Производственная структура вагонных депо
Производственная структура (состав) вагонных депо включает подразделения: эксплуатационные и ремонтные. Ремонтные подразделения (производственные участки и отделения) специализированы для планового ремонта вагонов и их запасных частей, связаны общей технологией и объединены в главном корпусе депо.
По характеру производства участки и отделения подразделяют на три вида.
1. Основные (основное производство, выпускающее товарную продукцию): вагоносборочные, подготовки вагонов к ремонту, малярные, ремонта тележек вагонов, колесные, роликовых подшипников, ремонтно-комплектовочные с отделениями ремонта автосцепки, кузнечным слесарно-механическим, сварочным. В депо по ремонту грузовых и, в особенности, рефрижераторных и пассажирских вагонов, к основным участкам относят также участки и отделения, ремонтирующие специальное оборудование: крышки люков, борты платформ, двери крытых вагонов, дизель-генераторы, холодильное и электрооборудование, системы отопления, вентиляции, водоснабжения вагонов и т.д.
2. Вспомогательные подразделения, обслуживающие основное производство: ремонтно-механические, ремонта электрооборудования, инструментальные, ремонтно-хозяйственные и т.д.
3. Транспортное и складское хозяйства.
Тип главного корпуса определяется типом депо и классифицируется по типу ремонтируемых вагонов:
- пассажирские;
- грузовые;
- рефрижераторные;
- контейнерные.
Вновь строящиеся депо должны иметь производственную мощность: грузовые — от 6 до 12 тыс. вагонов, отремонтированных деповским ремонтом, в год (в физическом исчислении); пассажирские — 0,8-1,2 тыс. в год. Старые грузовые вагонные депо, в зависимости от характера реконструкции, имеют, в основном, небольшую производственную мощность — 2,5-4,5 тыс. вагонов в год; отдельные немногие депо — до 10 тыс. вагонов в год.
План главного корпуса определяется также схемой вагоносборочного участка:
- сквозного типа (рисунок - 3.27, а);
- тупиковые (рисунок - 3.27, б);
- двухсекционные (рисунок - 3.27, в);
- двухпролетные (рисунок - 3.27, г).
Рисунок - 3.27. Схемы вагоносборочного участка: 1 – вагоносборочный участок; 2 – секции; 3 – пролёты; I – ремонтные пути
Обычно имеются два-три ремонтных пути, но может быть и четыре (двухпролетные помещения).
К вагоносборочному участку привязаны основные производственные участки, сформированные по принципу узлового метода ремонта, т.е. ремонта узлов, снятых с вагона: тележек, колесных пар, автосцепного оборудования и т.д. Основной принцип построения схемы главного корпуса — кратчайшие пути и возможность механизации транспортировки узлов из сборочного участка в специализированные участки по ремонту узлов. В депо с поточным методом ремонта вагонов специализация ремонтных позиций должна соответствовать размещению специализированных участков ремонта узлов.
Большая часть существующих депо построена в 1933-1935 гг., подвергалась многократной реконструкции (перестройке) в связи с изменением конструкции вагонов и появлением вагонов новых типов, а также в результате изменения специализации (переход на ремонт вагонов других типов). Наблюдается также тенденция ввода участков подготовки вагонов к ремонту, а в случае освоения капитального ремонта в грузовых депо — малярных отделений. Эти участки и отделения обычно размещают в отдельных зданиях, построенных в процессе реконструкции или в зданиях, пристроенных к существующему помещению вагоносборочного участка (рисунок - 3.28). Сохраняется принцип размещения специализированных участков по ремонту узлов вагона — с обеих сторон (рисунок - 3.28, а) или с одной стороны (рисунок - 3.28, 6) вагоносборочного участка, а также в ряде депо — размещение участка текущего ремонта вагонов.
Рисунок - 3.28. Схемы размещения вагоносборочного участка, участков ремонта узлов вагона, подготовки вагонов к ремонту и малярного: 1 - вагоносборочный участок; 2 - участок (отделение) подготовки вагонов к ремонту; 3 - малярное отделение; 4 - блок производственных участков основного производства; 5 - шлюзовый тамбур; I - путь текущего ремонта вагонов
На каждой дороге в двух-трех депо имеются вагоноколесные мастерские (ВКМ), специализированные для ремонта колесных пар со сменой элементов. В остальных депо дороги этот вид ремонта не производят, а колесные пары, требующие ремонта со сменой элементов, направляют в ВКМ по указанию службы вагонного хозяйства.
Вагоноколесные мастерские размещают в отдельных зданиях, большая часть которых постройки 1933—1935 гг. Практика показала, что при наличии ВКМ в депо целесообразно иметь колесно-роликовый участок для производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар, разгружая ВКМ даже от демонтажа и монтажа букс.
В некоторых депо на территории вблизи главного корпуса размещены участки разделки в металлолом исключенных из инвентаря вагонов.