Этапы складского технологического процесса
Операции грузопереработки реализуются в рамках складского технологического процесса. Этот процесс разделен на четыре основные этапа: поступление товаров; приемка товаров по количеству и качеству; складирование и хранение товаров; отпуск товаров со склада. Рассмотрим эти этапы более подробно.
Поступление товаров
Состав логистических операций, выполняемых при получении товаров, может сильно варьироваться в зависимости от рода поступающего груза, вида транспорта и условий поставки. В следующей таблице приводится порядок получения товаров от перевозчика при использовании автомобильного и железнодорожного транспорта.
Таблица Порядок получения товаров от перевозчика
Железнодорожный вагон | Железнодорожный контейнер | Грузовой автомобиль |
1. Проверка целостности пломб 2. Вскрытие вагона 3. Осмотр груза 4. Разгрузка вагона с укладкой товара на поддоны или в тележки 5. Первичная приемка товара по количеству 6. Доставка на участок приемки, в экспедицию или зону хранения | 1. Проверка целостности пломб и состояния контейнера 2. Перемещение контейнера на грузовую рампу 3. Перемещение контейнера на участок приемки | 1. Проверка целостности упаковки 2. Первичная приемка по количеству 3. Укладка товаров на поддоны или в тележки 4. Перемещение товаров на участок приемки или в зону хранения |
В случае обнаружения какой-либо недостачи или порчи поступившего товара, производится сплошная проверка товаров по количеству и качеству, после чего, по результатам проверки, составляется коммерческий акт. Этот акт является основанием для предъявления претензии поставщику или перевозчику. Акт составляется на специальных бланках. Если причиной порчи товара в пути стала неисправность транспортного средства (например, обнаружена течь в вагоне), то в качестве приложения к коммерческому акту составляется еще и технический акт.
Приемка товаров по количеству и качеству
Приемка товаров по количеству и качеству производится на основе инструкций: «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется материально-ответственными лицами. При приемке товаров по качеству также привлекаются специалисты-товароведы, для которых оборудуются специальные рабочие места. Предельные сроки приемки товаров с момента поступления указаны в следующей таблице.
Вид продукции | Приемка товаров по количеству | Приемка товаров по качеству | ||
Районы долгосрочного завоза | Прочие районы РФ | Районы долгосрочного завоза | Прочие районы РФ | |
Скоропортящаяся | 48 час | 24 час | 48 час | 24 час |
Нескоропортящаяся Продовольственная | 40 дн | 10 дн | 40 дн | 10* (20**) дн |
Прочая | 60 дн | 10 дн | 60 дн | 10* (20**) дн |
* при одногородней поставке
** при иногородней поставке
Проверка товаров по количеству заключается в сверке фактически поступивших товаров с показателями транспортной и сопровождающей документации – счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, упаковочных листов и пр. Приемка товаров по качеству заключается в выявлении качества и комплектности поступивших товаров, их соответствия требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержденным образцам-эталонам.
В случае обнаружения в партии товаров недостачи, некомплектности или брака дальнейшая приемка приостанавливается и принимаются меры к сохранности товара. Составляется односторонний акт об обнаруженных недостатках. Далее, формируется комиссия для проведения для составления акта о расхождении в количестве или качестве товара. В состав комиссии должен входить представитель поставщика, если это предусмотрено договором. Предельные сроки прибытия поставщика с момента вызова представлены в следующей таблице:
Таблица 3 Сроки прибытия представителя поставщика
Вид продукции | Одногородний поставщик | Иногородний поставщик |
Скоропортящаяся | 4 час | – |
Прочая | 1 дн | 3* дн |
* не считая времени, необходимого на проезд
Если представитель поставщика не явился в установленные сроки или если вызов его не обязателен, комиссия приступает к работе без него. Акты, составленные комиссией, являются основанием для предъявления получателем претензии к поставщику, в которой, помимо всех обстоятельств дела и доказательств к нему, приводится сумма неустойки и порядок ее расчета. Поставщик, в свою очередь, высылает получателю ответ на претензию, где он либо признает справедливость предъявленной претензии (полностью или частично, и если частично, то указывается сумма неустойки, которую согласен выплатить поставщик), либо отвергает ее. Получатель может согласиться с ответом на претензию, либо требовать возмещения полученного ущерба через Арбитражный суд.