Педагогические аспекты профессиональной деятельности технолога социально-культурной сферы
«Социальная педагогика» и «социальная работа» - во многом перекрещивающиеся понятия. В широком смысле слова теория и практика социальной работы имеет такое содержание, в рамках которого социально-педагогическая теория и деятельность выглядят составной, но не единственной ее частью. Кроме этого, в содержание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские аспекты и технологии. Вместе с тем, предмет социально-педагогической теории и практики носит относительно специфический, самодостаточный характер, и тогда на первый план выступают образовательно-воспитательные технологии, а социальный педагог становится интегративным представителем профессии социального работника. Таким образом, любой социальный работник должен быть подготовлен и в социально-педагогическом отношении: такие знания, умения и навыки являются необходимым компонентом его профессионализма. Социальный работник не должен упускать педагогические аспекты своей деятельности, не забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогической технологии. Итак, социально-педагогическая деятельность – это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.
В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия.
Социально-педагогическая деятельность – общественно необходимый вид деятельности для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования общества.
Основа социально-педагогической деятельности – общение человека с человеком, которое носит событийно-диалогический характер. Это встреча людей с различными мировоззрениями, системами воспитания, менталитета, поведения и т.д. Социальная работа носит совместный характер, это взаимодействие. Социальный работник, как и педагог, должен развить у себя способность вчувствования во внутренний мир человека, то есть эмпатию, должен обрести интуитивное познание на основе сопереживания.
Социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Эта функция реализуется следующим образом:
1. формулировка цели деятельности – положительного идеала;
2. создание положительного «проекта», сценария будущего на основе анализа реального бытия человека или группы;
3. прогнозирование результата – формирования определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения, самоутверждения.
Результаты социально-педагогической деятельности могут носить не только положительный характер, но и реакционный, при котором закрепляется деперсонализация человека, его отчуждение от себя и общества, и консервативный характер, при котором происходит закрепление господствующих у человека социальных ценностей и форм поведения.
В целом этот вид деятельности носит гуманистическую направленность, поскольку его цель – противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать развитию его индивидуальности.
Принципы социально-педагогической деятельности:
1. Гуманистический подход: человек – высшая ценность общества, его равноправный член.
2. Индивидуальный подход: учет индивидуальных физических, психологических, возрастных особенностей.
3. Принцип социальности: все процессы социализации человека, все стороны личности социально детерминированы.
4. Деятельностный подход: учет современного разделения труда, развития форм общественного отношения, роли ведущей деятельности на каждом возрастном этапе.
5. Принцип развития: человек – динамичное образование с внутренними противоречиями. В связи с этим социально-педагогическая деятельность имеет стадиально-уровневый характер – необходимо различать этапы, видеть перспективы работы с человеком, быть готовыми к неожиданностям.
6. Многомерно-диалектический подход: необходимость учета диалектики внешнего и внутреннего, общего и особенного, случайного и необходимого, возможного и действительного, содержания и формы.
Таковы некоторые аксиоматические принципы социально-педагогической теории и практики. В них нашли отражение потребности не только общепедагогической теории, но и принципы философии, социологии и психологии, поскольку вся система общечеловеческих знаний является единой.
Методами социально-педагогического исследования окружающей действительности являются:
изучение документов и других источников;
наблюдение (невключенное и включенное);
устный опрос: в виде диагностической беседы, свободного обмена мнениями двух людей (интервью) или группового собеседования;
письменный опрос по опросникам закрытого или открытого типа;
метод экспертных оценок – разновидность опроса, связанного с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое;
анализ диагностических ситуаций;
изучение результатов деятельности, а также различные методы социально-педагогического исследования.
Но существует еще понятие - педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог или социальный работник. Это значит - владеть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников. Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не просто говорить, а убедить, повлиять. Социальный работник (педагог) должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания "незаметных". Заметки помогут обратить внимание и на пассивных. Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
В работе социального работника (педагога) используется несколько педагогических технологий, таких как:
1. Воспитательная
2. Воздействия
3. Взаимодействия
Воспитательная технология
Воспитательный процесс направлен на:
организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
использование важнейшей социальной функции — общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственно-ценной личности;
создание необходимых и многосторонних отношений к окружающему миру: природе, людям, науке и культуре;
формирование позитивных, общественно необходимых и личностно-значимых качеств личности,
воспитательный процесс организуется в соответствии с возрастными потребностями ребенка.
Главными подходами в воспитании являются:
системно-структурный;
организационно-деятельностный;
отношенческий;
личностно-ориентированный;
комплексный.
В соответствии с этими подходами сам процесс воспитания становится целенаправленным, целостным, технологичным, индивидуально-творческим, а комплексный подход, обеспечивая в свою очередь связь и взаимодействие всех подходов к организации воспитания, обеспечивает его эффективность. В основу построения воспитательной системы положены принципы позитивной педагогики, создающие условия для успешного обучения и воспитания каждого школьника: принцип единства учебной и внеучебной деятельности; принцип культуросообразности; принцип вариативности; принцип природосообразности; принцип индивидуализации воспитания. Основным результатом данной системы должна стать личность, ориентированная на гуманное отношение к людям, обладающая чувством собственного достоинства, развитым интеллектом, эстетическим вкусом, творческим потенциалом, потребностью и способностью к постоянному самовоспитанию и самовыражению в различных сферах и видах деятельности.Социальный статус технолога СКД определяется его профессиональной компетенцией, высокой квалификацией в стимулировании и организации индивидуальной, семейной, досуговой деятельности.
В соответствии с содержанием и направлением специалит-технолог СКД выполняет ряд специальных ролей: 1) Менеджмент, предпринимательство, продюссерство в сфере организации досуга детей, взрослых, семей. 2) Ведущий модератор в сфере общения людей. 3) Роль импресарио, в коммерческих отношениях. 4) Инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей вы сфере досуга.
Лидерство в малой группе в формальной или неформальной группе. Выполнение функций педагога – корректора поведения детей, молодежи и взрослых. К функциям специалиста СКД относятся1) педагогическая (участие в создании социально-экономических условия развития и рекреации в различных формах досуговой деятельности жителей социума. В этом случае специалист призван решать проблемы досугового менеджмента и маркетинга. Он должен быть общительным, способным к прогнозированию. иметь педагогически способности и т.п. 2) Юридическая (участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конституционных свобод личности, условиях досуга). 3) Финансовая (ориентация документов, регламентирующих финансовую деятельность учреждений досуга. 4) Разработка и реализация СК досуговых программ, проектов. Развитие инициативы, самодеятельности населения.
Для технолога важна толерантность, воспитанность, образованность, стиль педагогической деятельности – демократический.
Назначение технолога СКС помогать людям поверить в себя, помочь найти человеку место в жизни и т.п.
Задачи технолога: организация досуга, оказание квалифицированной социально-педагогической помощи.
Наряду с профессиональным мышлением умением теор. рассматривать социальную среду ему необходимо профессиональное технологическое мышление, мышление, связанное со способностью организовать СКД на уровне отдельно взятой личности, группы, свободно ориентироваться в многообразии современных технологий.
Освоение, усвоение, обогащение СК подхода и процесса, составляет одно из главных содержаний деятельности специалиста СКД.