Тенденции развития мировой экономики, обусловившие новую роль инноваций в ней
Можно выделить две главные тенденции развития мировой экономики: а) ее глобализацию; б) резкий рост значения инноваций и особенно НИОКР в экономике. Разумеется, эти две тенденции не развивались изолированно. Глобализация экономики имела своим последствием перенос части НИОКР корпораций из страны – метрополии за рубеж и соответствующую интенсификацию инноваций, что нашло отражение в стратегическом менеджменте корпораций, расширяя сферу их глобальной деятельности. Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения: - как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса; - как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях. Современный этап развития мирового рынка характеризуется ростом динамики, нестабильности и, прежде всего, глобализации бизнеса. В то же время широкое внедрение мировых информационных систем привело не только к использованию электронной коммерции, но и к появлению тенденции перехода к так называемым сетевым организациям, подразделения которых географически удалены друг от друга. Сетевая организация может консолидировать ресурсы по всему миру, что является одним из решающих факторов успеха в глобальной конкуренции. Имеется широкий спектр особенностей стратегических действий фирм, в том числе и сетевого (виртуального) характера, в условиях глобального рынка, на которые будет указано ниже и которые следует оценить с единых методологических позиций. Главные выводы из мирового опыта состоят в следующем: – инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором в глобальной конкуренции; – наблюдается тенденция рассматривать действия фирм по решению конкурентных задач как синтез стратегического и общего менеджмента, экономики, теории организации и управления человеческими ресурсами; – происходит тесное смыкание (и даже переплетение) задач и подходов стратегического и инновационного менеджмента фирмы. Можно говорить о необходимости разработки теории и практики единого стратегического инновационного менеджмента; – глобализация мировой экономики лишь ускорила ход этих процессов. Основой для глобализации послужила новая мировая инфраструктура информационных технологий, политика либерализации управления. В глобальной экономике институциональные элементы работают как единое целое в реальном масштабе времени. Деятельность на "домашних рынках" продолжает играть важную роль основы глобального конкурентного преимущества, особенно в передаче знаний и в инновационных процессах. Проблема углубления и трансформации этих особенностей глобальной экономики, в которой ключевые компоненты имеют институциональную, организационную и технологическую возможность работать как единое целое в реальном времени в мировом масштабе, включают финансовую глобализацию, глобализацию рынков товаров и услуг, информатизацию на основе глобальных сетей, стирание границ в мире науки и технологий. Все это происходит на фоне явного ослабления роли государственного регулирования и делает фирмы, а не страны реальными торговыми агентами. Сегодня глобализация характеризуется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. При этом изменения, вызываемые процессами интеграции экономик, носят глубинный характер, затрагивают все сферы деятельности человека, ставят задачу приведения к соответствию социальных параметров развития общества, его политической структуры, технологий макроэкономического управления. В современном процессе интеграции национальных (и региональных) экономик в единое мировое хозяйство имеется ряд различий, особенностей по сравнению с тем, что происходило в недавнем прошлом:
1. Прежде большая часть мира не участвовала в глобальной экономике. Сегодня большее, чем когда-либо ранее, количество стран, открыли свои границы для торговли, финансов, инвестиций и информации. Не только развитые, но и развивающиеся страны проводят реформирование своих экономик.
2.Если в 20 столетии глобализация была вызвана необходимостью сокращения транспортных расходов, то в настоящее время она обусловлена снижением стоимости средств коммуникации. Революционные изменения произошли в области глобальных средств коммуникаций и становления “информационного общества”. Интернет – самое быстрорастущее средство коммуникации за всю историю цивилизации – число пользователей Интернета во всем мире возрастает в год на 100 млн человек.. Эти изменения неминуемо вызовут в экономике не меньший преобразовательный эффект, чем в свое время промышленная революция. Элементы таких преобразований уже сейчас четко видны – происходит электронная торговля не только предметами общего потребления, но и акциями предприятий. Дешевая и эффективная сеть коммуникаций позволяет фирмам размещать различные составляющие производств - в разных странах, сохраняя при этом прямые организационные и информационные контакты, непосредственное управление товарными и финансовыми потоками. Современные информационные технологии также уменьшили необходимость физических контактов между производителями и потребителями и позволили некоторым услугам, которые ранее невозможно было продать на международных рынках, стать объектом торговли. При этом значительно (в разы) сокращаются и издержки обслуживания оборота товаров и услуг.
3. Хотя чистый оборот мирового капитала может быть меньше, чем в прошлом, валовые международные финансовые потоки стали намного больше. Например, ежедневный оборот иностранной валюты в мире возрос с 15 млрд. долларов США в 1973 г. до 3 трлн. в 2010 году.
В течение последних 25 лет рынки капитала стали мировыми (глобальными) рынками, отражающими финансовую сторону обмена товарами и услугами. Возросший объем международных торговых сделок потребовал и увеличения денежного оборота. В невиданной до сих пор мере международный рынок капиталов служит полем для вложений профессиональных инвесторов (инвестиционных и пенсионных фондов) и частных владельцев капитала. В среднем только 15% сделок на валютном рынке связано с экспортом, импортом и долгосрочным оборотом капитала. Остальные - носят чисто финансовый характер. Сегодня рынки капиталов все больше приобретают характер глобальных и межнациональных.
4. В настоящее время около 20 процентов продукции мировой экономики производится филиалами транснациональных корпораций. Треть мировой торговли приходится на сделки между базовыми компаниями и их зарубежными филиалами и еще одна треть – на торговлю между компаниями, входящими в транснациональные стратегические союзы. ООН насчитывает 35 тысяч транснациональных субъектов со 150 тысячами филиалов. То есть все более существенным в развитии процесса глобализации становится фактор транснационализации с очевидной ориентацией корпораций на информационный рынок и рынок передовых технологий.
5. В последние годы появляется все большая возможность для каждого предпринимателя мира, инвестора защитить себя от риска неожиданных и резких изменений курсов валют и ставок процента и быстро приспособиться к неожиданным финансовым шокам типа нефтяных или объединения двух Германий, а также гарантировать некоторую финансовую дисциплину для государства, препятствуя проведению правительствами инфляционной политики и политики наращивания государственной задолженности. В условиях господства рыночных отношений в глобальном измерении государства вынуждены осуществлять более разумную экономическую стратегию.
6. Сбережения и инвестиции размещаются более эффективно. Благодаря этому бедные страны, очень нуждающиеся в инвестициях, находятся не в столь отчаянном положении. Вкладчики не ограничены своими внутренними рынками, а могут искать по всему миру те благоприятные инвестиционные возможности, которые дадут самые высокие прибыли. Инвесторы имеют более широкий выбор для распределения своих портфельных и прямых инвестиций.
7. Наконец, экономическая глобализация происходит наряду с революцией в технологических процессах, которые, в свою очередь, служат причиной значительных сдвигов в иерархии наций. Место страны в современном мире сегодня больше определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве. Изобилие рабочей силы и сырьевых материалов все меньше можно расценивать как конкурентное преимущество – в соответствии с тем, как снижается доля этих факторов в создании стоимости всех продуктов. Обобщив эти тенденции, можно сказать, что современная глобализация характеризуется системным сдвигом в динамике мировой экономической системы. Если раньше успех предпринимательства зависел больше от классической комбинации факторов производства, то сегодня этот успех в значительной степени определяется сложной (нелинейной) комбинацией элементов знаний, интеграцией этих факторов и технологий, объединением капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов. Предпринимательство все менее привязано к какой-либо стране или территории при возросшей информативной зависимости, а обращение к инновациям и инвестициям становится важнейшим условием успеха. Таким образом, можно выделить следующие основные черты современной глобализации экономики: - создание единого мирового информационного пространства; - усиливающаяся финансовая и инвестиционная централизация, с помощью которой формируются, накапливаются, выделяются и используются кредитные и инвестиционные ресурсы; - растущее значение информации, новых технологий, инноваций, знаний и экспертов; - непрерывное расширение глобальной олигополии; - рост слоя транснациональных предприятий, создание транснациональной экономической дипломатии; - интенсификация мировой торговли и обслуживающего ее капитала, несмотря на рост господства последнего над производством и торговлей; - тенденция к конвергенции механизмов и инструментов управления производственными процессами. В ближайшие годы процесс глобализации будет характеризоваться: - интеграцией экономического и информационного развития экономик, созданием единого информационного и инвестиционного пространств; - интеграцией рынков, систем управления рынками и производственными системами; - опережающим развитием информационных и телекоммуникационных технологий; - созданием новых инвестиционных технологий, опирающихся на достоверное информационное обеспечение, жесткую нормативно-правовую регламентацию инвестиционных решений на международном, межгосударственном уровнях; - использованием высоких технологий во всех сферах жизни и производства, что вызовет необходимость коренного переоснащения материально-технической базы всех видов деятельности человека, что приведет к существенным изменениям образа жизни и мыслей человека; - гармоничным, сбалансированным развитием инфраструктуры инвестиционного рынка, интеграцией функций и инструментов инвестиционных институтов; - унификацией, канонизацией инвестиционного законодательства, созданием межгосударственных соглашений в области инвестиций и управления капиталом, усилением его влияния на инвестиционные процессы; - возможностью перемещения капитала в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций. Такое стремительное изменение мировой экономики требует рассмотрения ряда общих проблем, таких как: регионализация, международная торговля и мультинациональное размещение фирм; теоретические основы интернационального предпринимательства; сети и альянсы как институциональная основа предпринимательства; будущие тенденции глобализации; пути интернациональной передачи технологий; организационные формы глобального предпринимательства; В этих условиях настоятельной необходимостью является осознания того факта, что основа конкурентной борьбы все более смещается в сторону создания и освоения новых знаний - новшеств, инноваций; На уровень конкуренции, безусловно, оказывают воздействие множество разнообразных факторов, таких как: – способности промышленности конкретной нации вводить новшества и модернизироваться; – способности компании добиваться конкурентных преимуществ посредством инноваций; – осознания того, что существует только одна возможность удержать достигнутые конкурентные преимущества - постоянно их совершенствовать; – наличия четырех атрибутов конкурентного преимущества ("правило ромба"); – способности извлечения преимуществ из исследований, проводимых за границей, для чего компания должна иметь высококвалифицированных специалистов и формировать высокий уровень собственной исследовательской деятельности; – понимания того, что конкурентные преимущества приходят в результате длительных улучшений (а не защиты сегодняшних секретов). Таким образом, конкурентные преимущества компании и ее способность к проведению и внедрению инноваций, и к организации инновационного бизнеса - и есть ключевой фактор успеха в глобальной конкуренции. Единственно разумное объяснение конкурентоспособности отдельных экономик: наличие в этих странах фирм, сумевших использовать свои отличительные характеристики для создания конкурентных преимущества. Наиболее перспективный метод достижения таких преимуществ – инновационная деятельность и, особенно, ее стратегический аспект. Такой мировой опыт может использоваться и в России. Роль государства при этом должна заключаться, в первую очередь: – в экономическом стимулировании инновационной деятельности при четком ранжировании отдельных работ; - своевременной защите прав интеллектуальной собственности; - организационной помощи при внедрении наиболее значимых в государственном плане работ (например, путем организации соответствующего программно-целевого планирования). Деятельность на "домашних рынках" продолжает играть важнейшую роль в получении конкурентных преимуществ. Это объясняется следующими обстоятельствами: – существуют большие различия в условиях экономической деятельности на локальных рынках; - ведущие мировые конкуренты в каждой из отраслей сосредоточены, как правило, в одной или двух странах-метрополиях; - "критическая масса" деятельности (особенно ее мозгового центра) глобальных компаний обычно концентрируется в одном месте. Глобальные стратегии могут расшатать конкурентное преимущество "домашней базы" с помощью рассредоточения деятельности, доступа к другим рынкам, привлечения специалистов новых профессий и новых технологий. Но чтобы все это сработало, необходима координация, которая может осуществляться, в основном, из страны-метрополии. Таким образом, следует говорить не об исчезновении при глобализации роли местоположения страны-метрополии, а о существенной ее модернизации. Это подтверждается использованием в глобальной конкуренции следующих нестандартных решений, таких как: – использование важнейших инвестиционных процессов с нулевой или даже отрицательной рентабельностью инвестиционного капитала; - широкое разнообразие целей финансовой деятельности в различных зарубежных дочерних компаниях; - проектирование ассортимента изделий с завышенной прочностью и продажа их по заниженным ценам; - интегрирование глобальной конкуренции и маркетинга на частных рынках; - роль интеллекта в управлении глобальным бизнесом; - смыкание экономики и социологии в стратегическом менеджменте; -глобализация малого бизнеса.
1.3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции.