая система и жизнь - Влияние политики на управление - Разделение полномочий федеральных, муниципальных и местных органов власти - Таможенная политика - Антимонопольная политика - Льготы и свободные экономические зоны - Инвестиционная политика - Политика приватизации - Кредитная политика
Производственно-технологические факторы - Состояние внешних звеньев системы развития - Темпы обновления технологии - Возможности новых технологических разработок - Уровень технологии конкурентов - Состояние производства на внешних для организации участках технологических цепей - Изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи
Рынок - Динамика спроса и предложения - Доходы различных социальных групп - Интенсивность конкуренции - Формы рынка в заинтересованной сфере деятельности - Жизненные циклы спроса - Цены на факторы производства - Рынок труда - Емкость рынка - Жизненные циклы различных видов товаров и услуг
Конкуренция - Какими мотивами руководствуются конкуренты? - Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением? - Какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент? - В чем уязвимость конкурента? - Что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента? - Текущая стратегия конкурентов - Сильные и слабые стороны конкурентов
Международные отношения - Возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО – всемирная торговая организация; ОПЕК – организация стран – экспортеров нефти; ЕС – Европейское сообщество «Общий рынок») - Возможности и ограничения, вызванные экономическим союзом стран СНГ - Изменение валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков - Зарубежные стратегии защиты или расширения компаний или отраслей - Соглашения по тарифам и торговля между странами - Политика правительства других стран, на рынках которых действует или собирается действовать фирма, по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей


Конечным итогом анализа является определение угроз и возможностей, которые обычно проявляются в семи областях внешнего окружения фирмы таких как экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международные отношения и социальное поведение. Соответственно этим областям группируются факторы, которые подвергаются анализу. Схема анализа внешней среды фирмы показана на рис. 2.2.

 
  Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru

Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru Факторы внешней среды

Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru

Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru Параметры анализа

Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru

Результаты анализа

Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru

Рис. 2.2. Схема анализа внешней среды фирмы

В конечном итоге, суть анализа внешней среды состоит в том, чтобы подойти к проблеме разработки новых вариантов стратегии с разных сторон. Разработчики стратегии должны оценить будущую стратегию с точки зрения рынка и макросреды, покупателя и конкурента, а также с точки зрения внутренних приоритетов самой организации.

Анализ макросреды

Макросреда создает общие условия нахождения организации во внешней среде и формирует ее долгосрочную прибыльность. Факторы, отнесенные к макросреде, практически неподконтрольны со стороны фирмы. Они действуют на все организации и не характеризуются какими-либо специфическими особенностями по отношению к отдельно взятой организации (рис. 2.3). Но вместе с тем, влияние макросреды на различные организации различно, что предопределяется сферой деятельности, территориальным расположением, размерами, потенциалом организации и т.п. Можно выделить некоторые специфические характеристики макросреды:

- макросреда обычно сложнее, чем микросреда, что обуславливается ее неопределенностью, т. е. отсутствием информации о состоянии и возможных изменениях среды. Последнее не позволяет спрогнозировать последствия воздействия этой среды на организацию;

Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru

Микросреда
Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru 1. Социальные

Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru 2. Политические

Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru 3. Экономические

4.Технологические

Рис.2.3. Организация и среда ее деятельности

- макросреда влияет на деятельность организации опосредовано (косвенно), т. е. не так заметно, как микросреда. Но тем не менее это влияние необходимо учитывать;

- процессы, протекающие в макросреде, достаточно сложные, зачастую взаимосвязаны и противоречивы.

Исходя из характера проявления в макросреде различают «причуды», тенденции и макротенденции [42].

 
  Экспертный лист для анализа факторов внешней среды - student2.ru

Рис. 2.4. Направления анализа факторов макросреды

Под причудами понимают те или иные непрогнозируемые, непредсказуемые изменения во внешней среде, которые существуют непродолжительный период времени и обычно не имеют «серьезного» социального, экономического или политического значения.

Более предсказуемы и продолжительны изменения во внешней среде относят к разряду тенденций. Они могут наблюдаться в разных странах, на разных рынках и сопровождаться определенными новыми событиями. Например, глобализация конкуренции, информатизация общества, комплексное управление качеством, успехи в развитии знания, унификация стилей жизни и др. Знание тенденций дает возможность прогнозировать будущее. Фредерик фон Шиллер сказал: «В сегодня уже бродит завтра».

К макротенденциям относят медленно развивающиеся крупные социальные, экономические, технологические или политические изменения срок формирования которых составляет от 7 до 10 лет и больше, и которые могут оказать сильное влияние на общество и отдельную организацию. Футурист Дж. Нейзбитта приводит примеры мегатенденций характерных для 90-х годов ХХ ст.:

- Мировой экономический бум.

- Возрождение искусств.

- Социализм со свободным рынком.

- Глобализация стиля жизни и культурный национализм.

- Эпоха женского лидерства.

- Век биологии.

- Возрождение религии.

- Триумф личности.

- Индивидуализация понятия «богатство»

- Подъем в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Знание мегатенденций позволяет организации идти в русле сильных тенденций и вести успешно свой бизнес.

Среди большого количества факторов, воздействующих на организацию, выделяют ряд основных. Так, Ф. Котлер [57] считает, что макросреда состоит из таких факторов: демографических, экономических, природных, научно-технических, политических, культурных, правовых, международных.

В более поздних публикациях, исходя из функционального подхода, по данной проблеме предлагается выделять четыре основные группы факторов макросреды: политические, экономические, социальные и технологические рис. 2.4.

Приступая к анализу факторов внешней среды, следует учитывать общие характеристики среды, к которым относят: взаимосвязанность факторов – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы; сложность – число и разнообразие факторов, значимым образом, влияющим на организацию; подвижность – относительная скорость изменения среды; неопределенность – относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

Среди методов применяемых для анализа макросреды выделяют PEST–анализ. Форма представления результатов, получаемых с помощью этого метода – табличная.

PEST–анализ

PEST – это аббревиатура четырех английских слов: P–Policy–политика, E–Economy–экономика, S–Society–общество (социум), T–Technology– технология. С помощью этого метода проводится анализ четырех указанных групп факторов. При этом рекомендуется использовать, для представления результатов анализа, формат табл. 2.3. (разработано на основе [83]).

Политическая среда. Это один из важнейших факторов, который должен изучаться, в первую очередь, для того, чтобы иметь четкое представление о намерениях федеральных (муниципальных, местных) органов власти в отношении развития общества, регулирования механизма обращения денег в государстве, создания условий ресурсного обеспечения для каждой организации, изменения в законодательстве, правовом регулировании и налогообложении, а также о том, с помощью каких средств властные структуры будут проводить в жизнь свою политику.

Таблица 2.3

Наши рекомендации