Технологическая карта № _ ВЧДр __
Разработал ВМ | Колесная пара | УТВЕРЖДАЮ: | ||||||||
ВЧДрГ ____________________ «___»______________20____г. | ||||||||||
Разряд | Цельнокатаное колесо | Виды работ, при которых производится контроль: при полном освидетельствовании колесных пар после их обточки | ||||||||
Вариант метода DR 4 | ||||||||||
Наименование операции | Наименование, марка материала | |||||||||
Контроль ультразвуковой | Сталь колесная марки 2 и 3 по ГОСТ 10791-2004 | |||||||||
Наименование оборудования | НД на контроль | Обозначение ИОТ | ||||||||
Дефектоскоп ультразвуковой типа УД2-102, преобразователь пьезоэлектрический П121-90°-0,4;ОСО 32-004-97 | СТО 1.11.002-2008 ТИ 07.74-2009 | ИОТ-ВЧД-8-102-08 | ||||||||
Контролируемый объект | Объем контроля | Угол ввода α, градусы | Частота f, МГц | Схема сканирования, направление прозвучивания | Браковочная чувствительность NDR4, дБ | Тип выявляемых дефектов | ||||
Поверхность катания . | 100 % | 0,4 | Установка на поверхность катания | Устанавливается по ОСО 32-004-97 отверстию диаметром 7.0мм, глубиной 3.0мм. | Поперечные усталостные трещины, расслоения, неметаллические включения в поверхностном и подповерхностном слое обода. | |||||
1 Подготовка контроля. 1.1 Включить дефектоскоп, вызвать настройку № _____. 1.2 По настроечной карте в меню дефектоскопа проверить основные параметры контроля, соответствие номера ПЭП, подключенного к дефектоскопу. 1.3 Нанести контактирующую жидкость в место установки ПЭП. 1.4 Установить ПЭП на поверхность катания ОСО 32-004-97 передней гранью преобразователя на отметку «3» в направлении «А» так, чтобы его боковая поверхность была параллельна внешней боковой грани колеса и центр ПЭП находился на расстоянии 70 мм от внутренней боковой грани. 1.5 Притереть ПЭП и найти максимум эхо-сигнала от засверловки диаметром 7мм глубиной 3мм. Кнопкой Вызвать меню « ИЗМЕРЕНИЕ». Кнопками , совместить строб ручной метки с эхо-сигналом от засверловки, находящимся в зоне ВС1. Считать показания N и Y в меню «ИЗМЕРЕНИЕ». Если параметр «N» менее 2 дБ или более 6 дБ, а параметр «Y» менее 382 мм или более 418 мм, то произвести редактирование настройки в соответствии с Приложением А. 2 Проведение контроля. 2.1 Нанести на ПЭП или на поверхность катания в месте установки ПЭП контактирующую смазку. Установить ПЭП на поверхность катания таким образом, чтобы его боковая поверхность была параллельна внешней боковой грани колеса на расстоянии 70мм от внутренней боковой грани. Притереть ПЭП к поверхности колеса. Выполнить контроль следя за появлением эхо-сигналов в зонах ВС1 и ВС2. 2.2 Снять ПЭП и стереть контактную смазку на месте его установки. Ориентировать ПЭП в противоположном направлении прозвучивания и выполнить операции по п.2.1. 2.3 Переставить ПЭП на расстояние равное приблизительно 1/4 длины окружности контролируемого колеса и повторить контроль по п.п. 4 и 5. 2.4. Установить ПЭП на другое колесо КП и выполнить контроль по п.п. 2.1-2.3. 3 Оценка и регистрация дефектного участка. 3.1 При появлении в зоне контроля эхо-сигнала от дефекта с амплитудой, превышающей пороговый уровень стробов в зоне ВС1 и/или зонеВС2, определить значения параметров N и R (расстояния до дефекта в мм). Если дефект расположен в дальней полуокружности колеса, то дефектограмма на экране дефектоскопа появится только в зоне ВС2 (рис. 1а). Если дефект расположен в ближней полуокружности колеса, то сигнал от дефекта появится в зонах ВС1 и ВС2 одновременно (рис. 1б). 3.2 Если значение N равно или превышает 4 дБ определить местоположение отражателя, для чего считать показание R, мм, отмерить с помощью рулетки по поверхности катания в направлении прозвучивания расстояние от передней грани ПЭП до предполагаемого дефекта и нанести отметку мелом. 3.3 Осмотреть участки в пределах 10 см от нанесенной черты и диаметрально противоположной точки колеса. Если результаты осмотра подтверждают наличие допустимых повреждений, следует повторить УЗК, установив ПЭП на бездефектный участок поверхности катания вблизи (300-400 мм) от нанесенной черты и повторить контроль по п. 2.1. 3.4 Колесо бракуется если в зонах ВС1 или (и) ВС2 эхо-сигнала с амплитудой, превышающей браковочный уровень чувствительности (значение параметра N равно или превышает 4 дБ). 3.5 Результаты контроля занести в журнал. При обнаружении недопустимого дефекта записать в протокол контроля в соответствии с РЭ дефектоскопа. Дефекты, подлежащие выявлению по классификатору 1.20001-2007: неисправность 513 Внимание! Работать в х/б перчатках с прорезиненной поверхностью. При работе от сети 50 Гц 220 В дефектоскоп необходимо заземлить. а) б) 1 – зондирующий импульс; 2 – зона ВС1; 3 – первый сквозной сигнал; 4 – зона ВС2; 5 – второй сквозной сигнал; 6 – зона АРУ; 7– эхо-сигнал от дефекта; 8 – второй сигнал от дефекта. Рисунок 1 – Типичные дефектограммы при наличии дефекта: а) в дальной полуакружности; б) в ближней полуакружности. | ||||||||||
ОК | Контроль неразрушающий ультразвуковой Листов: 3 Лист: 1 | |||||||||
Инв.№ подл. | Подпись и дата | вэ.инв.№ | Инв.№ дубл. | Подпись и дата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист: 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Настроечная карта DR4 | Цельнокатаное колесо | Дефектоскоп УД2-102 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль основного сечения обода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка основных параметров УЗК осей колесных пар по варианту метода DR3.3 1. Преобразователь 50° наклонный, f = 2,5МГц, засверловка диаметром 3мм глубиной 2мм. 2. Основные параметры контроля, устанавливаемые в меню дефектоскопа
*Значение «ДО ВРЧ» устанавливается при настройке браковочной чувствительности. 3. Настраиваемые параметры контроля
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разраб. | Лист: 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Листов: 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм. | Лист | № докум | Подпись | Дата | Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | Н.контр | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инв.№ подл. | Подпись и дата | вэ.инв.№ | Инв.№ дубл. | Подпись и дата | ||||||||||||||||||
Лист: 3 | ||||||||||||||||||||||
Карта эскизов | Цельнокатаное колесо | Дефектоскоп УД2-102 | ||||||||||||||||||||
Вариант метода DR4 | Контроль основного сечения обода. | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Разраб. | Лист: 3 | |||||||||||||||||||||
Листов: 3 | ||||||||||||||||||||||
Изм. | Лист | № докум | Подпись | Дата | Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | Н.контр | ||||||||||||
Учебное издание
Ультразвуковой контроль цельнокатаных колес дефектоскопом УД2-102 «ПЕЛЕНГ». Методические указания для специалистов по ультразвуковому контролю, повышающих свою квалификацию в ИПТТ и ПК
Бояркин Евгений Витальевич
Редактор
Технический редактор
Корректор
Компьютерная верстка
Изд. лиц. ЛАР № 021277 от 06.08.98 Подписано в печать Заказ № Тираж экз. Объем п.л. |
Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения 630049, Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191. Тел./факс: (383-2) 287-381. E-mail: [email protected] |