Тема 6 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ
Вопрос 6 . 1 . Насосные установки
Предназначены для нагнетания в нефтяные и газовые скважины различных жидких сред при цементировании, гидравлическом раз рыве пластов, гидропескоструйной перфорации, кислотной обработ ке призабойной зоны, промывке песчаных пробок, а также при про ведении других промывочно-продавочных работ.
Насосные установки укомплектованы насосами высокого давле ния; смонтированы на шасси автомобилей, на тракторах и на специ альных рамах.
Насосная установка УН1Т-100х200предназначена для нагнетанияв скважины различных жидких сред в процессе их ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газо вых скважинах в районах с умеренным и холодным климатом.
Установка состоит из насоса, коробки отбора мощности, коробки передач, цепного редуктора, манифольда, вспомогательного трубопро вода, поста управления и системы подогрева.
Насос - трехплунжерный горизонтальный со сварной станиной. Привод насоса - от тягового двигателя через коробку отбора мощно сти, карданные валы, четырехскоростную коробку передач и цепной редуктор.
Приемная линия манифольда представляет собой рукав с фильт ром на конце. На нагнетательной линии манифольда предусмотрены
Рис.6.1. Насосная установка УН1Т-100х200:
1 - трактор Т - 130.1.Г-1; 2- пост управления; 3 - система подогрева; 4 - насос НП - 100ХЛ; 5 - напорный трубопровод; 6 - приемный трубопровод; 7 - цепной редуктор;
8 - коробка передач КП - 4 - 90; 9 - вспомогательный трубопровод
- 3 3 7 -
пробковые краны высокого давления, предохранительный клапан и манометр.
Пост управления установкой расположен в кабине трактора, куда выведены рычаги управления зубчатыми муфтами включения коро бок отбора мощности и коробок передач.
Обогрев и продувка гидравлической части насоса и нагнетательно го манифольда - выхлопными газами тягового двигателя трактора.
Насосная установка с цистерной АКПП-500предназначена длятранспортирования и нагнетания в скважины жидких сред при со-лянокислотной обработке призабойной зоны нефтяных и газовых скважин.
Установка состоит из насоса, цистерны, вспомогательного трубо провода, манифольда и другого оборудования.
Насос - трехплунжерный горизонтальный с трансмиссией; уста новлен на раме за кабиной автомобиля.
Привод насоса - от тягового двигателя автомобиля через разда точную коробку, коробку отбора мощности, карданную передачу и редуктор.
Для обеспечения всего диапазона давлений и подач насос укомп лектован сменными плунжерами двух типоразмеров.
Цистерна, установленная на раме за насосом, служит для транс портирования соляной кислоты; она оснащена поплавковым указа телем уровня. Внутренняя поверхность цистерны гуммирована.
Манифольд включает в себя всасывающую и нагнетательную ли нии. На нагнетательной линии расположены предохранительный клапан со срезным стержнем, запорная арматура и манометр.
Рис. 6.2. Насосная установка с цистерной АКПП-500:
1 - автошасси КрАЗ-255Б; 2 - насос 5НК-500; 3 - цистерна; 4 - вспомогательныйтрубопровод; 5 - редуктор;6 - манифольд; 7 - коробка отбора мощности
Насосная установка УНЦ2-160х500предназначена для транспортирования и нагнетания в скважины жидких сред при углекис-дотной обработке призабойной зоны нефтяных и газовых скважин в районах с умеренным климатом.
Установка состоит из трехплунжерного горизонтального насоса, цистерны, подпорного центробежного насоса, манифольда и вспомо гательного трубопровода.
Насос установлен на раме за кабиной автомобиля. Привод насоса - от тягового двигателя автошасси через раздаточную коробку, короб ку отбора мощности и редуктор.
Для обеспечения всего диапазона давлений и подач насос укомп лектован плунжерами двух типоразмеров.
Цистерна, установленная на раме за насосом, служит для транспор тирования рабочих жидкостей, предназначенных для продавки жид кой углекислоты из ствола скважины в пласт. Цистерна овального се чения, цельносварная; несплошная перегородка, расположенная внут ри цистерны, предохраняет ее днища от гидравлических ударов. В вер хней части цистерны имеется люк для залива рабочей жидкости.
Центробежный насос - консольный одноступенчатый; предназ начен для создания подпора рабочей жидкости на приеме трехплун-
Рис. 6.3. Насосная установка УНЦ2-160х500: 1-автошасси КрАЗ-257Б1А; 2-насос 5НК-500; 3 - напорный трубопровод; 4 - цистерна; 5 - вспомогательный трубопровод; 6 -редуктор; 7 - приемный
трубопровод; 8 - подпорный насос 4К-6; 9 - коробка отбора мощности
- 3 3 9
жерного насоса при продавке жидкой углекислоты в пласт. Привод насоса - от тягового двигателя автомобиля через коробку отбора мощ ности, карданный вал и одноступенчатый редуктор.
Манифольд включает в себя всасывающий и нагнетательный тру бопроводы для обвязки цистерны с трехплунжерным и центробеж ным насосами, а также для присоединения насосов к посторонним источникам рабочей жидкости. Для плавного сброса давления пре дусмотрен секторный кран. Нагнетательный трубопровод насоса укомплектован проходным пробковым краном, предохранительным клапаном и манометром.
Насосная установка ЦА-320Апредназначена для нагнетанияв скважины различных жидких сред при их цементировании в про цессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении дру гих промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважи нах в районах с умеренным климатом.
Установка состоит из водоподающего блока для подачи воды в смесительное устройство, насоса высокого давления для закачки жидкости в скважину, мерного бака, манифольда, вспомогательного разборного трубопровода и механизмов управления установкой.
Все оборудование смонтировано на двух монтажных рамах, при крепленных к лонжеронам автошасси.
Рис. 6.4. Насосная установка ЦА-320А:
1 - автошасси КрАЗ-257Б1А; 2 -коробка отбора мощности; 3 - центробежный насос ЦНС-38-154; 4 - силовой агрегат привода центробежного насоса; 5-мерный бак;
6 - монтажная рама; 7 -манифольд; 8 - карданный вал привода насоса 9Т
- 3 4 0 -
Водоподающий блок состоит из, смонтированных на общей раме центробежного насоса и силового агрегата, выполненного на базе дви гателя ГАЗ-52А. Топливо поступает к двигателю из бензинового бач ка, установленного под настилом установки.
Насос высокого давления - двухцилиндровый, двустороннего действия. Привод насоса от тягового двигателя автомобиля через ко робку отбора мощности и карданный вал, соединяющий выводной вал коробки отбора мощности с концом вала червяка глобоидной пары приводной части насоса.
Для обеспечения работы насоса во всем диапазоне давлений и подач он укомплектован сменными втулками и поршнями грех ти поразмеров.
Напорная линия насоса высокого давления оборудована предох ранительным клапаном.
На воздушном компенсаторе установлен манометр с разделителем. Для соединения напорной линии с устьем скважины предусмот рен разборный вспомогательный трубопровод высокого давления с шарнирными коленами. Напорный коллектор насоса высокого дав ления оборудован линией, служащей для проверки работы насоса до начала операции и сброса давления в напорной линии после опера
ции. Предусмотрен сброс жидкости в мерный бак.
Приемный трубопровод центробежного насоса также соединен с мерным баком, а напорный трубопровод шлангом соединен со сме сительным устройством смесительной установки.
Мерный бак разделен перегородкой на два равных отсека; в каж дом отсеке установлены мерные линейки и донные клапаны. Под дон ными клапанами расположена приемная камера, к которой присое динены приемные трубы обоих насосов.
Приемная линия насоса высокого давления подсоединена к мер ному баку; выводы, расположенные по обе стороны установки, по зволяют устанавливать цементный бачок с любой стороны; переклю чение производится поворотными заслонками. Раствор из цементно го бачка отсасывается шлангом, присоединенным к концу приемного трубопровода.
Механизм управления работой насоса высокого давления распо ложен в кабине автомобиля, а механизм управления работой донных клапанов мерного бака и кранов наливного трубопровода - непос редственно у мерного бака.
Насоснал установка 5ЦА-320Спредназначена для нагнетанияв скважины различных жидких сред при их цементировании в про цессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении дру гих промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважи нах в труднодоступных районах с умеренным климатом.
- 3 4 1 -
Рис. 6.5. Насосная установка 5ЦА-320С:
1 - сани; 2-монтажная рама; 3-бензиновый бак; 4-силовой агрегат с двигателем ЯМЗ-238; 5-карданный вал привода насоса 9Т; 6 - мерный бак; 7 - пост управления; 8 - насос 9Т; 9 - вспомогательный трубопровод; 10 - напорная линия;
11 - приемная линия; 12 - палец крепления внешней подвески вертолета; 13 - стремянка крепления монтажной рамы к саням; 14 - аккумуляторная батарея;
15 - дышло саней
Установка, смонтированная на раме, состоит из силового агрега та, насоса, мерного бака, вспомогательного трубопровода, манифоль-да и системы управления.
Силовой агрегат выполнен на базе дизельного двигателя с двух дисковой фрикционной муфтой сцепления постоянно-замкнутого типа и коробкой передач. Оборудован системами водяного охлажде ния и смазки, а также подогревателем ПЖД-44 для запуска дизель ного двигателя в холодное время года.
Для обеспечения работы насоса во всем диапазоне давлений и подач он укомплектован сменными втулками и поршнями трех ти поразмеров.
В приемную линию насоса жидкость поступает из мерного бака,
а также из постороннего источника.
Напорная линия насоса оборудована воздушным компенсатором, предохранительным клапаном, разделителем с манометром и проб ковыми кранами.
- 3 4 2 -
Мерный бак разделен перегородкой на два равных отсека; в каждом отсеке установлены мерные линейки, донные клапаны и наливные пат рубки. Под донными клапанами расположена приемная камера, соеди няющая приемный трубопровод с любым отсеком мерного бака.
Установка укомплектована приемным шлангом и напорным вспо могательным трубопроводом с шарнирными коленами для соедине ния с блоком манифольда или с устьем скважины.
Управление установкой централизованное, с поста, расположен ного на платформе у мерного бака.
Масса установки позволяет транспортировать ее вертолетом МИ-6 на внешней подвеске, а также на санях или прицепе - тягачом. При обслуживании морских скважин установка может быть установлена на различных судах.
Насосная установка ЗЦА - 400Апредназначена для нагнетанияв скважины различных жидких сред при их цементировании в про цессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении дру гих промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважи нах в районах с умеренным климатом.
Рис. 6.6. Насосная установка ЗЦА-400А:
1 - автошасси КрАЗ-257Б1А; 2 - силовой агрегат; 3 - фара для освещения рабочего места; 4 - вспомогательный трубопровод; 5 -коробка передач; 6 - пост управления; 7 -насос 11Т;8 - мерный бак; 9 - приемный трубопровод; 10 - напорный трубопровод; 11 - аккумуляторы
- 3 4 3 -
Установка состоит из силового агрегата, коробки передач, трех цилиндрового горизонтального насоса, вспомогательного трубопро вода, манифольда, мерного бака и системы управления, закреплен ных на общей монтажной раме.
Силовой агрегат, выполненный на базе дизельного двигателя, обо рудован системами водяного охлаждения, смазки и питания, много дисковой фрикционной муфтой сцепления постоянно замкнутого типа, контрольно-измерительными приборами и электросистемой с аккумуляторной батареей, обеспечивающей запуск дизельного дви гателя электростартером.
Система смазки принудительная, циркуляционная.
Для обеспечения работы насоса двустороннего действия во всем диапазоне давлений и подач он укомплектован сменными втулками
и поршнями трех типоразмеров.
В приемную линию насоса жидкость поступает из мерного бака, а также из бака, установленного на земле.
Напорная линия насоса оборудована предохранительным клапа ном, разделителем с манометром и пробковыми кранами. Предусмот рен сброс жидкости из контрольной линии в мерный бак.
Установка укомплектована приемным и напорным шлангами, а также вспомогательным трубопроводом с шестью шарнирными ко ленами для соединения с блоком манифольда или устьем скважины.
Мерный бак разделен перегородкой на два равных отсека. В каж дом отсеке установлены мерные линейки и донные клапаны, под ко торыми расположена приемная камера, соединяющая приемную ли нию насоса с любым отсеком мерной емкости.
Управление установкой - с поста, расположенного на платформе.
Насосная установка УН1 - 630 х 700А (4АН-700)предназначена для нагнетания различных жидких сред при гидравлическом раз рыве пластов, гидропескоструйной перфорации и других продавоч-но-промывочных работах, проводимых в нефтяных и газовых сква жинах в районах с умеренным климатом.
Установка состоит из силового агрегата, коробки передач, трехплун-жерного насоса, вспомогательного трубопровода, манифольда и систе мы управления. Все оборудование закреплено на общей монтажной раме.
Силовой агрегат, выполненный на базе дизельного двигателя обо рудован системами водяного охлаждения, смазки и питания, много дисковой фрикционной муфтой сцепления постоянно замкнутого типа, контрольно-измерительными приборами, электросистемой с аккумуляторной батареей, обеспечивающей запуск дизельного дви гателя электростартером.
Для обеспечения работы насоса во всем диапазоне давлений
и подач он укомплектован сменными плунжерами двух типоразмеров.
- 3 4 4 -
Рис. 6.7. Насосная установка УН1-630Х700А (4АН-700):
1 - автошасси КрАЗ-257Б1А; 2 - пост управления; 3 - силовой агрегат; 4 - коробка передач ЗКПМ; 5-зубчатая муфта; 6 - насос 4Р-700; 7 - напорный трубопровод; 8 - вспомогательный трубопровод; 9 -фара для освещения рабочего места;
10 - аккумуляторная батарея
Приемная линия насоса оборудована выводами, расположенны ми с обеих сторон установки; напорная линия - предохранительным клапаном.
Управление установкой - централизованное, с поста, расположен ного в кабине автомобиля.
Насосная установка УНБ1 - 400x40применяется для нагнетания различных неагрессивных жидкостей при цементировании, гид ропескоструйной перфорации, гидравлическом разрыве пласгов и других промывочно-продавочных работах, проводимых на нефтяных и газовых месторождениях.
Установка (рис. 6.8), смонтированная на автомобиле КрАЗ-250, состоит из силовой установки 2, карданного 6 и промежуточного 8 валов, коробки передач 9, плунжерного насоса 12 с навесным редук тором, бака мерного 5, манифольда 11, вспомогательного трубопро вода 7, водоподающего блока 14, цементного бачка 13, поста управле ния 4 с фарой для освещения 3, зубчатой муфты 10 и выхлопной тру бы двигателя автомобиля 1 с искрогасителем.
- 3 4 5 -
Рис. 6.8. Установка насосная УНБ1-400х40: 1-двигатель; 2- силовая установка; 3 -фара освещения; 4 - пост
управления; 5 - мерный бак; б - карданный вал; 7 - вспомогательный трубопровод; 8 - промежуточный вал; 9 - коробка передач; 10 - зубчатая муфта; 11 - манифольд; 12 - плунжерный насос; 13 - бачок для цемента; 14 - водоподающий блок
Силовая установка включает двигатель В2-500АВ-СЗ с главным фрикционом и вентилятором, системы топлива, охлаждения и смазки, воздухоочистители, подогреватель, стартер с пусковым реле и другое вспомогательное оборудование. Двигатель через фрикционную муф ту и промежуточный вал передает вращение валу коробки передач. Вращение с выводного вала коробки передач через зубчатую муфту передается приемному валу навесного редуктора плунжерного насоса.
Трехплунжерный, горизонтальный одностороннего действия насос 14Т1 состоит из гидравлической, приводной частей и редуктора. Ме ханизм насоса работает по следующей схеме: от коробки передач вра щение передается на вал-шестерню редуктора, от него на зубчатое ко лесо, которое соединено с коренным валом насоса зубчатой муфтой. Коренной вал приводит в движение шатуны и посредством их приво дит в возвратно-поступательное движение крейцкопфы и плунжеры.
Водоподающий блок, предназначенный для подачи чистой воды в цементосмеситель при затворении цементного раствора, включает центробежный насос, коробку отбора мощности, карданные валы и промежуточную опору.
- 3 4 6 -
Манифольд насосной установки состоит из приемной, напорной, наливной, сбросовой линий к основному плунжерному насосу и при емной, напорной линий к водоподающему насосу.
С помощью манифольда можно выполнить следующие операции:
- забрать воду из мерного бака и закачать ее центробежным насо сом в смесительное устройство цементосмесительнои машины или отдельный смеситель;
- забрать воду центробежным насосом от постороннего источни ка и подать ее в свой мерный бак или какую-либо другую емкость;
- забрать цементный раствор плунжерным насосом из цементно го бачка и подать его в скважину;
- принять плунжерным насосом глинистый раствор или другую продавочную жидкость из мерного бака и подать их в скважину;
Рис. 6.9. Кинематическая схема установки УНБ 1-400x40:
а - привод плунжерного насоса; 6 -привод водоподающего насоса:1-двигатель В2-500АВ-СЗ; 2- главный фрикцион; 3 - вал промежуточный (муфта зубчатая): 4 - четырехскоростная коробка передач; 5 - муфта зубчатая; 6 - навесной редуктор; 7 - плунжерный насос; 8 - двигатель ЯМЗ-238; 9 - сцепление; 10 - коробка передач; 11- вал карданный;
12 - раздаточная коробка; 13 - коробка отбора мощности; 14 - вал карданный; 15 - многоступенчатый водоподающий центробежный насос; 16 - промежуточная опора
- 3 4 7 -
- наполнить мерный бак от постороннего источника;
- сбросить жидкость из плунжерного насоса в мерный бак при за рядке насоса или после окончания работы;
- забрать плунжерным насосом промывочную жидкость из посто роннего источника по обе стороны насосной установки и закачать ее по нагнетательной линии в скважину или какую-либо другую емкость.
Кинематическая схема установки приведена на рис. 6.9. Всасывающая линия центробежного насоса расположена с левой,
а плунжерного насоса - с правой стороны по ходу автомобиля.
Вспомогательный трубопровод состоит из девяти труб высокого давления, семи шарнирных колен, 100-мм шланга всасывающего
и 50-мм шлангов нагнетательного, сброса и продувки манифольда. Трубы высокого давления уложены в стойках, расположенных под
и на настиле установки. Каждая труба с одной стороны имеет гнездо конуса, а с другой стороны - конус с накидной гайкой.
Всасывающий шланг резинотканевый гофрированный, длиной 4 м, нагнетательный длиной 10 м, а шланг продувки манифольда - 5м.
Мерный бак вместимостью 5,5 м3 сварной конструкции разделен перегородкой на две равные половины, в каждой из которых уста новлены указатели уровня с ценой деления 0,1 м3.
В днище бака вмонтированы донные клапаны для плунжерного
и водоподающего насосов, которые позволяют соединить каждую по ловину бака или обе вместе с приемными линиями манифольда.
Установка насосная УНБ1-160х40(рис. 6.10), смонтированнаяна шасси автомобиля КрАЗ-250, предназначена для нагнетания раз личных жидких сред при цементировании скважин в процессе буре ния, капитального ремонта скважин и проведении промывочно-про-давочных работ в нефтяных и газовых скважинах.
Для монтажа навесного оборудования на шасси автомобиля устанав ливают две дополнительные рамы, на которых монтируют: поршневой цементировочный насос типа 9ТМ, дополнительный верхний двига тель марки ГАЗ-52 А для привода центробежного водяного насоса типа ЦНС38-154, мерный бак, трубы, шарнирные колена разборного тру бопровода, защитный кожух поршневого насоса, выхлопную трубу с искрогасителем, выведенную вверх и снабженную кожухом для за щиты обслуживающего персонала от ожогов, манифольд, донные клапаны и электрооборудование.
Привод насоса 9ТМ осуществляется от двигателя автомобиля КрАЗ-250 посредством коробки отбора мощности, установленной на фланце раздаточной коробки автомобиля.
Манифольд установки состоит из приемной и нагнетательной линий. Приемная линия насоса 9ТМ при помощи установленных на ней шиберных заслонок позволяет забирать жидкость как из мерно го бака, так и из цементного бачка, установленного на земле.
- 3 4 8 -
2120 13 H 17
Рис. 6.10. Кинематическая схема установки УНБ1 - 160х40 1 - двигатель ЯМЗ-238; 2 - коробка передач; 3 - раздаточная коробка автомобиля;
4 - шестерня высшей передачи первичного вала раздаточной коробки; 5 - рычаг включения насоса 9ТМ; 6 - коробка отбора мощности; 7 - карданный вал; 8 - двигатель ГАЗ-52А; 9 - коробка передач; 10 - муфта; 11 - насос, 9ТМ;
12 - кран высокого давления; 13 - нагнетательная линия; 14 - заслонка; 15 - мерный бак; 16 - наливная линия; 11 -донные клапаны; 18 - заслонка; 19 - линия сброса; 20 - приемная линия насоса 9ТМ; 21 - бачок для цементного раствора;
22 - кран сброса давления; 23 - цементосмеситель
Жидкость из цементного бачка можно забирать с правой или ле вой стороны установки с помощью шланга, присоединяемого к при емному трубопроводу.
На приемной линии насоса ЦНС, соединяющей насос с нижней камерой мерного бака, установлена шиберная заслонка. Нагнетатель ная линия этого насоса выведена под настил с левой стороны уста новки и заканчивается гнездом уплотнения, к которому на месте про ведения работ присоединяют резиновый рукав для подачи жидкости в цементосмеситель. Количество жидкости, подаваемой насосом ЦНС, регулируют изменением частоты вращения двигателя. Водо-подающий насос оборудован системой продувки выхлопными газа ми двигателя для удаления жидкости из насоса после окончания ра боты при минусовых температурах и прогрева насоса.