Организационная культура – это

А) исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями

Б) комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности

В) совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта

Г) предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации

Д) это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов

12. Важнейшая функция корпоративной культуры – это:

А) контроль над персоналом

Б) формирование благоприятного психологического климата

В) воспитание персонала

Г) поддержание самоидентичности и своеобразия организации

Д) создание благоприятного имиджа

13. Процесс выявления потребности организации в человеческих ресурсах и составления планов по удовлетворению этих потребностей, называется:

А) прогноз потребности в персонале

Б) планирование человеческих ресурсов

В) разработка программы по созданию резерва

Г) планирование преемственности

14. Что из перечисленного является методикой прогнозирования потребности в персонале:

А)планирование с нулевого уровня

Б) планирование на основе управленческих оценок

В) планирование с использованием математических моделей

Г) все вышеперечисленные варианты

15. Текучесть кадров — это:

А)увольнение работников по причинам, не связанным с производственной необходимостью

Б) увольнение работников, проработавших в организации в течение года

В) увольнение работников по причинам, связанным с производственной необходимостью

Г) среди перечисленных вариантов правильного нет

16. С чем связано возникновение управления персоналом как особого вида деятельности (выбрать и указать только одну группу факторов):
А) ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников;

Б) распространением «научной организации труда», развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями; В) ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры

Тема 4. Планирование и найм персонала в образовательной организации

Задание 1.Сформулируйте набор основных качеств и свойств личности для занятия педагогической деятельностью в образовательной организации.

Задание2.Составьте опросник для проведения интервью с сотрудником образовательной организации.

Задание 3. Представьте себе, что вам - менеджеру по персоналу крупной образовательной организации (название, вид деятельности фирмы выбрать самостоятельно) - необходимо принять на работу сотрудника в учебно-методический отдел Учебного управления. Ваша задача - осуществить поиск кандидатов на данную должность на конкурсной основе.

Продумайте и составьте план Ваших действий по подготовке и проведению конкурса, укажите цель, методы и способы конкурсного набора, проект приказа о проведении конкурсного подбора на вакантную должность; выберите наиболее эффективные методы и способы проведения конкурсного набора, критерии оценок конкурсного отбора кандидатов (свой выбор обоснуйте), список документов и материалов, которые должен представить на конкурс кандидат при обращении о приеме на работу.

Задание 4.Заполните в таблице пустые графы:

Операции процесса Ответственный Методы и мероприятия
1. Отбор кандидата, планирование ротации сотрудников Кадровая служба, руководитель подразделения  
2. Принятие решения о найме нового работника, ротации сотрудника Руководитель самостоятельного подразделения  
3. Назначение куратора нового сотрудника Руководитель подразделения, после принятия решения о найме нового сотрудника Куратором нового сотрудника становится его непосредственный руководитель либо опытный сотрудник подразделения  
4. Подготовка рабочего места нового работника Обеспечивающие подразделения хоз. служб; служб информационной инфраструктуры  
5. Подготовка кандидата к приему, перемещению Руководитель самостоятельного подразделения, кадровая служба  
6. Оформление кандидата на работу Отдел кадров  
7. Допуск к работе нового работника Кадровая служба, куратор  


Задание 5. Анализ конкретной ситуации.

Вы специалист по кадрам и проводите первичный отбор персонала в образовательную организация, используя экспертизу почерка. К Вам пришли 3 кандидата на вакантную должность.

Задание: Проанализируйте их почерк по представленным образцам и оцените характер кандидатов по предлагаемым ниже факторам, для чего в каждый из семи секций выберите один показатель. Подсчитайте сумму баллов. С учетом набранных баллов и приведенных ниже дополнительных данных выберите одного из трех кандидатов, обоснуйте свой выбор.

1. РАЗМЕР БУКВ:

Очень маленькие - 3 балла; Просто маленькие - 7 баллов; Средние - 17 баллов; Крупные - 20 баллов

2. НАКЛОН БУКВ:

Левый наклон - 2 балла; Резкий наклон влево - 5 баллов; Правый наклон - 14 баллов

Резкий наклон вправо - 6 баллов; Прямое написание - 10 баллов.

3. ФОРМА БУКВ:

округлые - 9 баллов; бесформенные - 10 баллов; угловатые - 19 баллов.

4. СТРОЧКИ:

«ползут» вверх - 16 баллов; прямые -12 баллов; «скользят» вниз - 1 балл

5. СИЛА НАЖИМА:

Легкая - 8 баллов; Средняя - 15 баллов; Сильная - 21 балл.

6. ОСОБЕННОСТИ СОЕДИНЕНИЯ БУКВ В СЛОВАХ:

Склонность к соединению букв - 11 баллов; Склонность к отделению букв друг от друга - 18 баллов; Смешанный стиль - 15 баллов.

7. ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ:

Почерк старательный -13 баллов; Почерк неровный - 9 баллов; Почерк небрежный - 4 балла.

Определите набранную сумму баллов,

1. 38 - 51 баллов - такой почерк наблюдается у людей со слабым здоровьем и у тех, кому за 80;

2. 52 - 63 - так пишут люди робкие, пассивные, флегматичные;

3. 64 - 75 - этот почерк принадлежит людям часто нерешительным, кротким, наивным, однако эти люди не лишены чувства собственного достоинства;

4. 76 - 87 - такой почерк у людей, которые отличаются общительностью, впечатлительностью и прямодушием;

5. 88 -98 - эти люди имеют устойчивую психику, они отважны, смекалисты и полны инициативы;

6. 99 - 109 - такие люди обладают быстротою ума и независимость суждений. В то же время они вспыльчивы и в некоторой степени эгоистичны;

7. 110 - 121 - такой почерк часто имеют трудно управляемые люди.

Дополнительные данные:

1. Частые тире, особенно большой длины и с нажимом - агрессивности.

2. Длинные петли, особенно в нижней части букв (в результате получаются узкие буквы) деловитость и склонность, скорее, к материальному, чем к духовному.

3. Незаконченные петли нижней части букв (вместо петель пишутся решительные полупетли или даже штрихи) - консерватизм.

4. Тяжелые петли нижних букв - нерешительность.

5. Непропорционально большие заглавные буквы - признак эгоизма.

6. Витиеватость и закрутки - склонность к суетливости, щепетильности и эгоцентричности,

7. Угловатые заглавные буквы - пытливый ум.

8. Законченные нижние петли букв "д", "у", "з" - удовлетворенность и склонность к веселью.

9. Необычные закрутки верхних частей букв - стремление к идеализму.

10. Вычурно выписанные заглавные буквы - экстравагантность.

11. Если вторая и третья вертикальные черты заглавных букв "н", "п", "т", "ж", "м" и пр. выше первой - невротичность.

12. Разные по размеру буквы в строке, а особенно в одном слове – невнимательность в различных аспектах жизни.

13. Простота и легкость написания заглавных букв - успокоенность, безмятежность и удовлетворенность.

14. Непомерно крупный почерк - неприспособленность к жизни, склонность к конфликтности.

15. Плавный поток ровных букв в словах - признак логического здравого смысла,

16. Открытые (незавершенные) верхние части букв А, О, Д - склонность к говорливости,

17. Крупный угловатый почерк - легкая возбудимость.

18. Тяжелый (крупный) и неряшливый почерк - богатое воображение.

19. Если буквы слов карабкаются кверху или, наоборот, сбегают вниз - романтичность, неугомонность.

20. Если конечные буквы слов отчетливы и по размеру больше начальных - открытость.

Раздать образцы почерка.

Согласны ли вы с данными утверждениями? Сделайте вывод.

Задание 6. Определите достоинства и недостатки основных методов подбора персонала, заполнив следующую таблицу:

Метод подбора персонала Достоинства Недостатки
     

Задание 7. Какой из методов определения требований к кандидату на замещение вакантной должности вы бы порекомендовали компании, занятой поиском кандидатов на должность директора института? Программиста? Техника по обслуживанию лабораторного оборудования?

Задание 8 «Кто с кем проводит собеседование?»

Светлана Александровна Петрова пришла на собеседование с Голубевым Степаном, начальником отдела кадров образовательной организации. Во время собеседования он спросил: «Почему Вы хотите работать в нашей образовательной организации?»

С.А. ответила: «Ну, это, господин Голубев., именно та причина, почему я попросила Вас встретиться со мной. Я хочу быть уверенной, что Ваша образовательная организация — это как раз и есть та организация, которая мне нужна. Я прочитала большое количество литературы о Вашей организации. Я встречалась с несколькими Вашими сотрудниками. Все, что я слышала и читала, было исключительно позитивно. Особенно сильное впечатление на меня произвела Ваша забота о сотрудниках и предоставление широких возможностей для руководства научно-исследовательскими проектами. Но мне нужно увидеть что-то из этого своими глазами. Я не уверена, что получу правильное представление о корпоративной культуре вашей организации, если не приду в организацию и не выясню, насколько я подхожу для роли старшего научного сотрудника организации. Мне нужно задать несколько вопросов, чтобы убедиться в этом». «Пожалуйста, спрашивайте», — сказал Т.К.У С.И. было несколько вопросов относительно кадровой политики образовательной организации, и она спрашивала, пока не получила всю необходимую информацию. Голубев откинулся в кресле. «Мне нравится Ваш стиль, С.В., и я думаю, что у Вас есть задатки для того, чтобы стать высококлассным научным сотрудником нашей организации».

Вопросы:

1. Как вы думаете, что понравилось Голубеву в вербальном поведении С.А.? Будьте конкретны и укажите те слова, которые, по вашему мнению, завоевали Т.К.

2. Некоторые люди могли бы воспринять заявление С.А. «Я хочу быть уверенной, что ваша образовательная организация — это как раз и есть та компания, которая мне нужна» как угрозу. Как вы думаете, что они могли значить?

3. С.А. применяла метод получения информации, называемый зондированием. Объясните, почему этот метод дает результат, когда применяется кандидатом на собеседовании. Составьте краткий диалог между Голубевым и С.А., показывая, как С.А. применяла метод зондирования.

Задание 9. Выделите преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала, заполнив следующую таблицу:

Источники Преимущества Недостатки
Внутренние    
Внешние    

Задание 10. Решите тестовые задания.

1. Executive search ("охота за головами") - это:

А) переманивание конкретных сотрудников из других компаний

Б) подбор руководящих сотрудников

В) целенаправленный поиск высококвалифицированных специалистов (возможно, редкой специальности и/или топ-менеджеров) и соответствующим опытом работы

Наши рекомендации