Принципы, цели и задачи государственной внешнеэкономической политики Российской Федерации

Внешнеэкономическая политика государства должна формироваться на основе глубокого анализа и максимально полного учета ряда факторов, к которым относятся уже перечисленные нами обстоятельства, влияющие на характер вовлеченности страны в международное разделение труда Важнейшие из них - уровень развития производительных сил и наличие/отсутствие определенных факторов производства внутри страны.

ГВЭП России строится на следующих принципах.

· ВЭП является составной частью внешней политики Российской Федерации. Наиболее отчетливо эта взаимосвязь проявляется в сфере экономической дипломатии. Если дипломатия не служит войне, то, как правило, она служит торговле, и потому создание благоприятных условий для российских экспортеров на ми­ровом рынке призвано стать одной из центральных задач российской ВЭП.

· Поддерживается динамическое равновесие между политикой либерализации ВЭД и необходимостью защиты национальных производителей и потреби­телей от недобросовестной международной конкуренции.

· Приоритет отдается экономическим методам регулирования ВЭД и сокра­щению неэкономических методов.

· Работа российских фирм стимулируется таким образом, чтобы от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок они переходили к ВЭД как постоянной и органичной части их общей хозяйственной деятель­ности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков.

· Сферы и уровни реализации ВЭП четко разделяются между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами.

К первоочередным целям современной ГВЭП России относятся:

· достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискриминационных ограничений, что предполагает обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым товарным и сырьевым рынкам, рынкам капиталов, технологий и информации;

· долгосрочное урегулирование валютно-финансовых отношений во взаимо­отношениях со странами-кредиторами, с международными организациями и со странами - должниками России;

· формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интере­сов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль, поощрение иностранных инвестиций и др.);

· обеспечение стабильного роста объемов внешних и внутренних инвестиций и оптимизация структуры их отраслевого и видового распределения;

· формирование инновационной национальной экономики как саморазвива­ющейся системы генерации и внедрения инновационных процессов и ре­зультатов, а также управления ими.

Базовые цели ГВЭП РФ достигаются через решение следующих актуальных задач.

· ВЭП планируется и реализуется как неотъемлемая часть внутренней экономической политики государства.

· ВЭП стимулирует рост числа хозяйствующих субъектов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, и содействует усилению их вовлечен­ности в процессы глобализации бизнеса.

· ВЭП поддерживает национальную валюту на таком уровне, чтобы ее курс стимулировал национальную экономику - как торговлю и производство, так и инновационные процессы в ней.

· ВЭП должна обеспечивать максимизацию удовлетворения потребностей конечных потребителей (ни одна страна в полной мере не справляется с этой задачей, оправдывая себя необходимостью защиты национальных интере­сов).

· ВЭП должна обеспечивать стране ведущие позиции на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг.

· ВЭП обеспечивает интеграцию России в глобальную транспортную систему и позволяет максимально полно реализовать транзитный потенциал российской экономики.

· ВЭП укрепляет позиции России на мировом рынке углеводородов и повы­шает ее роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности.

· ВЭП обеспечивает интеграцию страны в евразийское экономическое про­странство.

Государство в свою очередь:

· продвигает крупные проекты, значимые для национальной экономики и име­ющие решение только в формате мировой экономики;

· обеспечивает выход российских компаний на мировой рынок, системно и масштабно поддерживает их на внешних рынках;

· обеспечивает создание в кратчайшие сроки всего спектра внешнеэкономиче­ских инструментов, которыми обладают развитые страны мира;

· пытается создать в России международный финансовый центр, увеличить экспорт финансовых услуг и превратить рубль в региональную резервную валюту;

· стремится усилить роль России в формировании мирового экономического порядка.

Особенно важным и острым теоретическим вопросом остается проблема адекват­ного отражения экономических интересов субъектов мировой экономики в нацио­нальной ВЭП. Какие интересы должны в первую очередь реализовываться в ВЭП государства: личные и частные или национальные и государственные? Должны ли национальные интересы выражать всю совокупность частных интересов или могут быть антагонистичны им?

Национальные интересы России - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, которые осуществляют свои функции в том числе во взаимодействии с обществен­ными организациями, руководствующимися в своей деятельности Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в фи­зическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Вопрос первичности или асимметричности частных и национальных интересов обостряется в тот момент, когда одновременно формулируются две задачи ГВЭП: с одной стороны, либерализация внешней торговли страны, с другой - необходимость усиления защиты отечественных товаропроизводителей.

Так, меры по развитию российского автопрома (реализация национального интереса), выражающиеся в том числе в увеличении импортных пошлин на ввозимую автомобильную продукцию, привели к удорожанию как российских, так и импорт­ных автомобилей, что объективно противоречит интересам конечных потребителей, вынужденных переплачивать за неадекватное качество товара (противодействие свободной конкуренции всегда вызывает одновременное снижение качества и рост цен). В этом процессе реализуются и интересы производитедей, самый известный из которых концерн «АвтоВАЗ». Ограничение импорта приводит к необоснованному повышению их прибыли, но не содействует качественному и технологическому раз­витию производства. Подобные ситуации наблюдаются во всех секторах и во всех государствах: за реализацию национальных интересов расплачиваются конечные потребители, а, следовательно, их интересы и интересы «нации» часто противопо­ложны. Тогда возникает последний и основной вопрос: могут ли действительные национальные интересы противоречить частным интересам гражданина и если да, то в какой мере?

Таким образом, когда обсуждается необходимость реализации в ГВЭП национальных интересов, следует понимать, насколько они соответствуют интересам конечных потребителей и насколько интересы последних противоположны инте­ресам бизнес-элиты.

Очевидно, что ГВЭП должна быть результатом согласования противоположных интересов потребителей, с одной стороны, и внешних и внутренних производите­лей - с другой.

Из истории доподлинно известно, что Российская Федерация стала правопреемницей Советского Союза, который отличался закрытостью и неразвитостью внешних отношений, поэтому для дальнейшего участия государства во внешнеторговых отношениях требовался ряд изменений.

Основной целью реформ в области внешнеэкономической деятельности России в начале 1990-х гг., выразившихся в отмене государственной монополии на внешнюю торговлю и активной либерализации ВЭД, было стимулирование потенциальных возможностей производственного сектора в развитии экспортных ресурсов страны, в формировании структуры национального экспорта, соответствующей структуре производства.

На первых этапах реформ противники государственной монополии на внешнюю торговлю - руководители машиностроительных отраслей и предприятий - именно монополию называли главным тормозом развития экспортного потенциала страны, а либерализацию ВЭД считали основным, если не единственным, условием резкого повышения эффективности внешней торговли и улучшения товарной структуры, поскольку либерализация влечет за собой освобождение инициативы предприятий и физических лиц от ограничений, вытекающих из системы государственного контроля.

К сожалению, указанная цель не была достигнута вплоть до конца 1990-х гг. Более того, к 1999 г. внешняя торговля Российской Федерации как по стоимостным объемам, так и по структурным параметрам не вышла даже на уровень доперестро­ечного периода (Таблица 22).

В результате радикального экономического реформирования произошли изменения не только в самой внешней торговле России. Существует целый ряд факторов, ограничивающих или даже искажающих исходную информационную базу и потому существенно затрудняют объективный анализ масштабов, динамики, структуры российской внешней торговли переходного периода.

Во-первых, отсутствие таможенных границ России до конца 1991г., поскольку последняя явилась частью бывшего СССР. В тот период статистика внешней торговли была прерогативой Госкомстата СССР. Вплоть до распада Союза республиканская статистика практически отсутствовала. Имеющиеся на сегодня данные о внешней торговле России до распада СССР отражают, таким образом, не собственно российскую статистику, а ее реконструкцию на базе бывшей общесоюзной. Во-вторых, неопределенность таможенной границы России с рядом республик бывшего СССР с конца 1991 г. превратило торговлю с ними из внутренней во внешнюю. Только один этот факт привел к одномоментному увеличению объема внешнеэкономических связей примерно вдвое. Вместе с тем из-за отсутствия на тот момент таможенной, а подчас и государственной границы России с этими странами невозможно точно измерить масштабы торговли. В-третьих, изменилась валюта, в которой измерялись объемы торговли. До 1992 г. экспорт и импорт определялись в так называемых инвалютных рублях, а начиная с 1992 г. – в долларах США. В-четвертых, качество самой внешнеторговой статистики. Целый ряд сфер статистикой отражался недостаточно или не отражался вовсе. К ним относятся не только так называемый «челночный» экспорт и импорт, бурно развивающиеся операции частных экспортеров и импортеров, но даже операции, осуществляющиеся крупными государственными и полугосударственными объединениями. В 1992 г. разгорелась острая дискуссия между Госкомстатом России и Министерством внешнеэкономических связей, отстаивавших собственные оценки важнейших показателей.

Таблица 22.

Наши рекомендации