Программное обеспечение для дизайна и проектирования
Маркировки и этикетки
Использование специализированных САПР в допечатной стадии производства этикетки.Важным этапом процесса производства маркировки, этикетки и упаковки является допечатный процесс. Качество готовой упаковки в значительной степени определяется допечатной стадией — дизайном. Можно утверждать, что конкурентоспособность производителя полиграфической продукции определятся уровнем дизайна, который он может себе позволить, а уровень этот не в последнюю очередь зависит от имеющихся в его арсенале программных средств.
Если вспомнить эволюцию систем допечатной подготовки, то можно отметить следующие закономерности. Вначале были «динозавры» — закрытые системы от одного производителя, например, от Вагсо, охватывающие весь технологический процесс. В рамках таких систем находился весь спектр аппаратного и программного инструментария, что обеспечивало минимизацию технологических «конфликтов» на стыках между различными элементами комплекса.
Такие комплексы, как правило, были оптимизированы для решения специализированных задач, что обеспечивало их качество и производительность. Недостатками такого подхода являлись:
· высокая стоимость;
· отсутствие гибкости в интеграции с конкретным технологическим производством (пользователи были вынуждены подстраиваться под систему, а не наоборот, как хотелось бы);
· монополизм производителя комплекса (высокая стоимость элементов для ремонта и модернизации, а так же «идеологическая» зависимость от производителя).
Справедливости ради надо отметить, что «динозавры» живы до сих пор и успешно работают во многих фирмах, радуя своих пользователей.
Следующим этапом эволюции стали настольные издательские системы (НИС) с открытой технологией. Пользователь мог сам подобрать необходимое программное и аппаратное обеспечение, исходя из конкретных задач. Такой подход гибок и достаточно дешев, но для объединения всех элементов в один рабочий комплекс необходимо было разработать большое количество стандартов сопряжения (иногда противоречащих друг другу), что приводило к «конфликтам» и снижению производительности системы в целом. Каждый отдельный элемент разрабатывался для широкого применения, что снижало качество решения узкоспециализированных задач. Кстати, среди не очень осведомленных в данном вопросе производителей бытует мнение, что упаковку с дизайном любой (даже самой высокой) сложности можно изготовить с помощью распространенных программных средств, например, Photoshop'a. Правильно, можно. Но если речь идет о ее последующей печати, то не все, что выглядит хорошо на мониторе, можно напечатать с таким же качеством. Не говоря уже о высокой производительности и большом количестве заказов — здесь требуется несколько иной инструментарий.
Венцом эволюционного дерева можно считать подход, когда комплекс состоит из нескольких элементов от различных производителей, причем, каждый элемент системы объединяет максимальное количество функциональных модулей. Гибкость всего комплекса при этом не страдает. Такой подход берет лучшее из двух предыдущих.
Средства художественного конструирования упаковки. Хотя такие привычные для художника средства как ватман, рейсфедер или кисть еще не вышли полностью из употребления, все большая часть дизайна упаковки выполняется на компьютере. Монитор, клавиатура, манипулятор-мышь и графический планшет неуклонно вытесняют традиционные средства. Специальные программы помогают художнику или верстальщику выполнять свою работу на профессиональном уровне. В зависимости от конкретных требований могут быть выбраны рисовальные, живописные или верстальные программы, охватываемые понятием графических средств дизайна.
Если в прошлом художник-график рисовал такие геометрические элементы как круги, эллипсы или многоугольники на бумаге и затем раскрашивал их кистью или аэрографом, то современные программы позволяют создавать их виртуально на экране компьютера, вводя координаты с помощью манипулятора-мыши, светового пера или клавиатуры. Очертания полученных таким образом объектов могут после этого заполняться необходимым цветом, плавно изменяющимся тоном, текстурой или даже сюжетным изображением. Даже сами очертания фигуры могут быть изменены практически как угодно. Диапазон представляемых для этого возможностей простирается от выбора цвета и толщины линии через назначение этих линий прерывистыми или сплошными до создания «размытия» края или вообще без подчеркивания края изображения, заполняющего выбранную геометрическую форму.
Современные графические предоставляют широкий спектр автоматизированных операций, например, для геометрических искажений объектов, имитации теней, вращения, масштабирования, зеркального отображения, кадрирования, погружения одного объекта в другой, закругления углов с необходимым радиусом и многого другого. Не исключаются и эффекты получения объемных изображений. Для помещения реальных изображений в графический макет они могут быть импортированы с низким разрешением в экранное отображение и размещены в нем. Если же необходимы только отдельные участки изображения, то для исключения остальной его части используются соответствующие маски.
Изображения, получаемые на компьютере, различаются по своей структуре. Существуют два основных формата компьютерной графики: векторный и растровый.
Растровое представление компьютерной графики. Растровая графика — формат представления изображения в компьютере в виде множества точек (пикселов). К таким изображениям относятся, например, сканированные иллюстрации и фотографии, причем цветные изображения состоят из точек различных цветов. Каждая цветная точка представлена в компьютере несколькими битами, следовательно, полноцветные растровые изображения требуют значительных объемов памяти. Для их обработки существуют графические растровые редакторы. Отметим основные проблемы обработки: при увеличении изображения появляется ступенчатый эффект, зернистость; при уменьшении число точек заметно уменьшается, поэтому могут исчезнуть мелкие детали, и картинка потеряет четкость. Основные недостатки растрового формата: искажение картинки при масштабировании, расходование значительных объемов памяти компьютера.
Векторное представление компьютерной графики. Векторный способ кодирования изображения (векторная графика) состоит в следующем: рисунок "расчленяется" на простые геометрические фигуры (квадрат, круг, эллипс и т. д.), прямые, кривые линии и каждый такой элемент хранится в памяти компьютера в виде математической формулы. Изображение как бы состоит из контуров элементов; замкнутые контуры могут быть залиты цветом. Масштабирование изображения происходит при помощи простых математических операций, параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования. Изображение может быть преобразовано в любой размер — для логотипа на визитной карточке или для стенда на улице, и качество его при этом не изменится. Именно векторные пакеты позволяют создать модель трехмерного объекта.
В последнее время наблюдается тенденция к взаимному проникновению векторных программ в растровые и наоборот. Это вызвано тем, что при работе с векторным пакетом возникает потребность в готовом растровом изображении, а в процессе преобразования растровой картинки зачастую требуется дополнить рисунок простыми векторными графическими элементами.
Поэтому графические пакеты одного формата теперь нередко укомплектованы простейшими функциями графики другого формата. Выбор программного обеспечения зависит от поставленных задач и определяет удобство и производительность работы, содержание и качество конечного результата. Существует множество дизайнерских программных средств, используемых в самых разных областях творческой деятельности. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Программы компьютерной графики для полиграфии. Полиграфия обеспечивает дизайнерам наиболее обширный фронт работы. Текстовые страницы, рекламные документы, различные типы иллюстраций, визитки, этикетки и т. д. — это все полиграфическая продукция. Пакеты компьютерной полиграфии позволяют создавать файлы, содержащие текст и иллюстрации, обеспечивают подготовку вывода на печать и высокое качество печатной продукции.
Пакет CorelDRAW корпорации Corel Corporation — классический пакет программ векторного рисования, наиболее популярный среди персональных пользователей, последние версии которого обеспечивают обработку и растровых изображений. Это мощная художественная студия, которая позволяет делать чертежи, рисовать картины, редактировать фотографии, давать графическое представление данных, создавать анимационные фильмы. CorelDRAW — название всего пакета, состоящего из нескольких программ; так же называется и основная программа, предназначенная для рисования и обработки полученного изображения. В последних версиях программы значительно расширены возможности работы с текстом; она может использоваться и для верстки небольших документов. Пакет CorelDRAW первоначально разрабатывался для IВМ РС, в настоящее время он стал доступен и на платформе Масintosh.
Очень популярен среди полиграфистов векторный пакет Adobe Illustrator. Он предназначен для создания иллюстраций и разработки общего дизайна страниц с текстом, ориентирован на вывод готовых изображений с высоким разрешением. Пакет позволяет создавать фигуры произвольной формы, редактировать, масштабировать, вращать, преобразовывать изображения. Adobe Illustrator содержит большой набор инструментов для работы с текстом и многостраничными документами. Работает как на Масintosh, так и на IВМ РС. Очень широкое распространение в полиграфии получил пакет растровой графики Adobe Photoshop. Программа обладает средствами цветокоррекции сканированных изображений, ретуширования фотографий, позволяет использовать спецэффекты и маски, необходимые для редактирования и монтажа растровых изображений, выполняет операции качественного цветоделения. Фирма Adobe разрабатывала Photoshop для Масintosh, но в настоящее время существуют версии и для Windows. Последние модификации программы содержат инструменты для создания и редактирования векторных контуров. Photoshop нередко применяется для "доводки" изображений, выполненных в других графических программах и предназначенных для полиграфической печати.
Новички компьютерного дизайна легко осваивают программу редактирования и ретуширования Adobe PhotoDeluxe. Простой, доступный интерфейс и набор обучающих примеров способствуют быстрому приобретению навыков компьютерного дизайна и достижению очень неплохих результатов.
Общим для программ Adobe Illustrator, Macromedia Freehand, CorelDraw, Photoshop является то, что они объектно-ориентированны, т. е. каждый создаваемый в них графический элемент, включая и заверстываемое реальное изображение, рассматривается как отдельный объект, которому приданы известные свойства. Эти свойства (например, цвет заполнения, толщина линии контура, положение и т. д.) и форма объекта в любой момент могут быть изменены без каких-либо затруднений. В этом основное преимущество компьютерной графики. Внесение изменений обычно требует лишь нескольких щелчков клавишей мыши, тогда как исправление обычных бумажных чертежей куда более затруднительно и требует много времени.
В противоположность векторным, растровые программы, имитируя возможности живописи, не представляют удобств объектно-ориентированной работы. Однако в отдельных случаях эти программы могут оказаться необходимыми, поскольку отдельные процедуры, такие как «аэрограф», в векторных программах отсутствуют. Первые программы с возможностями раскрашивания были впоследствии включены в программные пакеты редактирования изображений, поскольку и те и другие были предназначены для обработки изображений, представленных поэлементно.
Программы рисования. Программы рисования используются в качестве дополнительных компонентов к программам полиграфии, анимации, презентации. Художникам, работающим на компьютере, наверняка будет интересен растровый графический редактор Fractal Desigh Painter. В нем имитируется работа художественных инструментов: кисти, карандаша, пастели. Для большего удобства рекомендуется использовать планшет. Программа позволяет передавать множество цветовых эффектов, использовать фильтры Photoshop. Функции редактора Fractal Desigh Expression аналогичны функциям Painter, но получаемые изображения векторные. Для создания векторных иллюстраций широко применяют программу Macromedia Freehand. Ее отличительная черта — возможность вносить изменения в изображение в режиме предварительного просмотра. Предусмотрено также применение разнообразных средств, в результате чего достигаются эффекты прозрачности, трехмерности, многоцветных градиентных заливок.
Программы верстки. Компьютерная верстка — объединение текста и графического изображения — заключительный этап допечатного дизайна. Программы верстки используются при подготовке к изданию буклетов, каталогов, газет, журналов, книг, т. е. той печатной продукции, в которой преобладает текстовая информация. Наиболее популярная программа верстки как для Масintosh, так и для РС — Adobe PageMaker. Программа позволяет создавать шаблоны страниц на основе существующих файлов, сохранять документы для WWW-серверов в формате HTML. Еще одна очень известная во всем мире — профессиональная программа верстки QuarkXPress. Помимо верстки она осуществляет цветоделение, позволяет создавать векторные иллюстрации, писать текст по заданным кривым, использовать разнообразные стили. Работает в MacОS и под Windows.
Для всех упомянутых выше программных продуктов общей характерной чертой является то, что они, принадлежат категории настольно-издательских средств, используют язык описания страниц Postscript, зарекомендовавший себя в качестве общепринятого стандарта для печатных изданий. В упаковочных допечатных процессах, однако, преобладают системы фирмы Вагсо Graphics. Они также имеют программные средства для редактирования штриховых иллюстраций и полутоновых изображений. Однако названия последних - «LW-Brix» («linework» — штриховой) и «СТ-Brix» («contone» — полутоновый) – более конкретны, чем те, что используются в мире НИС. Вывод здесь возможен как на языке Postscript, так и в фирменном формате GRS/GRO, который, развивая Postscript, представляет большие возможности.
Программы редактирования разработаны для ретуши поэлементно представленных изображений. В таком формате представляются обычно сканированные фотографии или изображения, отснятые цифровыми фотоаппаратами. Цифровая информация о цвете каждой точки поэлементно считанного изображения загружается в компьютер, где может отображаться на мониторе и, при необходимости, корректироваться.
Корректура может включать кадрирование изображения, изменение разрешения, вращение, масштабирование и, в особенности, цветовые преобразования. В растровом (поэлементном) изображении хранится и обрабатывается каждая отдельная точка, поэтому размеры числовых видеомассивов достигают миллионов элементов, а, следовательно, необходимы большие ресурсы для хранения информации и соответствующие вычислительные мощности.
Для создания и редактирования сюжетов упаковочной печати можно ограничиться программами рисования и редактирования изображений. Предоставляя все возможности ранее использовавшихся сложных и дорогих CEPS-систем, они могут использоваться на приемлемых по цене компьютерных рабочих местах типа Macintosh и PC.