Педагогические условия становления профессионально - педагогической компетентности учащихся
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра «Педагогика профессионального обучения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Педагогические технологии, способствующие становлению профессионально-педагогической компетентности учащихся.
Руководитель __________ __________________ ___________________
подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия
Студент ____________ ________________ __________ _____________
номер группы номер зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия
Красноярск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы становления профессионально - педагогической компетентности…………………………………………………6
1.1 Основные понятия и сущность становления профессионально - педагогической компетентности…………………………………………………6
1.2 Педагогические условия становления профессионально - педагогической компетентности учащихся……………………………………12
2. Теоретические основы педагогических технологий………...………...14
2.1 Основные понятия и сущность педагогических технологий………..14
2.2 Классификация и краткая характеристика педагогических технологий………………………………………………………………………..21
2.3 Педагогические технологии способствующие становлению профессионально – педагогической компетентности…………………………30
3. Обоснование и разработка занятий по дисциплине «Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях»……………………………………………..………………………36
3.1 Разработка лекции по теме «Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях» …………………36
3.2 Разработка практического занятия по теме «Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях»..38
Заключение…………………………………………………………………40
Список использованных источников…………………………………..…43
Введение
Совершенствование технологии обучения студентов является одним из многочисленных направлений развития системы вузовского профессионального образования.
Необходимым критерием грамотной работы педагога служит умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках одного занятия или цикла занятий. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся (воспитанников), уровню их подготовленности и интересов.
Анализ педагогической литературы показал, что интерес к педагогическим технологиям, их широкому внедрению в практику школьного и вузовского образования существенно возрос. Это объясняется их ролью в образовательном процессе, значением в формировании педагогической компетентности, ориентации на развитие творческой индивидуальности и направленности на самостоятельную познавательную деятельность студентов, необходимостью приведения существующих теорий обучения в соответствие с требованиями современной практики подготовки специалистов, придания им операционного и инструментального характера с
Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются специалистами. Разрабатываются формы реализации компетентностной модели образования, стандарты нового поколения (А.Г.Асмолов, В.А. Болотов, Е.Н. Бондаревская, А.Н.Дахин, А.Г.Каспржак, А.М. Кондаков, В.В. Сериков); решаются проблемы отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов с позиций компетентностного подхода (Д.А.Иванов, Г.С.Ковалева, В.В.Краевский, В.В. Лебедев, О.Е. Лебедев, К.Г.Митрофанов, А.А. Пинский, С.Е. Шишов). Большое внимание уделяется изучению зарубежного опыта, проблемам и перспективам реализации компетентностного подхода в отечественном образовании, месту компетентностного подхода среди других подходов (А.Л. Андреев, В.А. Болотов, В.В.Гузеев, В.К.Загвоздкин, Б.Д. Эльконин).
В нашей работе мы будем использовать понятие «технология обучения» студентов как систему психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия преподавателя и студента, с учетом их направленности, интересов, склонностей и способностей, направленных на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям подготовки будущих специалистов, а также содержанию будущей практической деятельности в качестве преподавателей и требованиям к профессионально - педагогической компетентности [1; 2].
Таким образом, технология представляет собой организацию процесса обучения студентов, предусматривающую определенную систему действий и взаимодействий всех элементов этого процесса. Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности преподавателя и студентов по проектированию, организации и проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением их совместной творческой деятельности на всех этапах: целеполагание, планирование, реализация, оценивание и, в определенной степени, коррекции. При этом не следует забывать, что студенты, вступая с преподавателем в субъект-субъектные отношения, активно включаются в подготовку к работе, стремятся к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Поэтому их работа направлена на освоение теоретических и методических знаний, умений и навыков, овладение профессионально - педагогической компетентностью и должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его элементов, целостностью.
По мнению Б.Д. Эльконина, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуацию включения», подразумевая под включением оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуются для разрешения конкретной ситуации [5].
Возникает противоречие между требованиями к будущим специалистам и недостаточным дидактическим обеспечением учебно-методического материала с использованием новых технологий для становления профессионально – педагогической компетентности.
В связи с этим целью нашего исследования является выявление педагогических технологий, способствующих становлению профессионально – педагогической компетентности. В соответствии с целью исследования мы выдвигаем объект и предмет нашего исследования.
Объектом является становление профессионально – педагогической компетентности учащихся.
Предмет – педагогические технологии в становлении профессионально – педагогической компетентности учащихся.
При написании данной работы ставились задачи:
-дополнить и обобщить основные понятия профессионально – педагогической компетентности учащихся;
-рассмотреть основные понятия, сущность, классификации и виды педагогических технологий;
-выявить педагогические технологии, способствующие становлению профессионально-педагогической компетентности;
-разработать методическое обеспечение по дисциплине «Управление образовательными системами».
1. Теоретические основы становления профессионально-педагогической компетентности.
В данной главе мы дополним и обобщим основные понятия профессионально-педагогической компетентности; условия развития профессиональной компетентности студентов.
1.1.Основные понятия и сущность становления профессионально-педагогической компетентности.
В данном параграфе мы рассмотрим основные понятия профессионально-педагогической компетентности, становление профессионально-педагогической компетентности.
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Здесь можно уже говорить об употреблении понятий «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Введение этих понятий в педагогическую практику потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. [6]
Одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом.
Рассмотрим теоретические подходы к определению понятий «компетенция», «компетентность», «педагогическая компетентность», «профессиональная компетентность».
В настоящее время отсутствует однозначное понимание самих понятий «компетенция» и «компетентность». Исследователи выделяют от 3 до 37 видов компетенций и компетентностей. [7]
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Понятие «компетенция», согласно словарю С.И.Ожегова, имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении». [8]
А.С. Белкин, характеризует компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Как психологическая характеристика понятие компетентности включает не только когнитивную (знания) и операционно-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В.Хуторской).
Благодаря волевому компоненту компетентность связана со способностью педагога свободно и самостоятельно осуществлять свою профессиональную деятельность, т.е. действовать не под давлением обстоятельств, а в соответствии с самостоятельно выстроенной схемой.
Конечно же, компетентность связана с опытом. Волевые усилия в профессионально-педагогической деятельности подкрепляются осознанием предшествующего опыта, сознательным характером самоорганизуемой деятельности, направленной на запланированный конкретный результат. Однако эта связь неоднозначная: нет оснований утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог. Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться», для чего необходимо иметь волю преодолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать альтернативные варианты решений, продуманно выбирать из них оптимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свойства характеризуют устойчивость профессиональной деятельности педагога.
Таким образом, педагогическую компетентность педагога можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития. [9]
Но мы остановились на определение В.А. Сластенина, он понимает под педагогической компетентностью единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Готовность раскрывается через структуру педагогических умений (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных, ориентационных, коммуникативных и др.).
Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» (G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank). Проблема профкомпетентности активно изучается и российскими учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). [10]
Нас больше всего заинтересовало определение профкомпетентности А.К.Маркова.
Профессиональная компетентность - это способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
С учетом анализа существующих исследований по вопросу профессиональной компетентности уточним рассматриваемое понятие применительно к специалистам педагогического профиля. В соответствии со сказанным, профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). [10]
Из всех рассмотренных понятий, можно сказать, что под профессионально-педагогической компетентностью понимается способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.
Профессиональная активность личности направлена на социально-профессиональную адаптацию — освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами.
В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек». Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности.[11]
Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.
Так, становление личностных и личностно-деловых качеств педагога исследуют С.Б. Елканов, В.Г. Маралов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Л.Ф. Обухова.
Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления:
· формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;
· профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
· профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
· мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.
В.В. Игнатова определяет педагогическую сущность процесса становления личности в образовательном процессе, как «непрерывный процесс накопления и проявления «потенциального» в личности (единство возможного и осуществленного, потенциального и актуального), способствующий расширению и углублению ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой и обеспеченный наследственными, психологическими, социальными и педагогическими факторами». Путь становления личности, по мнению ученого-исследователя, обеспечивается «воспитанием, обучением, образованием, самообразованием, педагогической поддержкой, [11]
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в единстве с ценностями человека, так как только при личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Процессы становления и развития человека как специалиста, в первую очередь, осуществляются в его профессиональной деятельности.
Педагогические условия становления профессионально - педагогической компетентности учащихся.
В данном параграфе мы рассмотрим педагогические условия и способы становления профессионально-педагогической компетентности студентов, их классификацию.
В педагогике «условия», не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабевают действие причины. С таких позиций «условия» рассматриваются как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Современная дидактика трактует «условия» как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения.[17]
Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.[16]
В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей.
Становление профессиональной компетентности педагогов является необходимым условием повышения качества начального профессионального образования и требует разработки механизмов (систем) развития ключевых компетенций, а также создание системы (критериев) оценки эффективности этого развития. Становление профессиональной компетентности педагогов не возможно без создания внутри учреждения единой развивающей образовательной среды, стимулирующей процессы профессионального развития всех участников образовательного процесса.
Основными условиями становления профессионально - педагогической компетентности являются:
1. Организационно-управленческие (учебный план, семестровые графики, составление расписания, выработка критериев определения уровня компетентности, материально-техническое оснащение образовательного процесса).
2. Учебно-методические (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов, выделение ведущих идей).
3. Технологические (контрольно-оценочные, организация активных форм обучения, определение групп умений входящих в компетентность, использование инновационных технологий).
4. Психолого-педагогические (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, определение критериев компетентности, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия, включение студентов в соуправленние).
Исходя из проанализированной литературы можно сделать вывод, что одним из показателей качества образования является компетентность, которая определяется не только через сумму знаний и умений, но прежде всего характеризует умение студента мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации. Выявили основные условия становления профессионально - педагогической компетентности педагогов.