Программное обеспечение для дизайна и проектирования

Маркировки и этикетки

Использование специализированных САПР в допечатной стадии производства этикетки.Важным этапом процесса производства маркировки, этикетки и упаковки является допечатный процесс. Ка­чество готовой упаковки в значи­тельной степени определяется допечатной стадией — дизайном. Можно утверждать, что конкуренто­способность производителя поли­графической продукции опреде­лятся уровнем дизайна, который он может себе позволить, а уро­вень этот не в последнюю очередь зависит от имеющихся в его арсе­нале программных средств.

Если вспомнить эволюцию сис­тем допечатной подготовки, то можно отметить следующие зако­номерности. Вначале были «дино­завры» — закрытые системы от од­ного производителя, например, от Вагсо, охватывающие весь техноло­гический процесс. В рамках таких систем находился весь спектр ап­паратного и программного инст­рументария, что обеспечивало ми­нимизацию технологических «конфликтов» на стыках между различными элементами ком­плекса.

Такие комплексы, как правило, были оптимизированы для реше­ния специализированных задач, что обеспечивало их качество и производительность. Недостатка­ми такого подхода являлись:

· высокая стоимость;

· отсутствие гибкости в интеграции с конкретным технологичес­ким производством (пользователи были вынуждены подстраиваться под систему, а не наоборот, как хо­телось бы);

· монополизм производителя ком­плекса (высокая стоимость элемен­тов для ремонта и модернизации, а так же «идеологическая» зависи­мость от производителя).

Справедливости ради надо от­метить, что «динозавры» живы до сих пор и успешно работают во многих фирмах, радуя своих поль­зователей.

Следующим этапом эволюции стали настольные издательские си­стемы (НИС) с открытой технологией. Пользователь мог сам подобрать необходимое программное и аппа­ратное обеспечение, исходя из кон­кретных задач. Такой подход гибок и достаточно дешев, но для объеди­нения всех элементов в один рабо­чий комплекс необходимо было разработать большое количество стандартов сопряжения (иногда противоречащих друг другу), что приводило к «конфликтам» и сни­жению производительности систе­мы в целом. Каждый отдельный элемент разрабатывался для широ­кого применения, что снижало ка­чество решения узкоспециализи­рованных задач. Кстати, среди не очень осведомленных в данном во­просе производителей бытует мне­ние, что упаковку с дизайном лю­бой (даже самой высокой) сложно­сти можно изготовить с помощью распространенных программных средств, например, Photoshop'a. Пра­вильно, можно. Но если речь идет о ее последующей печати, то не все, что выглядит хорошо на мони­торе, можно напечатать с таким же качеством. Не говоря уже о высо­кой производительности и боль­шом количестве заказов — здесь требуется несколько иной инстру­ментарий.

Венцом эволюционного дерева можно считать подход, когда ком­плекс состоит из нескольких эле­ментов от различных производи­телей, причем, каждый элемент системы объединяет максималь­ное количество функциональных модулей. Гибкость всего комплек­са при этом не страдает. Такой подход берет лучшее из двух пре­дыдущих.

Средства художественного конструирования упаковки. Хотя такие привычные для художни­ка средства как ватман, рейсфедер или кисть еще не вышли полностью из употребления, все большая часть дизайна упаковки выполняется на компьюте­ре. Монитор, клавиатура, манипуля­тор-мышь и графический планшет неуклонно вытесняют традиционные средства. Специальные программы помогают художнику или версталь­щику выполнять свою работу на про­фессиональном уровне. В зависимо­сти от конкретных требований могут быть выбраны рисовальные, живо­писные или верстальные програм­мы, охватываемые понятием графи­ческих средств дизайна.

Если в прошлом художник-гра­фик рисовал такие геометрические элементы как круги, эллипсы или многоугольники на бумаге и затем раскрашивал их кистью или аэрогра­фом, то современные программы позволяют создавать их виртуально на экране компьютера, вводя коор­динаты с помощью манипулятора-мыши, светового пера или клавиату­ры. Очертания полученных таким образом объектов могут после этого заполняться необходимым цветом, плавно изменяющимся тоном, тек­стурой или даже сюжетным изобра­жением. Даже сами очертания фи­гуры могут быть изменены практи­чески как угодно. Диапазон пред­ставляемых для этого возможностей простирается от выбора цвета и тол­щины линии через назначение этих линий прерывистыми или сплошны­ми до создания «размытия» края или вообще без подчеркивания края изображения, заполняющего вы­бранную геометрическую форму.

Современные графические пре­доставляют широкий спектр авто­матизированных операций, на­пример, для геометрических иска­жений объектов, имитации теней, вращения, масштабирования, зер­кального отображения, кадрирова­ния, погружения одного объекта в другой, закругления углов с необ­ходимым радиусом и многого дру­гого. Не исключаются и эффекты получения объемных изображений. Для помещения реальных изображе­ний в графический макет они могут быть импортированы с низким раз­решением в экранное отображение и размещены в нем. Если же необхо­димы только отдельные участки изображения, то для исключения ос­тальной его части используются со­ответствующие маски.

Изображения, получаемые на компьютере, различаются по своей структуре. Существуют два основных формата компьютерной графики: векторный и растровый.

Растровое представление компьютерной графики. Растровая графика — формат представления изображения в компьютере в виде множества точек (пикселов). К таким изображениям относятся, например, сканированные иллюстрации и фотографии, причем цветные изображения состоят из точек различных цветов. Каждая цветная точка представлена в компьютере несколькими битами, следовательно, полноцветные растровые изображения требуют значительных объемов памяти. Для их обработки существуют графические растровые редакторы. Отметим основные проблемы обработки: при увеличении изображения появляется ступенчатый эффект, зернистость; при уменьшении число точек заметно уменьшается, поэтому могут исчезнуть мелкие детали, и картинка потеряет четкость. Основные недостатки растрового формата: искажение картинки при масштабировании, расходование значительных объемов памяти компьютера.

Векторное представление компьютерной графики. Векторный способ кодирования изображения (векторная графика) состоит в следующем: рисунок "расчленяется" на простые геометрические фигуры (квадрат, круг, эллипс и т. д.), прямые, кривые линии и каждый такой элемент хранится в памяти компьютера в виде математической формулы. Изображение как бы состоит из контуров элементов; замкнутые контуры могут быть залиты цветом. Масштабирование изображения происходит при помощи простых математических операций, параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования. Изображение может быть преобразовано в любой размер — для логотипа на визитной карточке или для стенда на улице, и качество его при этом не изменится. Именно векторные пакеты позволяют создать модель трехмерного объекта.

В последнее время наблюдается тенденция к взаимному проникновению векторных программ в растровые и наоборот. Это вызвано тем, что при работе с векторным пакетом возникает потребность в готовом растровом изображении, а в процессе преобразования растровой картинки зачастую требуется дополнить рисунок простыми векторными графическими элементами.

Поэтому графические пакеты одного формата теперь нередко укомплектованы простейшими функциями графики другого формата. Выбор программного обеспечения зависит от поставленных задач и определяет удобство и производительность работы, содержание и качество конечного результата. Существует множество дизайнерских программных средств, используемых в самых разных областях творческой деятельности. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Программы компьютерной графики для полиграфии. Полиграфия обеспечивает дизайнерам наиболее обширный фронт работы. Текстовые страницы, рекламные документы, различные типы иллюстраций, визитки, этикетки и т. д. — это все полиграфическая продукция. Пакеты компьютерной полиграфии позволяют создавать файлы, содержащие текст и иллюстрации, обеспечивают подготовку вывода на печать и высокое качество печатной продукции.

Пакет CorelDRAW корпорации Corel Corporation — классический пакет программ векторного рисования, наиболее популярный среди персональных пользователей, последние версии которого обеспечивают обработку и растровых изображений. Это мощная художественная студия, которая позволяет делать чертежи, рисовать картины, редактировать фотографии, давать графическое представление данных, создавать анимационные фильмы. CorelDRAW — название всего пакета, состоящего из нескольких программ; так же называется и основная программа, предназначенная для рисования и обработки полученного изображения. В последних версиях программы значительно расширены возможности работы с текстом; она может использоваться и для верстки небольших документов. Пакет CorelDRAW первоначально разрабатывался для IВМ РС, в настоящее время он стал доступен и на платформе Масintosh.

Очень популярен среди полиграфистов векторный пакет Adobe Illustrator. Он предназначен для создания иллюстраций и разработки общего дизайна страниц с текстом, ориентирован на вывод готовых изображений с высоким разрешением. Пакет позволяет создавать фигуры произвольной формы, редактировать, масштабировать, вращать, преобразовывать изображения. Adobe Illustrator содержит большой набор инструментов для работы с текстом и многостраничными документами. Работает как на Масintosh, так и на IВМ РС. Очень широкое распространение в полиграфии получил пакет растровой графики Adobe Photoshop. Программа обладает средствами цветокоррекции сканированных изображений, ретуширования фотографий, позволяет использовать спецэффекты и маски, необходимые для редактирования и монтажа растровых изображений, выполняет операции качественного цветоделения. Фирма Adobe разрабатывала Photoshop для Масintosh, но в настоящее время существуют версии и для Windows. Последние модификации программы содержат инструменты для создания и редактирования векторных контуров. Photoshop нередко применяется для "доводки" изображений, выполненных в других графических программах и предназначенных для полиграфической печати.

Новички компьютерного дизайна легко осваивают программу редактирования и ретуширования Adobe PhotoDeluxe. Простой, доступный интерфейс и набор обучающих примеров способствуют быстрому приобретению навыков компьютерного дизайна и достижению очень неплохих результатов.

Общим для программ Ado­be Illustrator, Macromedia Free­hand, CorelDraw, Photoshop является то, что они объектно-ориентированны, т. е. каждый создаваемый в них гра­фический элемент, включая и за­верстываемое реальное изображе­ние, рассматривается как отдельный объект, которому приданы извест­ные свойства. Эти свойства (напри­мер, цвет заполнения, толщина ли­нии контура, положение и т. д.) и форма объекта в любой момент мо­гут быть изменены без каких-либо затруднений. В этом основное пре­имущество компьютерной графики. Внесение изменений обычно требу­ет лишь нескольких щелчков клави­шей мыши, тогда как исправление обычных бумажных чертежей куда более затруднительно и требует мно­го времени.

В противоположность векторным, растровые программы, имитируя воз­можности живописи, не представляют удобств объектно-ориентированной работы. Однако в отдельных случаях эти программы могут оказаться необ­ходимыми, поскольку отдельные процедуры, такие как «аэрограф», в векторных программах отсутствуют. Первые программы с возможностя­ми раскрашивания были впоследст­вии включены в программные пакеты редактирования изображений, по­скольку и те и другие были предназ­начены для обработки изображений, представленных поэлементно.

Программы рисования. Программы рисования используются в качестве дополнительных компонентов к программам полиграфии, анимации, презентации. Художникам, работающим на компьютере, наверняка будет интересен растровый графический редактор Fractal Desigh Painter. В нем имитируется работа художественных инструментов: кисти, карандаша, пастели. Для большего удобства рекомендуется использовать планшет. Программа позволяет передавать множество цветовых эффектов, использовать фильтры Photoshop. Функции редактора Fractal Desigh Expression аналогичны функциям Painter, но получаемые изображения векторные. Для создания векторных иллюстраций широко применяют программу Macromedia Freehand. Ее отличительная черта — возможность вносить изменения в изображение в режиме предварительного просмотра. Предусмотрено также применение разнообразных средств, в результате чего достигаются эффекты прозрачности, трехмерности, многоцветных градиентных заливок.

Программы верстки. Компьютерная верстка — объединение текста и графического изображения — заключительный этап допечатного дизайна. Программы верстки используются при подготовке к изданию буклетов, каталогов, газет, журналов, книг, т. е. той печатной продукции, в которой преобладает текстовая информация. Наиболее популярная программа верстки как для Масintosh, так и для РС — Adobe PageMaker. Программа позволяет создавать шаблоны страниц на основе существующих файлов, сохранять документы для WWW-серверов в формате HTML. Еще одна очень известная во всем мире — профессиональная программа верстки QuarkXPress. Помимо верстки она осуществляет цветоделение, позволяет создавать векторные иллюстрации, писать текст по заданным кривым, использовать разнообразные стили. Работает в MacОS и под Windows.

Для всех упомянутых выше про­граммных продуктов общей харак­терной чертой является то, что они, принадлежат категории настольно-издательских средств, используют язык описания страниц Postscript, зарекомендовавший себя в качестве общепринятого стандарта для пе­чатных изданий. В упаковочных допечатных процессах, однако, пре­обладают системы фирмы Вагсо Graphics. Они также имеют про­граммные средства для редактиро­вания штриховых иллюстраций и полутоновых изображений. Однако названия последних - «LW-Brix» («linework» — штриховой) и «СТ-Brix» («contone» — полутоновый) – более конкретны, чем те, что исполь­зуются в мире НИС. Вывод здесь возможен как на языке Postscript, так и в фирменном формате GRS/GRO, который, развивая Postscript, пред­ставляет большие возможности.

Программы редактирования разработаны для ретуши поэлемен­тно представленных изображений. В таком формате представляются обычно сканированные фотографии или изображения, отснятые цифро­выми фотоаппаратами. Цифровая информация о цвете каждой точки поэлементно считанного изобра­жения загружается в компьютер, где может отображаться на мониторе и, при необходимости, корректи­роваться.

Корректура может включать кад­рирование изображения, изменение разрешения, вращение, масш­табирование и, в особенности, цветовые преобразования. В рас­тровом (поэлементном) изображе­нии хранится и обрабатывается каждая отдельная точка, поэтому размеры числовых видеомассивов достигают миллионов элементов, а, следовательно, необходимы боль­шие ресурсы для хранения инфор­мации и соответствующие вычисли­тельные мощности.

Для создания и редактирования сюжетов упаковочной печати можно ограничиться программами рисова­ния и редактирования изображений. Предоставляя все возможности ра­нее использовавшихся сложных и дорогих CEPS-систем, они могут ис­пользоваться на приемлемых по це­не компьютерных рабочих местах типа Macintosh и PC.

Наши рекомендации