Самооценка профессионально- педагогической компетентности руководителем

Руководитель ОВД находится в противоречивой ситуации. Как «первое лицо» в организации он должен проявлять наибольший профессионализм при решении самых сложных и ответственных задач в сравнении с другими членами организации. И в то же время в сравнении с другими членами ру­ководимой им организации он в значительно меньшей мере может рассчитывать на то, что ему будет оказана личная педагогическая помощь в самосовершенствовании. Поэтому для руководителя осо­бо актуальна собственная работа по повышению своего управленче­ского профессионализма и компетентности в реализации педагогиче­ской функции.

Важным условием формирования и совершенствования педаго­гической компетентности и способностей руководителя является адекватная профессионально-педагогическая самооценка. Оценивается и компетентность в вопросах обучения и воспитания сотрудников, а также и вопросах управле­ния педагогическим процессом ОВД в целом.

Исходным в оценке выступает адекватная самооценка уровня развития собственного педагогического мышления, его аналитичность и самокритичность, т.е. умений:

• увидеть и сформулировать педагогическую проблему как осоз­нанное противоречие между реальным и необходимым со­стоянием профессиональной обученности и воспитанности сотрудников;

• понимать весь комплекс факторов (педагогических и непеда­гогических), влияющих на педагогическую обстановку в ОВД;

• осознавать свои возможности, т.е. определить реальный ком­плекс факторов и воздействий, которые поддаются педагоги­ческому управлению, корректировке или нейтрализации;

• определять, какие факторы и воздействия, отсутствующие в данный момент, могут быть педагогически организованы, ка­кие факторы и воздействия, имеющие в данный момент ней­тральный характер, могут быть «педагогизированы»;

• определять комплекс субъектов решения педагогических про­блем, их реальные возможности и педагогический потенциал;

• видеть себя как главного субъекта педагогической работы в ОВД и оценивать собственный педагогический имидж;

• определять стратегию и тактику решения педагогических задач;

• объективно оценивать процесс и степень достижения педаго­гических целей;

• адекватно отказываться от сложившихся стереотипов понима­ния и решения педагогических проблем по мере изменения педагогической обстановки.

Очень важно для руководителя уметь объективно ответить на вопросы:

• какие трудности и неудачи могут подстерегать его при реше­нии данной педагогической проблемы?

• какие действия необходимы при частичном (неполном) реше­нии данной педагогической проблемы?

• какими новыми педагогическими проблемами чревато реше­ние данной проблемы?

При оценке руководителем своих функционально-педагогических способностей важен объективный ответ самому себе на вопросы:

• какие знания (педагогические, психологические, иные) необ­ходимы для решения данной педагогической проблемы?

• какие умения навыки и приемы необходимы для решения данной проблемы?

• какие знания, умения и навыки для решения данной пробле­мы есть в моем «арсенале»?

• какими знаниями, умениями и навыками мне необходимо ов­ладеть?

• кого и как можно организовать для решения данной проблемы?

• готова ли моя «педагогическая команда» к решению именно этой проблемы?

• способен ли я подготовить «педагогическую команду» для ре­шения данной проблемы и руководить ею?

Педагогическая самооценка — это не одноразовая акция — «за­мер», а постоянная работа, особо значимая не только в условиях трудностей и неудач, но при внешнем благополучии.

Профессионала часто сравнивают с велосипедистом. Если он не будет двигаться вперед, он не просто остановится — он упадет. Руководителя ОВД можно сравнить с мотоциклистом, несущимся на «Харлее» по пересе­ченной местности. И хорошо, если он знает, какие умения и навыки «ру­ководства мотоциклом» от него потребуются в следующую минуту.

Наши рекомендации