Сборка узлов с подшипниками
Сборка узлов может производиться с подшипниками скольжения или с подшипниками качения.
Подшипники скольжения могут изготавливаться в виде втулок или в виде вкладышей.
Сборка узлов с втулками
При посадке втулок в корпус дают гарантированный натяг по 7 – 8 квалитету точности.
Эту посадку можно осуществлять:
1. запрессовкой в обычном состоянии (ударами молотка или на прессах);
2. в нагретом состоянии корпуса. Нагрев корпуса производят в масляной ванне, струей горячего воздуха или индуктивным способом (местный нагрев);
3. в холодном состоянии втулки. Охлаждение втулки производят твердой углекислотой или жидким азотом. Данный метод целесообразно применять для посадки тонкостенных втулок в массивный корпус;
4. посадкой втулки на клей;
5. комбинированием (дорнование с поперечной запрессовкой);
6. с использованием микрошлицев, предварительно полученных вибронакатываием.
После сборки втулки с корпусом обычно производится окончательная обработка. Эта обработка производится тонким растачиванием, развертыванием, калибровкой или раскатыванием. Цель этой обработки заключается в исправлении погрешности формы и размеров. Соосно расположенные втулки после запрессовки для обеспечения строгой соосности растачивают за одну установку или развертывают удлиненными развертками.
Сборка узлов с вкладышами
Как правило, в условиях единичного и мелкосерийного производства, сборка осуществляется с широким применением пригоночных работ.
На первой стадии пригоняются к корпусу нижние вкладыши. Пригонка обычно осуществляется к расточенным гнездам по краске. После этого пригоняют нижний вкладыш к опорной шейке вала. Пригонка осуществляется с помощью шабровки. Добиваются равномерного контакта на дуге 120°. Контакт считается нормальным, если на 1 дюйме2 (25 × 25 мм) имеется 9 – 12 пятен контакта.
После этого устанавливают верхний вкладыш и затягивают. Дают валу 2 – 3 оборота. Верхний вкладыш снимают и сшабривают окрашенные места и т.д.
Для узлов повышенной прочности рекомендуется применять шабровку не по краске, а по блеску. Когда требования еще выше, применяют притирку. Притирка осуществляется вначале по ложному валу, он имеет несколько меньшие размеры. На него наносится притирочное вещество. После притирки по ложному валу производится притирка с самим валом.
После пригонки верхнего вкладыша соединение разбирают, производят промывку, прочищают масляные каналы, обдувают сжатым воздухом, наносят на трущиеся поверхности смазку и окончательно укладывают вал с затяжкой и шплинтовкой всех гаек. Затяжка должна производиться от средних подшипников к крайним. После затяжки проверяют зазор. Зазор контролируется при провёртывании вала с калиброванной латунной пластинкой, устанавливаемой между опорной шейкой вала и верхним вкладышем.
Величина зазора регулируется с помощью прокладок между крышкой и корпусом. В крупносерийном и массовом производстве сборка, как правило, ведется без выполнения пригоночных работ, так как вкладыши выполняются взаимозаменяемыми.
Последовательность сборки вала с вкладышами:
1. укладываются нижние вкладыши, смазываются их поверхности скольжения;
2. укладывается вал;
3. устанавливаются верхние вкладыши и крышка с постановкой необходимого количества прокладок (или без них);
4. предварительно и окончательно затягиваются гайки динамометрическим ключом;
5. проверяется легкость вращения вала и осуществляется шплинтовка гаек.
Сборка валов с шарикоподшипниками
При сборке валов с шарикоподшипниками широко используются методы взаимозаменяемости и регулирования. Основное требование к сборке – это легкость вращения вала на опорах при обеспечении достаточного радиального зазора в соединении. Подшипники средних размеров должны иметь зазор 5 ... 25 мкм.
Соединение подшипников с корпусом и валом производится по неподвижным посадкам. Однако, невращающееся кольцо должно иметь более слабую посадку, дающую возможность проворачиваться. Основная задача при монтаже валов на подшипники качения заключается в уменьшении радиального биения валов.
При посадке подшипников силу следует прикладывать к тому кольцу, которое монтируется на посадочное место с натягом. Во избежание перекоса кольца, повреждения дорожки качения и шариков, при посадке шарикового подшипника на вал рекомендуется пользоваться оправками.
Запрессовку можно производить на прессе или ударами молотка, но через оправку.
Монтаж подшипников значительно облегчается при использовании способа теплового воздействия. Если подшипники насаживаются на вал с натягом, то их рекомендуется нагревать в масляной ванне до температуры 80 ... 90 °С. Нагрев в значительной степени облегчает сборку и предупреждает порчу поверхности вала.
Качество посадки подшипников на вал проверяется проворачиванием вручную. При этом не должно быть заеданий, ход должен быть равномерным. Проверкой вручную на качку устанавливается наличие радиальных и осевых зазоров. Для более высокой степени точности такую проверку можно производить с использованием индикатора или других показывающих приборов.
Сборка узлов с коническими роликоподшипниками
Монтаж конических роликовых подшипников производится раздельно. При этом внутреннее кольцо с роликами и сепаратором напрессовывается на вал, а наружное кольцо устанавливается в корпус.
Регулирование радиального зазора в таком подшипнике достигается путем осевого смещения наружного кольца. Практически это достигается за счет установки прокладок или использования регулировочных винтов или регулировочной гайки.
При регулировании зазора прокладками вначале крышку ставят без прокладок и гайки или болты затягивают до тех пор, пока вал не будет провертываться очень туго. В процессе затяжки вал необходимо провернуть на несколько оборотов, чтобы ролики подшипника правильно установились.
Замеряется расстояние между крышкой и корпусом, отворачиваются гайки или болты и ставятся прокладки.
При регулировании зазора в подшипнике гайкой вначале ее затягивают до тугого провертывания вала. Затем по величине шага резьбы Р определяют, на какой угол у следует отвернуть гайку, чтобы получить требуемый зазор С.
γ = С × 360° / Р.