Общие правила составления двойственных задач

Правило 1. Во всех ограничениях исходной задачи свободные члены должны находиться в правой части, а члены с неизвестными – в левой.

Правило 2. Ограничения-неравенства исходной задачи должны быть записаны так, чтобы знаки неравенств у них были направлены в одну сторону.

Правило 3. Если знаки неравенств в ограничениях исходной задачи « Общие правила составления двойственных задач - student2.ru », то целевая функция Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , а если « Общие правила составления двойственных задач - student2.ru », то Общие правила составления двойственных задач - student2.ru .

Правило 4. Каждому ограничению исходной задачи соответствует неизвестное в двойственной задаче, при этом неизвестное, отвечающее ограничению-неравенству, должно удовлетворять условию неотрицательности, а неизвестное, отвечающее ограничению-равенству, может быть любого знака.

Правило 5. Целевая функция двойственной задачи имеет вид

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru ,

где Общие правила составления двойственных задач - student2.ru – свободные члены в ограничениях исходной задачи.

Правило 6. Целевая функция Общие правила составления двойственных задач - student2.ru должна оптимизироваться противоположным по сравнению с Общие правила составления двойственных задач - student2.ru образом.

Правило 7. Каждому неизвестному хj , j = 1, 2, …, n исходной задачи соответствует ограничение в двойственной задаче. Совокупность этих n ограничений (вместе с условиями неотрицательности неизвестных yi , соответствующих ограничениям-неравенствам исходной задачи) образует систему ограничений двойственной задачи. Все ограничения двойственной задачи имеют вид неравенств, свободные члены которых находятся в правых частях, а члены с неизвестными y1, y2, …, Общие правила составления двойственных задач - student2.ru – в левых.

Все знаки неравенств имеют вид « Общие правила составления двойственных задач - student2.ru », если Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , и « Общие правила составления двойственных задач - student2.ru », то Общие правила составления двойственных задач - student2.ru .

Одновременное решение прямой

И двойственной задач

Одновременное решение прямой и двойственной задач основано на использовании теорем двойственности. Теоремы двойственности позволяют установить взаимосвязь между оптимальными решениями пары двойственных задач. Решив одну из пары двойственных задач, можно или найти оптимальное решение другой задачи, не решая ее, или установить его отсутствие. Возможны следующие случаи:

- обе задачи из пары двойственных имеют оптимальные решения;

- одна из задач не имеет решения в виду неограниченности целевой функции, а другая не имеет решения ввиду несовместности системы ограничений.

Теорема 6.2.1 (1-я теорема двойственности). Если одна из задач взаимно двойственной пары разрешима, то разрешима и другая задача, при этом оптимальные значения целевых функций совпадают. Если целевая функция одной из задач не ограничена (сверху – для задачи максимизации, снизу – для задачи минимизации), то множество допустимых планов другой задачи пусто.

Из этой теоремы вытекает следующее

Следствие. Для того, чтобы допустимые решения Общие правила составления двойственных задач - student2.ru и Общие правила составления двойственных задач - student2.ru двойственной пары задач были оптимальны, необходимо и достаточно, чтобы значения целевых функций на этих планах совпадали: Общие правила составления двойственных задач - student2.ru .

Теорема 6.2.2 (2-я теорема двойственности). Пусть имеется симметричная пара двойственных задач

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru Общие правила составления двойственных задач - student2.ru

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru (6.2.1)

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru ; Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru .

Для того чтобы допустимые решения Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru являлись оптимальными решениями пары двойственных задач, необходимо и достаточно, чтобы выполнялись следующие равенства:

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru ; (6.2.2)

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru . (6.2.3)

Иначе, если при подстановке оптимального решения в систему ограничений i-е ограничение исходной задачи выполняется как строгое неравенство, то i-я координата оптимального решения двойственной задачи равна нулю, и, наоборот, если i-я координата оптимального решения двойственной задачи отлична от нуля, то i-е ограничение исходной задачи удовлетворяется оптимальным решением как равенство.

Пример 6.2. Для данной задачи составить двойственную, решить ее графическим методом и, используя вторую теорему двойственности, найти решение исходной задачи:

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru .

Решение. Составим двойственную задачу

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru

Решим эту задачу графическим методом. На рис. 6 изображены область допустимых решений задачи, нормаль Общие правила составления двойственных задач - student2.ru линий уровня, линии уровня и оптимальное решение задачи Общие правила составления двойственных задач - student2.ru .

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru Общие правила составления двойственных задач - student2.ru Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru Общие правила составления двойственных задач - student2.ru ; Общие правила составления двойственных задач - student2.ru , Общие правила составления двойственных задач - student2.ru ; Общие правила составления двойственных задач - student2.ru ;

Рис. 6

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru .

Подставим оптимальное решение Общие правила составления двойственных задач - student2.ru в систему ограничений. Получим, что ограничения (1) и (4) выполняются как строгие неравенства:

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru

Согласно второй теореме двойственности соответствующие координаты оптимального решения двойственной, т.е. исходной задачи, равны нулю: Общие правила составления двойственных задач - student2.ru . Учитывая это, из системы ограничений исходной задачи получим

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru

__________________

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru ;

Общие правила составления двойственных задач - student2.ru =7, Общие правила составления двойственных задач - student2.ru =1; Общие правила составления двойственных задач - student2.ru .

Ответ: Общие правила составления двойственных задач - student2.ru 102 при Общие правила составления двойственных задач - student2.ru .

Транспортная задача

Наши рекомендации