Внешняя среда организации включает факторы косвенного воздействия (макросреда) и факторы прямого воздействия (микросреда)
Внешняя и внутренняя среда организации
Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий ради достижения поставленных целей.
Любая организация имеет жизненный цикл, который состоит из таких стадий как стадия возникновения, развития, роста, зрелости и упадка.
Таблица1
Жизненный циклорганизации
Стадия | Характеристика |
Возникновение (создание) | Обоснование жизнеспособности идеи создания и развития организации, определение факторов коммерческого успеха. Формальное учреждение |
Развитие | Становление производства. Новизна продукции, малые масштабы. Борьба за лидерство между предприятиями конкурентами |
Рост | Расширение масштабов. Наращивание производства и объемов продаж. Основание новых рынков, поиск новых решений. Лучшее конкурентное положение |
Зрелость | Падение объемов продаж и доходов. Модернизация и индивидуализация продукции, проникновение в новые производственные сферы, поиск новых рынков. Пересмотр предпринимательской концепции |
Кризис (затухание) | Падение прибыли, снижение платежеспособности, ограниченные возможности реализации продукции Возможны два пути: - банкротство-ликвидация организации; - реформирование (возрождение) организации |
Любая организация находится и функционирует в среде. При использовании системного подхода, организацию можно рассматривать как систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром (рис.1).
На «входе» организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие и материальные ресурсы. Внутренняя среда как структура производства обрабатывает их, преобразуя в продукцию. Если менеджмент эффективен, то на «выходе» проявляются эффективные результаты: прибыль, увеличение доли рынка и объема продаж, удовлетворение работников организации результатами собственного труда.
Рис.1
Внешняя среда организации оказывает разнообразное влияние, она может как создавать благоприятные условия для эффективной деятельности, так и создавать угрозы для ее существования.
Отличительными характеристиками внешней среды являются:
- сложность;
- взаимосвязанность факторов;
- неопределенность;
- подвижность (изменчивость)
Сложность.Характеризуется количеством и многообразием воздействующих факторов, на которые организация обязана реагировать (государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, многочисленные конкуренты, ускоренные технологические изменения…), а также уровень вариативности каждого фактора.
Взаимосвязанность факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. (Пример - рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен почти на все).
Неопределенность.Предполагает непредсказуемый, случайный характер многих процессов, сопровождающих бизнес и менеджмент, и динамичность, показывающую скорость изменения факторов внешней среды организации (степень изменения цен поставщиков, конкурентов; степень изменения в предложении труда; степень изменения в политике регулирования рынка; степень изменения в возможностях финансирования...)
Подвижность- это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
Внешняя среда организации включает факторы косвенного воздействия (макросреда) и факторы прямого воздействия (микросреда).
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации.
К основным факторам косвенного воздействия относят: технологию, состояние экономики, социокультурные и политические события, правовое регулирование.
Научно-технический прогрессопределяет уровень технологий, применяемых при производстве продукции и оказании услуг. Этот фактор значительно обостряет конкуренцию, несет в себе огромные возможности для развития организации, а также может представлять угрозу для ее существования. Развитие новых информационных технологий, средств коммуникации, роботизация производственного цикла, появление новых материалов, поиск новых энергоресурсов - все это реалии сегодняшнего научно-технического прогресса.
Экономикакак фактор внешней среды определяет общий уровень экономического развития, характер рыночных отношений, уровень конкуренции, т.е. экономические условия, в которых работают организации. Ее основные параметры: темп инфляции, размер процентной ставки банка, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и т.д. Изменения этих показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, прибыльность организации.
Социально-культурный факторвключает в себя существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, вкусы, психологию потребителей, социальную структуру общества, а также его демографическую характеристику. Социально составляющие влияют на уровень спроса населения, потребительские предпочтения, выбор рынка сбыта.
Политико-правовой фактор, представленный органами государственной власти, партиями, другими общественными организациями, определяет цели, направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях. Политическая система оказывает сильное влияние на деловую активность организаций. Организация должна иметь четкое представление, насколько стабильна политическая ситуация, какова программа правящей партии, какие отрасли экономики она будет поддерживать, какие законы устанавливать.
Природно-географический факторсвязан с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой, влияющими на деятельность организации. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость их вторичного использования, разработки ресурсосберегающих технологий, заменителей сырья, традиционных материалов, видов энергии. Сегодня требуют соблюдения экологических стандартов при производстве и потреблении продукции, утилизации отходов, строительстве очистных сооружений, что связано с вложением значительных средств.
Факторами прямого воздействия являются: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство, и органы государственного и муниципального управления.
Поставщики могут быть:
- поставщиками материалов, сырья, оборудования и энергии;
- поставщиками финансовых ресурсов;
- поставщиками трудовых ресурсов.
Сырье и материалы. Должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов. Необходимы гарантии поставок сырья и материалов в требуемые сроки.
Капитал. Поставщиками капитала являются крупные и мелкие инвесторы: банки, страховые компании, акционеры и частные лица. Зависимость проявляется в объемах и условиях займа и взаиморасчета, страховых услугах и т.д.
Трудовые ресурсы. Рынок рабочей силы является поставщиком трудовых ресурсов. Зависимость организации от этого фактора проявляется в уровне заработной платы.
Потребители –это основной фактор, решающий, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и развитие. Успех организации заключается в нахождении своего потребителя и удовлетворении его потребностей, поэтому необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, уровень спроса, кроме этого, следует не только прогнозировать потребление, но и создавать своего потребителя.
Конкурентыопределяют, какой товар, по какой цене надо продавать. Потеря 10 % доли рынка ведет к снижению нормы прибыли на 5-8%. Недооценка конкурентов может привести к потерям и кризису фирмы. Кроме борьбы за рынки сбыта существует борьба за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использовать нововведения. Конкуренция пронизывает все сферы экономической жизни и усиливается год от года.
Законодательство, и органы государственного и муниципального управления. Каждая организация имеет свой правовой статус и подчиняется определенным законам, несет определенные обязательства перед государственными и муниципальными органами, обществом в целом в виде налогов, различных социальных отчислений, благотворительности. Государственные органы, в свою очередь, через законодательные акты, меры государственного регулирования, субсидии и льготы могут значительно влиять на деятельность организации. Например, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, оживлению предпринимательской деятельности.
Внутренняя среда организации- это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное воздействие на функционирование организации. Изучение внутренней среды осуществляется через анализ внутренних переменных. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, созданные результатом управленческих решений.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. У организации могут быть разнообразные цели.
Задача - предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи формулируются на основе разделения труда и предписываются не работнику, а должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи делятся на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, инструментами, сырьем) и информацией. Характер работы зависит от частоты выполнения задач и степени специализации, которая по мере развития производства и технологии становится все более углубленной.
Технология это способ преобразования сырья. В качестве сырья могут выступать физические материалы, информация. Развитие технологий в мире происходило по следующим стадиям: промышленная революция, стандартизации и механизации производства, движущиеся конвейерные сборочные линии, компьютеризация и роботизация производства. Развитие и применение новых технологий определяют характер работы, систему управления и значительно влияют на эффективность организации.
Существуют следующие классификации технологий:
По Дж. Вудворд:
1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство - одновременно изготавливается только одно изделие или малая серия одинаковых изделий по индивидуальным заказам или как опытные образцы.
2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количество одинаковых или похожих изделий. Такой тип технологии характеризуется механизацией, стандартизацией и конвейерным способом сборки изделий. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства.
3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления однородной продукции в больших объемах, например, работа электростанций, переработка нефти, сталелитейное производство.
По Дж. Томпсону:
1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно, например, сборочные линии массового производства.
2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, которые являются или хотят быть взаимозависимыми, например, в банковском деле осуществляется посредничество между вкладчиками и получателями кредитов, в торговле - между производителями и покупателями.
3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных навыков приемов или услуг для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.
Применение различных технологических процессов: от простых, стандартных до высоких технологий отражается на структуре организации и профессионализме персонала.
Структура- это конструкция организации, состоящая из сочетания уровней управления и функциональных областей. Главная функция структуры – обеспечение контроля и координации. В каждой организации существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Люди –главный внутренний фактор, от способностей, потребностей, умений, творческих навыков, квалификации и интеллектуального уровня работников зависит успех организации. (индивидуальное поведение отдельных людей, групповое поведение, характер поведения менеджера как руководителя и лидера, его влияние на поведение людей.)
Организационная культура– это система общепринятых и разделяемых работниками организации ценностей, убеждений, правил, норм поведения. Каждая организация имеет свою собственную уникальную культуру, которую определяют работающие в ней люди. На формирование организационной культуры оказывают влияние миссия и цели организации, характер и содержание работы, квалификация, образование, культурный уровень работников, личность руководителя, национальные особенности. Главная роль в процессе формирования культуры отводится руководителю.