Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики

ПРОГРАММА

Преддипломной практики

Направления ПОДГОТОВКИ 49.03.01

«Физическая культура»

Направление подготовки49.03.01 «Физическая культура»

Профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»

Квалификация (степень) выпускникабакалавр физической культуры

Форма обучениязаочная

Челябинск

Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет

Физической культуры»

отдел производственной практики

Преддипломная практика в дюсш

Студентов направления ПОДГОТОВКИ

Физическая культура»

Программа практики

Челябинск

УДК 378.1 Рекомендовано к изданию
ББК 74.584 методическим советом УралГУФК
  Протокол № 3 от 18.11.2015 г.

Рецензенты: заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры», к.п.н., профессор Л. В. Пигалова.

Рецензент: директор МБУ ДОД СДЮСШОР «Коре» по тхэквондо, отличник физической культуры и спорта, к.п.н., доцент М. А. Карпов.

Квашнина, Е. В.

Преддипломная практика в ДЮСШ для студентов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» : программа практики / Е. В. Квашнина, Т. В. Глебко. – Челябинск : Уральская академия, 2015. - 40 с.

Программа преддипломной практики студентов разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», стандартом СК – СТО.2-43.01-10 «Программа производственной практики» и предназначена для организаторов, руководителей практики и студентов.

УДК 378.1

ББК 74.584

© УралГУФК, 2015

© Квашнина Е. В., 2015

© Глебко Т. В., 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа преддипломной практики бакалавров составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», который ориентирует на компетентностный подход, как один из возможных вариантов повышения качества профессиональной подготовки, и позволяет судить о соответствии подготовки выпускника в условиях практической профессиональной деятельности, где требования к ней превращаются в пакеты компетенций и оцениваются на рынке труда.

Организационно-методический раздел

Цель преддипломной практики

Целостное выполнение профессиональных функций тренера избранного вида спорта на основе глубоких знаний, владения профессиональными компетенциями, методами научных исследований и подготовки выпускной квалификационной работы.

Задачи преддипломной практики

1.2.1 Закрепить, углубить и расширить знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения в вузе.

1.2.2 Изучить систему учебно-воспитательной работы базового учреждения, содержание деятельности тренера-преподавателя.

1.2.3 Совершенствовать профессионально-педагогические компетенции тренера по избранному виду спорта.

1.2.4 Формировать социально-активное отношение, творческий и исследовательский подход к деятельности тренера избранного вида спорта.

1.2.5 Осуществлять научный анализ, обобщение и оформление результатов исследований.

Место преддипломной практики в структуре ООП ВПО

Преддипломная практика является важнейшей частью всей системы подготовки бакалавра и входит в цикл Б.4 «Физическая культура». Преддипломная практика рассматривается как одна из форм связи процесса обучения в университете физической культуры с будущей практической деятельностью выпускников в учреждениях дополнительного образования детей.

Практика проводится в условиях максимально приближенных к реальной деятельности тренера-преподавателя, опираясь на знания, умения и навыки студентов по ранее изученным дисциплинам гуманитарно-социально-экономического, профессионального, естественно-научного циклов и профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».

К практике допускаются студенты, не имеющие задолженностей по изученным дисциплинам и успешно прошедшие предыдущие виды практик.

Форма проведения преддипломной практики

Преддипломная практика проводится с отрывом от учебы в концентрированной форме. Способы проведения преддипломной практики - стационарная (для студентов заочной формы обучения г. Челябинска) и выездная (для иногородних студентов заочной формы обучения).

Место и время проведения преддипломной практики

В соответствии с учебным планом практика проводится в десятом семестре в течение 6 недель в ДЮСШ, учреждениях дополнительного образования детей, спортивных клубах, физкультурно-оздоровительных учреждениях. Практика составляет 6 недель, 9 зачетных единиц, 324 часа. Объем занятости студентов в неделю составляет 54 часа, 18 из них отведены на самостоятельную работу.

Руководство практикой

Общее руководство практикой осуществляет отдел производственной практики, непосредственное руководство и контроль – методисты – преподаватели выпускающих кафедр.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики

Процесс преддипломной практики направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурные компетенции (ОК):

– умеет работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

– способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

– умеет использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

– способен использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

2) общепрофессиональные компетенции (ОПК):

– умеет проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов (ОПК-2);

– способен осуществлять спортивную подготовку в избранном виде спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований стандартов спортивной подготовки (ОПК-3);

– умеет воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ОПК-4);

– способен оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений (ОПК-5);

– использует средства избранного вида спорта для формирования навыков здорового образа жизни при проведении занятий рекреационной, оздоровительной направленности с лицами различного пола и возраста (ОПК-6);

– обеспечивает в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь (ОПК-7);

– способен организовать и провести соревнования, осуществить судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта (ОПК-8);

– умеет осуществлять планирование и методическое обеспечение деятельности физкультурно-спортивных организаций, проводить учет и отчетность (ОПК-9);

– способен формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни (ОПК-10);

– проводи научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ОПК-11);

– использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности обучающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой (ОПК-12);

3) профессиональные компетенции (ПК):

педагогическая деятельность:

– осуществляет образовательный процесс на основе положений теории физической культуры (ПК-2);

– разрабатывает учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-3);

– проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в образовательных организациях, организовывает внеклассную физкультурно-спортивную работу (ПК-4);

– применяет средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния обучающихся с учетом их пола, возраста, индивидуальных особенностей (ПК-5);

– способен осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни (ПК-6);

тренерская деятельность:

– способен формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9);

– реализует систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся (ПК-10);

– умеет разрабатывать перспективные, оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского и массового спорта (ПК-11);

– использует в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывает восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся (ПК-12);

– способен использовать актуальные для избранного вида спорта технологии управления состоянием человека, включая педагогический контроль и коррекцию (ПК-13);

– умеет совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владением в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности (ПК-14);

– осуществляет самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживает спортивную форму (ПК-15);

рекреационная деятельность:

– способен выбирать средства и методы двигательной рекреации для коррекции состояния обучающихся различного пола и возраста с учетом их профессиональной деятельности (ПК-18);

– умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента обучающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния (ПК-19);

организационно-управленческая деятельность:

– организовывает и проводит массовые физкультурные и спортивно-зрелищные мероприятия (ПК-21);

– способен составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23);

– планирует оснащение физкультурно-спортивной организации соответствующим оборудованием, экипировкой и инвентарем (ПК-26);

– способен осуществлять маркетинговую деятельность по продвижению физкультурно-спортивных услуг и товаров (ПК-27);

научно-исследовательская деятельность:

– умеет выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-28);

– применяет методы обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулирует и представляет обобщения и выводы (ПК-29);

– проводит научный анализ результатов исследований и использует их в практической деятельности (ПК-30);

культурно-просветительская деятельность:

– способен применять методы и средства сбора и обобщения информации о достижениях физической культуры и спорта в ее историческом развитии, приемы агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью (ПК-31);

– умеет использовать приемы общения при работе с коллективом обучающихся и каждым индивидуумом (ПК-32).

В результате прохождения преддипломной практики студент знать:

- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений физкультурно-спортивной отрасли;

- виды и нормы планирования учебно-тренировочной, восстановительной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы;

- средства, методы, формы организации учебно-тренировочной, соревновательной, восстановительной и др. видов деятельности занимающихся;

- возрастные особенности занимающихся, состояние их здоровья, уровень физической подготовленности спортивных достижений, личные особенности занимающихся;

- нормы расходования средств по материальному обеспечению спортивных мероприятий;

- методы теоретического и экспериментального исследований в профессиональной деятельности;

уметь:

- целесообразно использовать нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность в практической работе;

- осуществлять текущее и оперативное планирование учебно-тренировочной, соревновательной, воспитательной и других разделов работы тренера;

- выбирать и творчески применять средства, методы и формы организации учебно-тренировочной, соревновательной, воспитательной и других видов деятельности занимающихся в соответствии с решаемыми задачами;

- самостоятельно проводить тренировочные занятия по избранному виду спорта со спортсменами массовых разрядов ДЮСШ;

- осуществлять управление тренировочным процессом на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности занимающихся;

- организовывать и проводить научные исследования по определению эффективности различных видов деятельности в сфере ФКиС с использованием апробированных методик;

- работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере ФКиС;

- проводить пропагандистские мероприятия по вопросам здорового образа жизни, активного долголетия, привлечения всех возрастных контингентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

владеть:

- культурой профессионального мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- технологиями разработки планирующей документации, методикой обучения технике вида спорта, развития физических качеств;

- методами организации деятельности занимающихся, контроля и дозирования нагрузок с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся, их уровнем физической подготовленности в условиях конкретного учебно-тренировочного (оздоровительного) занятия;

- методами и методиками научной опытно-экспериментальной работы в физкультурно-спортивной отрасли;

- аргументацией социальной и личностной значимости избранного вида физкультурно-спортивной деятельности.

Наши рекомендации