Раздел 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики.

Процесс проведения преддипломной практики направлен на формирование следующих компетенций:

- обладать готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

- обладать способностью принимать организационно-управленческие решения (ОПК-3);

- обладать способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);

- обладать способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

- обладать способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).

По итогам прохождения преддипломной практики студент должен:

знать:

- основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам экономики и финансов;

- методологические основы проведения экономических и финансовых исследований;

- инструментарий реализации проводимых исследований и анализа их результатов;

- теоретические и нормативные основы осуществления финансово-хозяйственной деятельности выбранного объекта исследования;

- специфику осуществления проектной, аналитической и научно-исследовательской деятельности на уровне организации-месте прохождения практики;

- существующие теоретические и применяемые эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности;

- применяемые социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов и методики их расчета;

уметь:

- применять методы и средства познания для совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня;

- самостоятельно осваивать новые методы исследования;

- обобщать и оценивать результаты новейших исследований;

- выявлять перспективные направления научных исследований в области экономики;

- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;

- использовать методы и методологию проведения научных исследований;

- разрабатывать альтернативные варианты управленческих решений и обосновывать их;

- подготавливать научные статьи, представлять результаты научного исследования в форме доклада;

владеть:

- навыками разработки научных планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовки заданий для групп и отдельных исполнителей;

- навыками постановки гипотез и задач научного исследования;

- навыками подготовки данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- навыками поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических исследовательских расчетов;

- навыками прогнозирования динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

- навыками сбора, обработки и систематизации информации по теме исследования, выбора методов и средств решения задач исследования;

- навыками разработки социально-экономических показателей, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;

- навыками организации и проведения научных исследований, в том числе статистических исследований и опросов;

- навыками оценки и интерпретации полученных результатов;

- навыками разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности.

Раздел 4. Структура и содержание преддипломной практики

Виды и объем преддипломной работы

Виды учебной работы   Курс 3, 5 семестр Количество недель
Количество часов
Общая трудоемкость (6 ЗЕТ) 6 недель
Работа на базе практики  
Самостоятельная работа:  
Сбор и обработка материала в соответствии с заданием  
Подготовка отчета  
Подготовка к итоговому контролю  
Форма итогового контроля защита отчета экзамен

Содержание преддипломной практики

Преддипломная практика осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится.

Содержание практики определяется руководителем программы подготовки магистров на основе ФГОС ВО и отражается в индивидуальном задании на преддипломную практику.

В процессе прохождения практики магистранты проводят научное исследование:

- по сбору и обработке теоретических, нормативных и методических материалов, состав которых определяется содержанием первой, имеющей теоретический (теоретико-методологический) характер, части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). До начала практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики, нормативного регулирования, а в процессе практики подтверждена их актуальность и практическая значимость.

- по систематизации и обработке практического материала в соответствии с темой выпускной квалификационной работы (ВКР). Студенты должны дать общую оценку положения организации на рынке, проанализировать основные результаты деятельности за ряд периодов, обобщить проблемы и аргументировать предложения по совершенствованию деятельности изучаемого объекта. Результатом преддипломной практики должна быть подготовка законченного варианта выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

В процессе преддипломной практики целесообразно проконсультироваться по актуальным вопросам у руководителей отделов и их заместителей, главных специалистов подразделений, других руководителей экономических служб, а в дальнейшем отразить рекомендации ведущих специалистов организации в отчете о практике и использовать в процессе написания выпускной квалификационной работы.

Деятельность магистранта во время практики предусматривает:

- составление рабочего плана и графика выполнения исследования;

- проведение исследования (сбор, обработка и систематизация информации; выбор социально-экономических показателей, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, изучение и применение методик их расчета);

- изучение статистических данных, характеризующих внешнюю и внутреннюю среду функционирования хозяйствующего субъекта;

- выбор методов и средств решения задач исследования;

- применение компьютерных технологий и программных продуктов, необходимых для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.;

- оформление результатов проведенного исследования и их согласование с научным руководителем магистерской диссертации;

- подготовка доклада, согласованного с темой магистерской диссертации, для участия в научной конференции;

подготовка к публикации статьи, согласованной с темой магистерской

диссертации.

Ожидаемые результаты от преддипломной практики следующие:

- знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;

- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;

- умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчета, доклада на конференции и статьи.

По итогам практики студент предоставляет на кафедру:

- отчет о проделанной работе, содержащий описание деятельности, выполнявшейся за время прохождения практики, краткое изложение результатов исследования, выводов и рекомендаций по теме магистерской диссертации;

- график (план) практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями;

- характеристику, заверенную руководителем практики от профильной организации.

Раздел 5. Образовательные технологии

В процессе организации преддипломной практики должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.

1. Мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.

2. Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов практики и подготовки отчета.

3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.

Наши рекомендации