Технологические приемы
Пример 1. Создание текстового документа. Ввод, редактирование, форматирование и сохранение документа в Word рассмотреть на примере создания файла Заявление. Результатом выполнения действий должен стать документ, представленный на рисунке 1.2.2.1.
Рисунок 1.2.2.1 – Образец заявления
Перед созданием текста в Word необходимо:
· выбрать на вкладке Вид команду Разметка страницы, чтобы представлять, как располагается текст на листе;
· выбрать на вкладке Вид кнопку (масштаб 100%) или кнопку (По ширине страницы), чтобы одновременно были видны правый и левый края полосы набора, противном случае будет трудно определить, как происходит выравнивание абзацев (рисунок 1.2.2.2);
Рисунок 1.2.2.2 – Выбор масштаба
· нажать на вкладке Главная кнопку (Отобразить все знаки); этот режим служит для удобства работы с текстом (отображаются такие непечатаемые символы как конец абзаца, табуляция, разрыв страницы и др., которые не выводятся на печать);
· нажать на кнопку (кнопка «Office»), выбрать команду Создать;
· набрать текст, обратить внимание, что в тексте перед знаком препинания пробел ставить не надо, а после знака препинания – надо.
Набрать текст, выполняя только переходы на следующий абзац, можно представленным образом:
Ректору ПГТА
профессору В.Б. Моисееву
от абитуриента И.И. Иванова
Заявление
Я, Иванов Иван Иванович,
(ФИО)
проживающий по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, дом 27, квартира 5, телефон 35-36-37,
(адрес)(номер телефона)
прошу допустить меня к вступительным испытаниям и участию в конкурсе по очной форме обучения
на бюджетной основе на специальность 080801 «Прикладная информатика (в экономике)».
(бюджетная или платная основа)(номер и название специальности)
О себе дополнительно сообщаю:
Дата и место рождения: 23 мая 1990 г., с. Ивановка Белинского района Пензенской области;
Паспорт: 5601411771
(серия)(номер)
15 февраля 2005 г. ОВД Октябрьского р-на г. Пензы
(дата выдачи)(кем выдано)
Приложения:
Документ об образовании № 58АА0012891 от 23 июня 2007 г..
Фотокарточки – 6 шт.
Медицинская справка № 086/У
(дата подачи заявления)(личная подпись)
Сохранение набранного текста можно осуществить следующим образом:
· нажать на панели быстрого допуска кнопку (Сохранить), при первом сохранении документа откроется диалоговое окно Сохранение документа;
· выбрать в диалоговом окне Сохранение документа диск или папку, в которой нужно сохранить документ (например, диски U или D);
· выбрать в контекстном меню команду Создать папку, чтобы создать новую папку, ввести ее имя, например, Документы), открыть созданную папку;
· ввести в поле вводаИмя файла имя сохраняемого документа (например, Заявление);
· выбрать из списка Тип файла тип Документ Word;
· щелкнуть по кнопке Сохранить.
Форматирование набранного текста можно осуществить следующим образом:
· вызвать на вкладке Разметка страницы из группы Параметры страницы диалоговое окно Параметры страницы;
· задать размеры полей на вкладке Поля(верхнее – 2,5 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см) и выбрать ориентацию листа Книжная; нажать кнопку OK;
· выделить нужные строки для создания нумерованного списка (например, дополнительные сведения и приложения); нажать на вкладке Главная на кнопку (Нумерация); осуществить необходимую настройку стиля списка;
· выделить любым способом весь текст (для форматирования всех абзацев текста);
· вызвать из контекстного меню команду Абзац;
· выбрать на вкладке Отступы и интервалы опцию Общие и выполнить следующие настройки: Выравнивание: По ширине и Уровень: Основной текст;
· выполнить следующие настройки, используя опцию Отступ: Слева: (Справа:) 0 см, первая строка: нет (для установки расстояния текста абзаца от полей страницы);
· выполнить следующие настройки, используя опцию Интервал: Перед (После) 0 пт (для установки расстояния перед абзацем и после него) и междустрочный: 1,5 строки (для установки расстояния между строками внутри абзаца);
· выделить «мышью» первые три строки текста и нажать на вкладке Главная в группе Абзац несколько раз на кнопку (Увеличить отступ) для смещения выделенного фрагмента текста на нужное расстояние вправо;
· выделить «мышью» четвертую строку текста и нажать на кнопку (По центру) для выравнивания заголовка заявления;
· установить курсор в начало пятой строки, нажать на кнопку (Увеличить отступ) или воспользоваться на клавиатуре клавишей Tab для задания «красной» строки;
· отформатировать аналогичным образом другие абзацы;
· выделить весь текст (для форматирования параметров символов);
· выбрать на вкладке Главная в группе Шрифт гарнитуру Times New Roman для форматирования шрифта основного текста;
· выделить двойным щелчком «мыши» слово «Заявление», нажать на клавиатуре клавишу Ctrl и, не отпуская ее, выделить слово «Приложения», а затем выбрать гарнитуру Arial и нажать кнопку (Курсив) для форматирования параметров символов заголовков;
· выделить строки с поясняющим текстом, например, (ФИО), (адрес), (номер телефона) и др., и выбрать размер шрифта 10;
· выделить данные личного характера и нажать кнопки (Курсив) и (Подчеркнутый);
· выбрать на вкладке Вид масштаб Одна страница или воспользоваться настройками диалогового окна Масштаб (рисунок 1.2.2.3) для удобства работы по оформлению и размещению текста на странице;
· разместить данные личного характера в строках, используя клавишу Tab, при этом не рекомендуется пользоваться клавишей Пробел;
· установить нужное количество пустых строк перед словом Заявление и после него нажатием на клавишу Enter;
· отформатировать аналогичным образом другие абзацы и символы.
Рисунок 1.2.2.3 – Диалоговое окно Масштаб
Контрольные задания
Задание 1. Создание текстового файла.Создать документ – резюме. Сохранить документ в свою папку. Использовать следующие элементы форматирования:
· поля: верхнее, нижнее – 2,5 см; левое – 2,5 см; правое 2 см;
· выравнивание основного текста – по ширине; отступы от полей – 0; «красная» строка (только для основного текста); интервалы между абзацами – 0; междустрочный интервал – 1,5;
· шрифт – гарнитура Times New Roman, начертание Обычный; кегль – 14;
· автоматическая нумерация страниц.
Задание 2. Создание текстового файла большого объема.Создать документ, содержащий не менее четырех страниц (текст доклада или выступления на семинаре, реферат, отчет и т.п.). Сохранить документ в свою папку. Использовать следующие параметры форматирования:
· поля верхнее и нижнее – 2,5 см; левое – 3,0 см; правое 2 см;
· выравнивание основного текста – по ширине; отступы от полей – 0; «красная» строка (только для основного текста); интервалы между абзацами – 0; междустрочный интервал – 1,5;
· шрифт (для основного текста) – гарнитура Times New Roman, начертание Обычный; кегль – 14; для заголовков – гарнитура Arial, начертание Полужирный курсив; кегль – 16;
· автоматическая нумерация страниц.
Примечание. По мере выполнения лабораторных работ и приобретения навыков по созданию и оформлению комплексных документов в данный текстовый файл должны быть вставлены таблицы, формулы, рисунки, сноски, номера страниц, колонтитулы, титульный лист (в рамке), оглавление. Текст должен состоять из разделов (не менее трех), например, пункты и подпункты и т.п..
1.2.4 Контрольные вопросы
1. Каким образом осуществляется запуск и выход из Word?
2. Что относится к основным элементам интерфейса Word?
3. Какие основные разделы содержит лента Word?
4. Какие приемы существуют для проведения операций копирования, перемещения и удаления фрагмента текста?
5. Какие средства Word позволяют автоматизировать процессы ввода и редактирования текста?
6. Как задать параметры форматирования страницы, абзаца и символов?
Тестовые задания
Задание 1.В текстовом редакторе MS Word набран текст (на рисунке положение курсора отмечено двойной вертикальной чертой):
После нажатия на клавишу Enter текст примет следующий вид:
а)
б)
в)
Выберите правильный ответ:
Задание 2.В текстовом редакторе MS Word набран текст (на рисунке положение курсора отмечено двойной вертикальной чертой):
После нажатия на клавишу End текст примет следующий вид:
а)
б)
в)
Выберите правильный ответ:
Задание 3.В текстовом редакторе MS Word набран текст, показанный на рисунке:
Если далее нажать на вкладке Главная кнопку , то изменения коснуться:
а) только выделенного слова;
б) всего текста;
в) всего абзаца;
г) строки с выделенным словом.
Выберите правильный ответ:
Задание 4.В текстовом редакторе MS Word набран текст (на рисунке исходное положение курсора отмечено двойной вертикальной чертой). Прямоугольный фрагмент выделен в результате следующих действий:
а) протягивание от левого верхнего угла к правому нижнему мышкой;
б) комбинация клавиш Ctrl+протягивание мышкой;
в) комбинация клавиш Ctrl+Shift+протягивание мышкой;
г) комбинация клавиш Alt+протягивание мышкой.
Выберите правильный ответ:
Задание 5.В текстовом редакторе MS Word набран текст (на рисунке положение курсора отмечено двойной вертикальной чертой):
После набора комбинации клавиш Shift+End текст примет следующий вид:
а)
б)
в)
Выберите правильный ответ:
Задание 6.В текстовом редакторе MS Word набран текст, показанный на рисунке. В результате тройного щелчка по выделенному слову текст примет следующий вид:
а)
б)
в)
Выберите правильный ответ:
Задание 7.В текстовом редакторе MS Word набран текст, показанный на рисунке. Слова были выделены в результате следующих действий:
а) двойной щелчок мышкой на каждом выделенном слове;
б) двойной щелчок мышкой на каждом выделенном слове с нажатой клавишей Ctrl;
в) двойной щелчок мышкой на первом слове и двойные щелчки по второму и третьему слову с нажатой клавишей Ctrl.
Выберите правильный ответ:
Задание 8.В текстовом редакторе MS Word набран текст (на рисунке положение курсора отмечено двойной вертикальной чертой).
Текст примет показанный на рисунке вид в результате следующих действий:
а) Ctrl+Enter;
б) Alt+Home;
в) Shift+Enter.
Выберите правильный ответ:
Лабораторную работу 1
сдал студент
Подпись Дата
принял преподаватель
ФИО Подпись Дата
2.1 Текстовый процессор Word. Работа с таблицами
Цель изучения темы – освоение возможностей Word по созданию и оформлению данных, представленных в табличной форме, и по использованию формул и функций для проведения несложных расчетов.
Вопросы темы:
· создание таблицы;
· редактирование таблицы;
· форматирование таблицы;
· вычисления в электронной таблице.
Изучив тему, студент должен:
знать:
· возможности Word при создании и редактировании таблиц;
· особенности форматирования структуры таблицы и форматирования содержимого ячеек таблицы;
уметь:
· использовать возможности проведения несложных вычислений в электронной таблице, вставленной в текстовый документ;
· использовать контекстное меню при работе с таблицей.
владеть:
· технологиями создания, редактирования и форматирования электронных таблиц;
· технологиями использования таблиц в текстовых документах.
При освоении темы необходимо:
· изучить теоретический материал;
· выполнить лабораторную работу для получения умений по изучаемой теме; освоить основные технологические приёмы создания, редактирования и форматирования таблицы, вставленной в текстовый документ.
2.1.1 Работа с таблицами в Word
Создание таблицы
Word предоставляет несколько способов создания таблиц как для печатных, так и для электронных документов.
Создание таблицы с помощью команд на вкладке Вставка. Создать таблицу с помощью команды Таблица можно следующим образом:
· установить курсор в то место документа, куда необходимо вставить таблицу;
· выполнить последовательно команды на вкладке Вставка: Таблица Þ Вставить таблицу;
· задать число столбцов и строк в диалоговом окне Вставка таблицы (рисунок 2.1.1.1), используя опцию Размер таблицы;
· определить способ задания ширины столбцов, используя режим Автоподбор ширины столбцов (постоянная, по содержимому, по ширине окна).
Рисунок 2.1.1.1 – Диалоговое окно Вставка таблицы
Создание таблицы с помощью кнопки на вкладке Вставка. Создать таблицу с помощью кнопки Таблица на вкладкеВставка (рисунок 2.1.1.2) следующим образом:
· установить курсор в то место документа, куда необходимо вставить таблицу;
· нажать кнопку Таблица, которая используется для создания простых таблиц небольшого размера;
· выделить в открывшемся диалоговом окне нужное количество ячеек таблицы;
· увеличить (по мере необходимости) количество строк и столбцов в таблице, используя команды Вставить таблицу.
Рисунок 2.1.1.2 – Добавление таблицы
Создание и изменение структуры таблицы с помощью средств рисования.Создать или изменить структуру таблицы (рисунок 2.1.1.3) можно с помощью команды Таблица (Нарисовать таблицу).
Внимание! Кроме стандартного набора вкладок, которые отображаются на «ленте» Word, имеются вкладки еще двух типов, которые отображаются в интерфейсе в зависимости от выполняемой задачи (рисунок 2.1.1.3):
· контекстные инструменты, позволяющие работать с элементом, который выделен на странице, например, с таблицей, изображением или графическим объектом (если выделить такой элемент, то относящийся к нему набор контекстных инструментов появится рядом);
· контекстные вкладки, содержащие команды для работы с выделенным в документе элементом (если выделить такой элемент, то относящийся к нему набор контекстных вкладок появится рядом со стандартными вкладками).
Внести изменения в структуру таблицы можно следующим образом:
· установить курсор в то место документа, куда необходимо вставить таблицу;
· выполнить последовательно команды: Таблица Þ Нарисовать таблицу, которые используются для создания таблиц сложной структуры;
· удалить элементы таблицы с помощью инструмента Ластик;
· установить, используя инструменты форматирования, нужные параметры ячеек таблицы, выбрать необходимый стиль.
Рисунок 2.1.1.3 – Работа с таблицей: контекстная вкладкаКонструктор
Редактирование таблицы. Под редактированием таблиц в Wordе понимается не редактирование содержимого ячеек, а редактирование структуры таблицы, которое сводится к следующим операциям:
· добавление заданного количества строк и столбцов;
· удаление выделенных столбцов (строк, ячеек);
· слияние (объединение) выделенных ячеек;
· разбиение выделенных ячеек.
Выделение ячеек, строк, столбцов и таблицы. Выделение ячеек, строк, столбцов и целиком таблицы можно сделать, используя основные приемы работы с объектами в ОС Windows (команды из контекстных вкладок или из контекстного меню, протаскивание «мышью», клавиатурные комбинации).
Добавление строк (столбцов) в таблице. Добавление строк (столбцов) в таблицеможно сделать следующим образом:
· установить курсор в нужное место таблицы;
· использовать последовательно команды из контекстной вкладкиМакет: Строки и столбцы (рисунок 2.1.1.4) или из контекстного меню.
Рисунок 2.1.1.4 – Работа с таблицей: контекстная вкладкаМакет
Удаление таблицы или фрагмента таблицы. Удаление таблицы или фрагмента таблицы можно сделать следующим образом:
· выделить всю таблицу или фрагмент таблицы;
· выбрать команду из контекстного меню Удалить столбцы (строки, ячейки) или из контекстной вкладкиМакет (рисунок 2.1.1.4).
Объединение ячеек. Для объединения ячеек таблицы необходимо выполнить следующие действия:
· выделить фрагмент таблицы;
· выбрать команду из контекстного меню Объединить ячейки или из контекстной вкладкиМакет (рисунок 2.1.1.4).
Разбиение ячеек. Для разбиения ячеек таблицы необходимо выполнить следующие действия:
· выделить фрагмент таблицы;
· выбрать команду из контекстного меню Разбить ячейки (рисунок 2.1.1.5); задать в появившемся диалоговом окне Разбиение ячеек необходимое число столбцов и строк или выбрать команду из контекстной вкладкиМакет (рисунок 2.1.1.4).
Рисунок 2.1.1.5 – Разбиение ячеек таблицы
В результате выполненных действий изменится структура таблицы (рисунок 2.1.1.6).
Рисунок 2.1.1.6 – Пример изменения структуры таблицы
Разбиение таблицы. Для разбиения одной таблицы на две необходимо выполнить следующие действия:
· установить курсор в любой столбец той строки, после которой таблица будет разбита на две;
· выбрать команду Разбить таблицу из контекстной вкладкиМакет (рисунок 2.1.1.4).
Внимание! При «перетекании» таблицы с одной страницы на другую для отображения заголовка полезно использовать из контекстной вкладкиМакет (рисунок 2.1.1.4) команду Повторить строки заголовков, в результате чего заголовки автоматически будут отображаться на каждой странице.
Преобразования таблиц. В таблицу можно преобразовать уже имеющийся на странице текст, используя последовательно команды на вкладке Вставка: Таблица Þ Преобразовать в таблицу. Табличные данные можно преобразовать в текст с помощью команды Преобразовать в текст из контекстной вкладкиМакет (рисунок 2.1.1.4).
Кроме того, средства для выполнения операций по изменению структуры таблицы доступны через контекстное меню выделенных объектов, а также могут быть активизированы с помощью клавиатурных комбинаций.
Форматирование таблицы. При работе с таблицами в Wordе следует различать форматирование структуры таблиц и форматирование содержимого ячеек. В первом случае происходит управление размерами структурных элементов таблицы (ячеек, строк, столбцов), а во втором – управление размещением содержимого ячеек.
Форматирование структуры таблицы. Форматирование таблиц можно выполнять в командном режиме, используя:
· команды из контекстной вкладки Макет (рисунок 2.1.1.4);
· команды из контекстного меню;
· маркеры, появляющиеся при наведении указателя «мыши» на таблицу или ее элементы. Маркер в левом верхнем углу позволяет перемещать таблицу по рабочему полю документа. Маркер в правом нижнем углу позволяет управлять общими размерами таблицы. Маркеры изменения размера, появляющиеся при наведении указателя «мыши» на рамки таблицы, позволяют изменять размеры столбцов и строк методом перетаскивания.
Изменение ширины и высоты ячейки. Для изменения ширины и высоты ячейки (ячеек, строк, столбцов) таблицы необходимо выполнить следующие действия:
· выделить фрагмент таблицы;
· команды из контекстной вкладки Макет (рисунок 2.1.1.4);
· команды из контекстного меню Свойства таблицы (рисунок 2.1.1.7).
Рисунок 2.1.1.7 – Диалоговое окно Свойства таблицы
Оформление границ таблицы. Большое значение имеет оформление границ таблицы. Границы таблицы можно оформить следующим образом:
· выделить ту часть таблицы, границу которой необходимо оформить;
· использовать команды из контекстной вкладки Конструктор (рисунок 2.1.1.4);
· использовать команды из контекстного меню Границы и заливка (выбрать необходимые параметры на вкладках (например, тип и толщину линии границы на вкладке Граница).
Форматирование содержимого ячеек. Форматирование содержимого ячеек (выравнивание, отступ, шрифтовое оформление и т.п.) проводят с использованием способов форматирования абзацев или символов, выбирая нужную команду на вкладке Главная: Абзац (или Шрифт) или из контекстного меню выделенного объекта. Кроме того, таблицу можно автоматически форматировать с помощью команд на вкладке Вставка: Таблица Þ Экспресс-таблицы.
Использование контекстного меню при работе с таблицей. При создании, редактировании и форматировании таблицы (или фрагмента таблицы) с использованием контекстного меню необходимо выполнить следующие действия (рисунок 2.1.1.8):
а)
б)
Рисунок 2.1.1.8 – Использование команд из контекстного меню таблицы:
а) автоподбор; б) выравнивание ячеек
· выделить всю таблицу (или фрагмент таблицы);
· вызвать контекстное меню выделенного фрагмента, выбрать нужную команду.
Вычисления в таблице
В таблицы Word можно вставлять формулы для вычисления числовых значений.
Внимание! Не следует путать возможности Word для набора формул с использованием шаблонов с составлением формулы для осуществления вычислений в электронной таблице.
Набор формул в ячейке таблицы можно осуществить, используя команду на вкладке Вставка: Формула (рисунок 2.1.2.1). Используя библиотеку шаблонов можно составить нужные формулы, которые могут иллюстрировать, например, ход математических преобразований. Вычисления в такой формуле осуществить нельзя!
Рисунок 2.1.2.1 – Набор в тексте формул с использованием шаблона
Для осуществления вычислений в электронной таблице необходимо последовательно выполнить следующие действия:
· установить курсор «мыши» в нужной ячейке электронной таблицы;
· выбрать в контекстной вкладке Работа с таблицами команду Формула.
Формула задается как выражение, в котором могут быть использованы:
· ссылки на ячейки;
· ключевые слова для ссылок на блок ячеек (например, LEFT – ячейки, расположенные левее ячейки с формулой; RIGHT – ячейки, расположенные правее ячейки с формулой; ABOVE – ячейки, расположенные выше ячейки с формулой; BELOW (ячейки, расположенные ниже ячейки с формулой);
· встроенные функции.
Рисунок 2.1.2.2 – Контекстная вкладка Работа с таблицами: Формула
Ввод формулы в появившемся окне начинается со знака равенства. Затем указываются адреса ячеек, содержимое которых участвует в вычисляемом выражении. Кроме того, можно выбрать нужный формат числа (денежный или процентный).
Например, чтобы подсчитать сумму чисел 123 и 456, содержащихся в двух ячейках (рисунок 2.1.2.3), и поместить результат в третью ячейку, необходимо выполнить следующие действия:
· поставить курсор в третий столбец и выбрать команду из контекстной вкладки Работа с таблицами: Формула;
· использовать функцию SUM (LEFT), которая по умолчанию появляется в поле ввода Формула, т.е. ячейка сразу готова к подсчету суммы чисел из ячеек, расположенных левее ячейки с формулой (рисунок 2.1.2.4);
· нажать кнопку OK.
Можно использовать другой способ расчёта – составление формулы, для чего:
· поставить курсор в третий столбец и выбрать команду из контекстной вкладки Работа с таблицами: Формула;
· ввести в поле ввода Формула формулу: = a1*b1 (рисунок 2.1.2.5);
· нажать кнопку OK.
В результате выполненных действий в ячейке таблицы отобразится результат расчёта. При составлении формулы можно воспользоваться библиотекой встроенных функций (команда Вставить функцию).
Рисунок 2.1.2.3 – Образец таблицы
Рисунок 2.1.2.4 – Диалоговое окно Формула (использование функции)
Рисунок 2.1.2.5 – Диалоговое окно Формула (составление формулы)
Лабораторная работа 2
Текстовый процессор Microsoft Office Word. Работа с таблицами
Цель работы:изучение возможностей Word по созданию и оформлению данных, представленных в табличной форме, и по использованию формул и функций для проведения несложных расчетов.
Вопросы для освоения:
· создание таблицы;
· форматирование таблицы;
· использование формул и функций для проведения расчетов в таблице.
Рекомендации. Приступая к работе с таблицами, необходимо вспомнить основные приемы редактирования и форматирования текстовых документов в Word.