Классификации методов обучения
Существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две группы.
♦ Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспринимают, заучивают и осознают информацию, переданную учителем.
♦ Исследовательский метод. Направлен он на самостоятельное изучение материала и приобретение знаний.
.
Некоторые ученые в соответствии с источниками знаний подразделяют методы на три категории:
· словесные;
· наглядные;
· практические.
Существует и классификация методов обучения согласно дидактическим задачам. В итоге получается следущее.
1. приобретение учащимися знаний:
а) подготовка учеников к выслушиванию объяснения учителя. Методы: предварительные наблюдения, предварительное чтение материала;
б) изложение знаний учителем. Методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция, показ учебных пособий, наглядных объектов, проведение опытов;
в) обдумывание темы, изложенной учителем, и ее закрепление на практике. Метод: изучение книжного и учебного материала,
г) получение знаний учениками без предварительного объяснения учителем. Методы: работа скнигами, учебниками, практические опыты.
· формирование у учащихся навыков и умений. Метод: выполнение упражнении.
· применение учениками знаний на практике. Метод: составление и решение задач, проведение лабораторных и творческих работ.
4.закрепление полученных знанийи умений на практике. Методы: чтение учебного материала, повторное проведение некоторых практических работ и выполнение упражнений, проведение бесед. Заключительные беседы по изученному ранее материалу.
5. проверка знаний и умений на практике. Методы: устный опрос изученного материала, текущая проверка знаний посредством наблюдения. Выполнение письменных и практических контрольных работ.
Существует и еще одна классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками.
1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод. Этот метод связан прежде всего с усвоением учениками уже готовых знаний. Эти знания сообщает им учитель в разнообразных формах, а они, соответственно, эти знания воспроизводят.
17. Проблемный метод. В этом случае ученики активно участвуют в обсуждении и решении различного рода учебных проблем. Эти проблемы выдвигает сам учитель в познавательных целях.
18. Исследовательский метод. Здесь проблемурешают сами учащиеся. Учитель же играет роль организатора самостоятельной поисковой деятельности учеников.
19. Частично-поисковый метод. Это более доступный ипростой метод по сравнению с исследовательским.
В связи с этим некоторые дидакты предлагают использовать следующее деление методов обучения: словесные, наглядные, практические. Но следует отметить, что все эти методы используются в совокупности или в различных сочетаниях.
Существует и еще одна классификация методов обучения, предложенная М.И. Махмутовым. Она представляет собой своеобразный вариант классификации, разработанный И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Ее автор выделяет четыре метода обучения, которые он называет так:
♦ информационно-исполнительский;
♦ объяснительно-репродуктивный;
♦ информационно-поисковый;
♦ побуждающе-исследователъский.
Известна и еще одна классификация, по которой методы обучения делятся на три большие группы:
· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Они способствуют обеспечению процесса опосредования личностью учебной информации;
· методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Они обеспечивают важнейшие функции регулировки учебного процесса, а также его познавательную, волевую и эмоциональную активизацию;
· методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательного процесса. Они помогаютучителю контролировать учебную работу учащихся, а также осуществляют самоконтроль учеников.
В каждой из этих групп учитывается тесное взаимодействие между учениками и учителем.
В каждой группе методов можно выделить подгруппы. В первой группе (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности) рассматривают перцептивные методы. Ко второй подгруппе относятся логические методы, или, как их еще называют, методы организации и осуществления мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и другого характера. Третью подгруппу составляют гностические методы, методы репродуктивного и поискового характера. Последними в эту группу включены методы управления в обучении или, другими словами, методы управляемой и самоуправляемой учебно-практической деятельности.
Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Так, выделяются следующие две подгруппы:
♦ методы формирования интереса к учению;
♦ методы развития долга и ответственности в учении. Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К.такого рода методам можно отнести следующие методы:
♦ познавательных игр;
♦ учебных дискуссий;
♦ создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны.
К контролю и самоконтролю относят методы:
♦ устного контроля;
♦ письменного контроля;
♦ лабораторно-практического контроля;
♦ программированного и непрограммированного контроля;
♦ самоконтроля и т.д.