Основные принципы образовательной политики Российской Федерации

Целенаправленная подготовка подрастающего поколения к активному участию в общественной жизни осуществляется в рам­ках соответствующей образовательной системы, развитие которой регламентируется, прежде всего, приоритетными направлениями стратегии государственной политики, определяющими ее струк­туру, принципы функционирования и перспективы совершенство­вания.

Государственные требования в области образования нашли свое отражение в Законе Российской Федерации «Об образова­нии» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», 1996), в соответствии с которым выделены следующие принципиальные положения о том, что система образования должна:

1) носить гуманистический характер с приоритетом общече­ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) поддерживать единое культурное и образовательное про­странство во всей стране, т.е. не только обучать учащихся, но за­щищать и развивать национальные культуры, региональные куль­турные традиции и особенности;

3) создавать условия для общедоступности образования, при­способления системы образования к уровням и особенностям раз­вития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государ­ственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к] негосударственным учреждениям это не относится);

5) поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внима­тельно относиться к различным мнениям и подходам (исключе­ние составляет деятельность политических партий — в государ­ственных и муниципальных образовательных учреждениях, орга­нах управления образованием создание и деятельность организа­ционных структур политических партий, общественно-политиче­ских и религиозных движений и организаций не допускаются);

6) носить демократический, государственно-общественный ха­рактер управления образованием и допускать автономность (са­мостоятельность) образовательных учреждений.

2. Система образования в Российской Федерации

Образование как система представляет собой сложный социо­культурный и полифункциональный феномен, который рассмат­ривается в трех измерениях:

как пространственная категория, т. е. развивающаяся сеть уч­реждений различных типов и уровней, в определенном социаль­ном масштабе (всего мира, определенной страны, отдельного ре­гиона, города или района). В данном случае речь идет о федеральном, региональном, муниципальном и районном уровнях систе­мы образования;

структурная категория, состоящая из нескольких уровней или ступеней (в основе выделения которых лежит возрастной крите­рий) образовательной макросистемы, имеющей государственный статус, в качестве уровней выступают подсистемы дошкольного, школьного (с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу), высшего и дополнительного образования;

институционализированная категория, включающая в себя раз­личные типы государственных, муниципальных и частных воспи­тательно-образовательных учреждений определенной образователь­ной направленности (светской или клерикальной), а именно: ясли, детские сады, специализированные детские центры, основные, полные средние, художественные и музыкальные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, ли­цеи, гимназии, специализированные школы, институты, универ­ситеты, академии, высшие школы, обучение в аспирантуре, док­торантуре, ординатуре, адъюнктуре, на курсах переквалифика­ции и т.д.

Образовательные (учебно-воспитательных) учреждения - заведения, осуществляющие целена­правленный воспитательно-образовательный процесс и реализу­ющие различные учебные программы на основе использования традиционных и новационных обучающих технологий.

Любое учебное заведение представляет собой социальную сис­тему, отличающуюся собственной культурой (эмоциональным климатом, интеллектуальной и нравственной атмосферой, взаи­модействием с внешней средой и т.д.).

Современные исследователи признают, что все инновацион­ные учебные заведения типа «школа» отличаются лишь глубиной и широтой изучения отдельных предметов или направлениями специализации.

Школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, обучение проходит по государственным учебным Основные принципы образовательной политики Российской Федерации - student2.ru Основные принципы образовательной политики Российской Федерации - student2.ru Основные принципы образовательной политики Российской Федерации - student2.ru Основные принципы образовательной политики Российской Федерации - student2.ru Основные принципы образовательной политики Российской Федерации - student2.ru планам и программам обязательных (75—80 %) и дополнительных предметов, является обязательным учебным заведением.

Школа с дифференцированным подходом — учебное заведение, в котором функционируют несколько специализированных классов, их деятельность не затрагивает основной части школьников.

Школа с углубленным изучением предмета — одна из дисцип­лин изучается углубленно либо во всех классах, либо на одной из ступеней.

Школа с углубленным изучением цикла учебных предметов —выделяются пять циклов: гуманитарный, эстетический, естествен­но-научный, физико-математический, военно-спортивный.

Школа с углубленным изучением всех предметов — крайний слу­чай школы с углубленным циклом предметов, например школа для одаренных детей.

Школа с профильной направленностью — выделяют следующие профили: обществоведческий, механико-технологический, био­лого-экологический, эстетический, военно-спортивный, которые соответствуют видам взаимодействия человека с окружающим миром. Профильная направленность определяется ориентации на группу смежных профессий, что служит основой изменения учеб­ного процесса.

Наряду с традиционными, общеизвестными типами учебных заведений период проведения образовательных реформ в России (конец 80-х годов — по настоящее время) характеризуется рекон­струкцией как собственно отечественного, так и мирового педа­гогического опыта, что отразилось на создании следующих обра­зовательных учреждений.

Гимназия — вид общеобразовательного учебного заведения, ориентированного на формирование широко образованной, ин­теллигентной личности, готовой к творческой и исследователь­ской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Функционирует в составе V—XI классов. Обучение в гимназии да­ется на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков и продолжени­ем образования в университетах.

Лицей — среднее образовательное заведение, которое открыва­ется только на базе профильного высшего учебного заведения, образуя с ним учебный комплекс. Обучение в нем ориентировано на учеников старших (начиная с VIII) классов, связано со специа­лизированной подготовкой и ранней профилизацией, а также способствует освоению навыков самостоятельной и научно-ис­следовательской деятельности.

Наряду с инновационными типами учебных учреждений в на­стоящее время существует тенденция использования разнообраз­ных способов (форм) получения образования, среди которых особо выделяются следующие экстернатура как индивидуальное домашнее обучение по об­щегосударственным учебным планам и программам под руковод­ством педагога (репетитора) или самостоятельно (для инвалидов и детей с проблемами в развитии, одаренных детей, учащихся из «горячих точек» страны и т.д.). Контроль осуществляется посред­ством сдачи экзамена государственной комиссии при учебных за­ведениях различного уровня;

дистантное обучение — обучение «на расстоянии» с использо­ванием различных технических образовательных средств (компь­ютер, видео- и аудиосредства);

заочное обучение — на основе организации «кратковременного погружения» в образовательный процесс (сессии), а также полу­чения консультаций у преподавателей, выполнения заданий в письменной форме и самостоятельной работы по предлагаемой учебной программе.

3. Перспективы развития системы образования

Существование в российском образовательном пространстве разнообразных форм предоставления учебного материала в раз­личных типах образовательных учреждений определенного уров­ня требует четкого контроля со стороны государства и системы управления образованием за реализацией нормативно закреплен­ных требований к учебному процессу. Это связано с тем, что со­временное общество, развиваясь в условиях демократизации, де­централизации, деидеологизации, регионализации, гуманизации, экстраполирует данные принципы и на социокультурную сферу, включающую в себя и систему образования.

Возникновение подобных позитивных тенденций в образова­нии детерминирует:

• возрастание степени академической свободы педагогических коллективов, получивших возможность реализации индивидуаль­но-творческих возможностей участников образовательного процесса;

• плюрализацию, многообразие и автономность отдельных об­разовательных учреждений, заключающиеся в вариативности от­бора направлений научного поиска в решении насущных проблем реформирования общества в соответствии с изменяющимся со­циальным заказом;

• создание возможностей для использования в работе различ­ных типов образовательных учреждений новых комплексных и пар­циальных программ, внедрения вариативных инновационных тех­нологий в учебный процесс.

В то же время прослеживаются негативные аспекты происходя­щего процесса, а именно:

• угроза распада единого федерального образовательного про­странства;

• обострение социальных проблем, связанных с ускоренной стра­тификацией образования и выдвижением новых требований к пе­дагогическим услугам со стороны различных групп населения.

Литература

1. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М.,1996.

Вопросы и задания для самоконтроля

o Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

o В каком случае учреждение можно назвать образовательным?

o Какие существуют типы и виды образовательных учреждений?

o Какие существуют формы получения образования?

Лекция 15. Средства обучения.

План

Наши рекомендации