Пункты технического обслуживания вагонов на сортировочных станциях, механизированные пункты и специализированные пути текущего ремонта вагонов
Пункты технического обслуживания вагонов (ПТО) размещают на узловых сортировочных станциях, а гарантийные участки, на которых ПТО несут ответственность за безаварийное проследование поездов, устанавливают между станциями размещения ПТО.
Схема ПТО связана со схемой сортировочной станции. Существуют следующие основные типы сортировочных станций:
- двухсторонние с раздельными парками приема, сортировочными, отправления и транзитными;
- двухсторонние с раздельными парками без транзитных парков;
- с совмещенными парками сортировочным и отправления;
- без раздельных парков.
На станциях с раздельными парками имеется обычно два ПТО с четной и нечетной системами (рисунок - 3.7).
Парки приема, отправления и транзитные оснащены оборудованием для технического обслуживания вагонов. Устройства вагонного хозяйства в парках каждой системы входят в один пункт: нечетный или четный, т.к. связаны общей технологией работы сортировочной станции.
В парках приема, отправления и транзитных имеются помещения служебно-бытовые, операторов ПТО, отдыха и обогрева бригад, а в парках отправления и транзитных — мастерские, инструментальные отделения, включая помещения для зарядки аккумуляторов фонарей и носимых радиостанций. Должны быть предусмотрены помещения для приема пищи, гардеробные, сушилки, души, туалеты. Поперек парков, обычно в горловинах, устраивают служебные переходы с твердым покрытием.
Техническое оснащение парка приема и парка отправления, необходимое для технического обслуживания вагонов, приведено на рисунках - 3.8 и 3.9 соответственно.
Рисунок - 3.7. Схема двухсторонней сортировочной станции с размещением пунктов технического обслуживания вагонов:
парки: ПП - приема; ПС - сортировочные; ПО - отправления; ПТ - транзитные; МПРВ - механизированный пункт текущего ремонта вагонов; ПТО - помещения пунктов технического обслуживания вагонов (цифрой 1 обозначены парки и помещения ПТО нечетной системы, цифрой 2 - четной)
Рисунок - 3.8. Схема технического оснащения парка приёма сортировочной станции:
1 – прожекторы; 2 – помещение осмотрщика для осмотра прибывающих поездов; 3 – колонки переговорно-оповестительной связи; 4 – сигналы ограждения; 5 – помещения для бригад; 6 – помещение оператора
Рисунок - 3.9. Схема технического оснащения парка отправления сортировочной станции:
помещения: 2 - обогрева и отдыха бригад; 5 - оператора; 6 - служебно-бытовые;
устройства: 1 - сигналы ограждения; 3 - колонки автоматизированной системы
опробования тормозов: 4 - служебные переходы; 7 - колонки оповестительно-переговорной связи
Практически все крупные ПТО оснащены централизованными системами ограждения поездов и автоматизированными системами опробования тормозов. В парках отправления, транзитных и объединенных сохранились устройства, потерявшие назначение после перевода вагонов на роликовые подшипники: узкоколейные дорожки с ремонтными агрегатами, маслопроводы с разборными колонками, а также — тоннели для транспортировки запасных частей и материалов (сейчас транспортировка осуществляется с помощью автодрезин и мотовозов).
В состав ПТО включены также посты диагностики (ПД). При этом ПД-1 с использованием системы ДИСК — БК.ВЦ размещается на подходах к узловой станции (до 10 км), ПД-2 с использованием СТД ПТО — в горловине парка приема. Эти посты связаны с операторами парков приема непосредственно или через системы ДИСК-Ц (Инфотекст, СТК ПС, РИСК-Т и др.). На станциях, оборудованных АСУ ПТО, в состав ПТО входит система АСУ ПТО, связывающая операторов ПТО с вычислительным центром станции (ВЦ СС).
Механизированные пункты текущего ремонта вагонов (МПРВ) и специализированные пути текущего ремонта вагонов размещают на внутренних путях сортировочных парков (см. рисунок - 3.7) в каждой системе или в одной из систем. В последнем случае передача вагонов из системы в систему осуществляется угловыми потоками вагонов. МПРВ включает обычно один-два пути. Дополнительно может быть специализированный путь, в основном, для ремонта автосцепного оборудования. Схема МПРВ приведена на рисунке - 3.10.
Рисунок – 3.10. Схема механизированного пункта текущего ремонта вагонов:
пути: 9 - механизированного пункта; 7 - специализированный; 6 - хранения колесных пар и тележек; 5 - козлового крана; 12 - вагоноремонтной машины; 3 - ремонта тележек;
сооружения: 13 - крытое помещение для ремонта вагонов (ангар); 10 - ремонтные отделения и служебно-бытовые помещения;
оборудование: 1 - тяговая станция конвейера; 2 - домкраты; 4 - козловой кран; 8 - запорный брус и сбрасывающий башмак; 11 - вагоноремонтная машина; 14 - мостовой кран
Вагоны, требующие текущего ремонта (ТР-2), направляют на пути МПРВ в одном направлении через сортировочную горку. МПРВ обычно являются самостоятельными подразделениями вагонного депо.
На небольших сортировочных станциях, где нет МПРВ, текущий ремонт вагонов с подъемкой (ТР-2) производят, как правило, на специальных путях на территории главного корпуса вагонного депо, рядом с вагоносборочным участком, или на ремонтных путях перед вагоносборочным участком. На станции может быть выделен дополнительно специализированный путь для производства ТР-2 без подъемки.