Модель составления формулировки учебных задач
В помощь педагогу дополнительного образования
Волгодонск
Методические рекомендации
«Алгоритм составления плана– конспекта занятия»
Деятельность каждого педагога, в том числе и педагога дополнительного образования, для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности каждого педагога входит не только владение умениями составления календарного планирования на каждую неделю, но и обдуманное поэтапное планирование каждого занятия.
В педагогической науке существует определенный стандарт, по которому составляется тот или иной вид плана. Его структура в целом известна каждому специалисту, имеющему педагогическое образование.
Раздел:
Тема:
Тип занятия:(Таблица 1)
Цель занятия:
Задачи: ( Таблица 2)
1.______________________
2.______________________
3.______________________
Методическое оснащение занятия:(Таблица 3)
Методы обучения: (Таблица 4)
Формы организации учебного процесса:(групповая, индивидуальная, подгрупповая, парная)
Форма организации деятельности детей: (Таблица 5)
Словарная работа:
Ход занятия:
- Организационный момент:
-приветствие;
- проверка явки обучающихся;
- заполнение журнала учета работы;
- проверка готовности обучающихся к занятию;
- настрой обучающихся на работу; доведение до детей плана занятия.
2. Проверка выполнения обучающимися домашнего задания, если такое имеет место(расписать содержание, методы, средства).
3. Актуализация знаний обучающихся(содержание, методы, средства). Этот раздел подчеркивает важность тех знаний, умений и навыков, которыми дети овладели в процессе прошлого занятия, при выполнении домашнего задания (где пригодятся). Иными словами у детей вырабатывается стимул к дальнейшей продуктивной деятельности, формируется мотив.
4. Изложение педагогом нового материала(содержание, методы, средства).
5. Закрепление знаний обучающихся(содержание, методы, средства).
Физкультминутка.
7. Практическая работа (название):
а) Вводный инструктаж педагога:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление с объектом труда (образцом);
- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с технологической картой);
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
б) Самостоятельная работа обучающихся по учебно-технической документации.
в) Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения обучающимися самостоятельной работы):
- формирование новых учений (проверка организованности начала работы обу чающихся, организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасно сти, санитарии, гигиены труда);
- усвоение новых знаний (проверка правильности использования обучающиися технологических карт и др. документации, инструктирование детей);
- целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения);
г) Заключительный инструктаж педагога:
- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
- разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;
- повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.
8. Инструктаж педагога по выполнению домашнего задания, если такое имеется(содержание, методы, средства).
9. Подведение итогов занятия педагогом:
- сообщение педагогом о достижении целей занятия;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятие;
- сообщение о теме следующего занятия;
- задание обучающимся на подготовку к следующему занятию.
Уборка рабочих мест.
При составлении конспекта учебного занятия более подробно расписывается содержание теоретического материала занятия, намечаются контрольные вопросы, вопросы для беседы с детьми с указанием (в скобках) предполагаемых вариантов ответов, фразы диалогов (если присутствует персонаж). В конспекте также фиксируются формы и методы работы с детьми (например, работа по разгадыванию кроссворда должна включать не только указание количества человек, включенных в эту деятельность, сам кроссворд, но и его содержание (вопросы и ответы)). Все это сделает конспект более полным, доступным и понятным.
Следует отметить, что не все вышеперечисленные части занятия могут присутствовать в конспекте и в целом в занятии. Речь идет о пунктах №2 и 8. Так, например, раздел «Проверка домашнего задания» может быть логически упущен, если на предыдущем занятии оно вообще не задавалось детям.
Такая форма конспекта учебного занятия присуща в основном всем направлениям деятельности. Значительно отличаются от них по своей структуре занятия, например, по музыке или танцам. Но независимо от этого все же «шапка» конспекта остается для всех единым требованием, изменяется соответственно только часть «Ход занятия».
Таким образом, подобное оформление конспекта занятия позволит педагогам дополнительного образования детей не только правильно преподнести свое занятие, но и документально подтвердить свое мастерство при проведении открытых занятий (мероприятий), аттестации, при участии в различных конкурсах педагогического мастерства.
Таблица 1
Типы занятий
Тип занятия | Форма организации |
Изучение и усвоение нового материала | лекции, объяснение, демонстрация и т.д. |
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков | повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.; |
Обобщение знаний, умений и навыков | самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.; |
Комбинированное | учебное занятие со всеми элементами процесса обучения |
Контрольное | итоговое |
Таблица 2
Модель составления формулировки учебных задач
Наименование задачи | Слово для начала формулировки задачи | На что может быть направлена задача |
Образовательная | Учить … Формировать … Способствовать … Знакомить … Обобщить … Расширить представления … | - выполнять основные виды операций; - представления о …; - осознавать признаки понятий, технологию процессов; - определять причинно-следственные связи, закономерности…; - правила поведения …; - и т.п. |
Развивающая | Развивать … Формировать … Обогащать … Систематизировать … Обобщать … Стимулировать … | - … умения и навыки; - словарный запас детей; - способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; - сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета); - двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений); - познавательный интерес учащихся; - …вида памяти (оперативная, зрительная, слуховая); - самостоятельность обучающихся; - способности к …; - и т.п. |
Воспитательная | Воспитывать… Способствовать … | - нравственные, эстетических, трудовые, патриотические и др. качества личности (например, уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т.д.); - общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность, и др.); - коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т.п.). |
Таблица 3
Варианты методического оснащения
Тип методического оснащения | Наименование оснащения |
Материально-техническая база | · станки, машины; · инструменты, приспособления (ножницы, спицы, иглы, кисти…); · материалы (нитки, леска, клей, краски, т.д). |
Дидактическое обеспечение | · учебное пособие; · рабочая тетрадь; · сборник заданий; · словари, справочники…; · дидактические (настольные) игры; · плакаты; · таблицы; · технологическая карта; · образцы объекта труда; · образцы поузловой обработки изделий; · материалы для контроля знаний обучающихся (карточки-задания, тесты, кроссворды). |
Таблица 4
Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому
Методы | Форма |
Словесные (источником знания является устное или печатное слово) |
|
Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) |
|
Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие) |
|
Классификация методов обучения по М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру
Методы | Содержание |
Объяснительно-иллюстративный метод | Педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти |
Репродуктивный метод | Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога |
Проблемный метод | Педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы |
Частично-поисковый метод | Педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует |
Исследовательский метод | Обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний |
Таблица 5