После завершения работы, первым закрыть ацетиленовый вентиль, затем кислородный вентиль
Для получения качественного сварного соединения необходимо правильно подобрать номер наконечника и диаметр присадочного прутка в зависимости от толщины свариваемых заготовок, а также правильно отрегулировать пламя горелки и выбрать способ сварки.
Пламя горелки регулируется в зависимости от свойств, свариваемого металла. Для сварки стали и большинства цветных сплавов применяют восстановительное пламя.
Техническая характеристика газосварочных горелок
Таблица 3
Тип | № наконечника | Толщина сварива-емого металла, мм | Расход газов, л/ч | Рабочее давле-ние кисло-рода, МПа | Область приме-нения | |
Ацетилен | Кислород | |||||
Москва | 0,5 – 1,5 1,0 – 3,0 2,5 – 4,0 4,0 – 7,0 7,0 – 11,0 10,0 – 18,0 17,0 – 30,0 | 50 – 136 120 – 240 230 – 400 400 – 700 670 – 1100 1050 –1700 1700 - 2800 | 55 – 135 120 – 240 260 – 440 430 – 750 1150 – 1950 1900 - 3160 | 0,1 – 0,4 0,15 – 0,4 0,2 – 0,4 | Сварка, пайка стали цветных металлов, чугуна | |
ГС - 3 | 0,5 – 1,5 1,0 - 2,5 2,5 – 4,0 4,0 – 7,0 7,0 – 11,0 10,0 – 18,0 17,0 – 30,0 | 50 – 125 120 – 240 230 – 400 400 – 700 660 – 1100 1050 – 750 1700 - 2800 | 55 – 135 130 – 260 260 – 440 430 – 750 740 – 1200 1150 – 1950 1900 - 3100 | 0,1 – 0,4 0,15 – 0.4 0,2 – 0.4 | Сварка, пайка стали, цветных металлов, чугуна | |
ГС - 2 | 0,3 – 0,6 0,5 – 1,5 1,0 – 2,5 2,5 – 4,0 | 25 – 6? 50 – 125 120 – 240 230 - 400 | 28 – 70 55 – 135 130 – 260 260 - 440 | 0,08 – 0,4 0,1 – 0,4 0,15 – 0,4 0,2 – 0,4 | Сварка, пайка стали, цветных металлов, чугуна | |
Звездочка | 0,2 – 0,7 0,5 – 1,5 1.0 – 2.5 2,5 – 4,0 | 20 – 65 50 – 125 120 – 240 230 - 440 | 22 – 70 55 – 135 130 – 260 250 - 440 | 0,05 – 0,4 0,2 – 0,4 | Сварка, пайка стали цветных металлов, чугуна | |
Г3 | 0,5 – 1,5 1,0 - 2,5 2,5 – 4,0 4,0 – 7,0 7,0 – 11,0 10,0 – 18,0 17,0 – 30,0 | 60 – 125 120 – 240 230 – 400 400 – 700 660 – 1100 1050 – 750 1700 - 2500 | 65 – 135 130 – 260 260 – 440 430 – 750 740 – 1200 1150 – 1950 1900 - 3600 | 0,014-0,12 0,03-0,12 | Сварка, пайка и подогрева стали цветных металлов, чугуна |
Горелки поставляются снабженные сменными наконечниками.
Баллоны.
Предназначены для хранения и транспортирования кислорода, ацетилена и других газов.
На верхней сферической части баллона выбирают их паспортные данные: тип баллона, заводской номер, марку завода-изготовителя, массу, емкость, рабочее и испытанное давление, дату следующего испытания, клеймо ОТК и клеймо инспекции Госгортехнадзора.
Рис.8. Газовый баллон
1 – колпак; 2 – вентиль; 3 – кольцо; 4 – горловина;
5 – башмак; 6 – днище
Ацетиленовые баллоны
Получение ацетилена из генераторов связано с определенными трудностями: ацетиленовые генераторы взрывоопасны, нуждаются в специальном обслуживании, требуется специальное помещение. Поэтому чаще всего используют баллонный ацетилен. Ацетиленовые баллоны окрашивают в белый цвет и делают на них надпись красной краской «Ацетилен». Хранение таких баллонов безопасно. Баллоны наполняют очищенным и осушенным ацетиленом на специальных наполнительных станциях. Ацетиленовые баллоны выпускают емкостью от 5 до 50 л. Предельное рабочее давление ацетилена в них до 1,6 МПа, испытательное давление 3, МПа. В баллоне находится пористая масса (активированный уголь) и ацетон. Растворение ацетилена в ацетоне позволяет поместить в малом объеме большое количество ацетилена – 5520 л в жидкостной емкости 40 л. Качество растворенного ацетилена – чистота, отсутствие паров воды, высокое давление – высокое, что повышает производительность сварочных работ.
Ацетиленовые баллоны испытывают через 3 года. Требования к ацетиленовым баллонам регламентируются ГОСТ 5948-60.
Кислородные баллоны
Предназначены для хранения и транспортирования кислорода.
Кислород для промышленных целей получают из воздуха методом глубокого охлаждения. Полученный жидкий кислород испаряют и в газообразном состоянии нагнетают в стальные баллоны до давления 150 кгс/см2. Кислород транспортируют к месту сварки в кислородных баллонах.
Кислородный баллон - сосуд цилиндрической формы, голубого цвета, емкостью 40 л, предельное рабочее давление 15 МПа (150 кгс/см2), содержит 6000 л кислорода. Испытательное давление 22,5 МПа, состояние газа в баллоне сжатое. Верхняя сферическая часть переходит в горловину 4. На горловине имеется кольцо 3 с внешней цилиндрической резьбой, на которую навинчивается предохранительный колпак 1, а во внутреннюю коническую резьбу ввертывается запорный вентиль 2. Вентиль баллона имеет боковой штуцер для присоединения редуктора, с помощью которого понижается давление газа, выходящего из баллона и поддерживается постоянное рабочее давление. На нижнюю часть баллона – сферическое днище 6 насаживается башмак 5, позволяющий ставить баллон вертикально.
При использовании кислородных баллонов необходимо соблюдать правила техники безопасности:
- баллоны с кислородом необходимо устанавливать на расстоянии не менее 5 м от открытых источников нагрева;
- в местах проведения сварочных работ баллоны должны быть жестко закреплены;
- нельзя допускать загрязнения баллонов, особенно их вентилей, маслами и жирами, т.к. возможно самовозгорание их в кислороде.
Баллоны через каждые пять лет подвергают осмотру и испытанию.
Редукторы.
Редукторы предназначены для понижения давления газа, отбираемого из баллона, до рабочего давления, подаваемого в горелку или резак и автоматического поддержания заданного рабочего давления постоянным.Редукторы могут быть однокамерные или двухкамерные, постовые, рамповые и сетевые.
Рис. 9. Газовый редуктор
1 – запорная пружина; 2 – клапан; 3 – толкач; 4 – мембрана; 5 – нажимной диск; 6 – регулировочная пружина
По видам газа редукторы бывают: А – ацетиленовые (белого цвета), К – кислородные (голубые), М – метановые (красные).
По схеме регулирования они бывают одноступенчатые и двухступенчатые.
Пределы регулирования давления:
кислородных редукторов – от 0,01 МПа до 0,25 МПа;
ацетиленовых – от 0,01 МПа до 0,15 МПа;
пропан-бутановых – от 0,005 МПа до 0,3 МПа.
Кислородные редукторы
Широко применяются постовые кислородные редукторы РК-53, РК-53БМ, КБО-60, КБД-60 понижают давление от 15 до 1,5 МПа. Редукторы, применяемые в сварочной технике, обычно имеют два манометра, один из которых измеряет давление газа до входа в редуктор, а второй на выходе из него. Корпус редуктора окрашивают в голубой цвет.