Организационная культура
Организационная культура – характерная для организации система связей, взаимодействий и отношений в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способ постановки и ведения дела. М. Кубр выделил ряд составляющих организационной культуры:
Ø Ø Старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, авторитет власти, проблема доверия).
Ø Ø Значение руководящих должностей и функций (полномочия отдела кадров, важность постов заместителей, роль различных отделов).
Ø Ø Критерии выбора или назначения на руководящие и контролирующие должности.
Ø Ø Организация работы и дисциплины.
Ø Ø Стиль руководства и управления, использование комитетов и целевых групп.
Ø Ø Процессы принятия решений (кто принимает, с кем проводятся консультации).
Ø Ø Обращение с людьми (соблюдение прав, уважение к личности, обучение и возможность повышения квалификации, способы мотивации).
Ø Ø Роль женщин в управлении и на других должностях.
Ø Ø Распространение и обмен информацией.
Ø Ø Характер контактов (предпочтение личных или письменных контактов, возможность контактов с высшим руководством).
Ø Ø Пути решения конфликтов и участие в их решении руководства.
Ø Ø Характер социализации, социальная иерархия.
Ø Ø Оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты).
Характер и содержание организационной культуры зависит от множества факторов, среди которых важнейшее место занимает её типология. Классификация А.А. и К.А. Радугиных даёт представление о четырёх типах организационных культур:
1. 1. Культура власти.При этом типе культуры особую роль в организации играет лидер, его личностные качества и способности. Источником власти выступают ресурсы, которые находятся в распоряжении руководителя. Организация имеет жёсткую иерархическую структуру. Набор персонала производится по принципу личной преданности, продвижение по службе слабо зависит от уровня компетентности. Положительные аспекты этого типа лидерства заключаются в быстром реагировании на ситуации, принятии решений, высокой организации их исполнения.
2. 2. Ролевая культура.Она характеризуется распределением ролей, жёстко регламентированным функционалом, специализацией участников деятельности. Организация работает в системе правил, процедур, стандартов, соблюдение которых гарантирует её эффективность. Основной источник власти – положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация продуктивно работает в режиме функционирования и ограничена в развитии.
3. 3. Культура задачи или дела.Данный тип культуры сориентирован на достижение целей в реализации проектов. Эффективность обеспечивается высоким профессионализмом сотрудников и корпоративной сплоченностью – это командный тип. Большими властными полномочиями наделён тот, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и обладает максимумом информации. Такая организация успешна при ситуативных требованиях рынка.
4. 4. Культура личности.Организация с подобным типом культуры объединяет людей не для решения общих задач, а для достижения личностно значимых целей. Характеризуется высокой продуктивностью. Власть основана на профессионализме, способности договариваться, близости к ресурсам. Власть и контроль в организации носят координирующий характер.
Таким образом, организационная культура – важнейший показатель и рычаг управления внутрикорпоративным имиджем, оказывающим прямое и косвенное влияние на внешний имидж.
Корпоративный дизайн
В построении позитивного имиджа многие организации довольно часто идут по пути привлечения к себе внимания через создание запоминающегося визуального образа. И это действительно становится маркетинговым инструментом при условии соблюдения единого стиля, привлекательности, четкости и запоминаемости. К элементам корпоративного дизайна относятся:
Ø Ø постройки;
Ø Ø транспорт;
Ø Ø вывески;
Ø Ø печатные материалы, исходящие из организации;
Ø Ø фирменный знак, логотип;
Ø Ø фирменная одежда персонала;
Ø Ø упаковка товара;
Ø Ø ценные бумаги организации.
В корпоративном дизайне особая роль принадлежит созданию фирменного стиля (в некоторых источниках – брендинга: «brand» (англ.) – клеймо). Фирменный стиль можно рассматривать как комплекс элементов цвета, графики, языковой семантики, психологических стереотипов, дизайна, благодаря которому достигается представление о внешнем и внутреннем единстве всей продукции организации. Фирменный стиль организации помогает потребителю быстро найти нужную продукцию, повышает эффективность рекламы и снижает затраты организации на внедрение новых услуг или продукции, способствует формированию корпоративного единства у персонала организации.
Один из основных элементов фирменного стиля – товарный знак, представляющий собой изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения, используемые для идентификации продукции или услуг. Многие организации используют как элемент фирменного стиля логотип – фирменную шрифтовую надпись с названием фирмы или товара. Слоган (девиз, лозунг) – это содержащий основные принципы или кредо организации элемент фирменного стиля, в формулировании которого важно опираться на психолингвистические критерии. Сочетание нескольких элементов фирменного стиля: слогана, товарного знака, логотипа – часто применяемый прием, особенно в оформлении фирменных бланков. Общую картину образа организации дополняет использование фирменного цвета и комплекта шрифтов, при подборе которых главный закон – ассоциативность. В организациях, имеющих традиции и устойчивую репутацию, формируются особые фирменные константы, сложившиеся в результате долговременного использования в особые внутрифирменные стандарты, например, в мире моды – стиль Дома Шанель.
Основные носители фирменного стиля:
1. 1. Печатная реклама: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари.
2. 2. Средства пропаганды: проспекты, журналы, специальное оформление помещений для пропагандистской работы.
3. 3. Сувенирная реклама: пакеты, авторучки, настольные приборы, поздравительные открытки.
4. 4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки, конверты, папки-регистраторы, записные книжки, блоки бумаг для записей.
5. 5. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки.
6. 6. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки.
7. 7. Другие носители: геральдические символы, фирменная упаковочная бумага, пригласительные билеты, изображения на транспортных средствах.
Таким образом, корпоративный дизайн соотносим с визуальной привлекательностью – основным понятием, используемым в личностном имидже.