Пункты технического обслуживания
Техническое обслуживание пассажирских вагонов проводится в пунктах технического обслуживания (ПТО). Персонал ПТО несет ответственность за безаварийное движение и следование без отцепок вагонов от поезда на гарантийном плече. Таким плечом для пунктов формирования является полный рейс вагона (расстояние до пункта оборота и обратно), для пункта оборота — расстояние до пункта формирования (в один конец), для промежуточных станций — расстояние до следующей станции, имеющей ПТО (на гарантийном плече ПТО). В пунктах формирования персонал ПТО выполняет техническое обслуживание ТО-1, ТО-2, ТО-3, а на промежуточных станциях — работы в рамках ТО-1. Работники ПТО непосредственно отвечают за безопасность движения. Специалисты должны своевременно выявлять все отказы и повреждения, возникшие во время движения поезда, и принимать меры по их устранению. Они несут ответственность за техническое состояние наиболее важных узлов и деталей вагона. К таким элементам конструкции относятся, прежде всего, ходовые части, автосцепное и тормозное оборудование и др. Ремонт внутреннего, электро- и другого оборудования пассажирских вагонов в пути следования ПТО промежуточных станций выполняет только по заявке начальника поезда.
ПТО размещают на пассажирских технических или крупных пассажирских станциях. Все работы должны быть согласованы с графиком движения поездов. Осмотр и безотцепочный ремонт должны быть выполнены за время стоянки поезда на промежуточной станции (в пути следования поезда) или согласно графику подготовки составов в рейс на экипировочных путях пассажирских, технических станций или в ремонтно-экипировочном депо. Для этого ПТО имеет необходимый расчетно-обоснованный штат осмотрщиков-приемщиков поездов с ходу, осмотрщиков-ходовиков (по боковому осмотру), осмотрщиков-пролазчиков, осмотрщиков-автоматчиков, осмотрщиков-ремонтников, слесарей по ремонту ходовых частей, слесарей по обслуживанию редукторно-карданных приводов генераторов. Для выполнения текущего ремонта с отцепкой вагона от состава или поезда в составе ПТО существует пункт отцепочного ремонта, оборудование которого было рассмотрено в предыдущем разделе.
Для выполнения технического обслуживания пассажирских поездов в пути следования промежуточные станции имеют твердое покрытие междупутьев, с которых выполняют осмотр, ремонт и экипировку вагонов в поездах. Перед началом пассажирских платформ на междупутьях должны быть намечены места расположения осмотрщиков для приема состава и его осмотра с ходу, а также места размещения прожекторов, освещения подвагонного оборудования прибывающего или отправляющегося поезда в ночное время. Здесь же должен быть оборудован пункт обогрева работников ПТО, ожидающих прибытия поездов. Для безопасной работы осмотрщиков, слесарей и экипировочных бригад станционные пути имеют увеличенное межосевое расстояние и размеченные служебные проходы от служебных и бытовых помещений.
Непосредственно на междупутьях вдоль станционных путей размещают запасы тормозных колодок, контейнеры для неисправных деталей, а также ящики с запасными частями. Перечень хранящихся запасных частей и их количество установлены в нормативной документации. Прежде всего, это пневматические и электровоздухораспределители, авторегуляторы тормозной рычажной передачи, концевые краны, тормозные рукава, противогазные датчики и т.д.
Устройства механизации и автоматизации пассажирского
Вагонного хозяйства
К устройствам механизации и автоматизации технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов относится все оборудование, имеющееся на вагоноремонтных предприятиях, пунктах технического обслуживания, в ремонтно-экипировочных депо, ремонтно-экипировочных парках и т.д. Оборудование, станки, средства диагностики, дефектоскопы, подъемно-транспортные и грузоподъемные механизмы пассажирского вагонного хозяйства для планового и текущего ремонта пассажирских вагонов аналогичны используемым в грузовом вагонном хозяйстве. Более подробно оборудование рассматривают в учебниках по технологии ремонта и изготовления вагонов. Системы постов обнаружения нагретых букс и других систем автоматизированного контроля технического состояния подвижного состава приводятся в учебниках по диагностике подвижного состава. В данном разделе рассмотрим средства механизации наиболее трудоемкой операции подготовки пассажирских вагонов — наружную обмывку вагонов (обмывку боковых стен, окон, крыши и тележек).
Вагономоечная машина. При обмывке пассажирских составов применяют самоходные и стационарные вагономоечные машины. Самоходные машины предназначены для обмывки боковых стен вагонов в теплый период года. Для работы такой машины требуется широкое междупутье с твердым покрытием с двух сторон от состава, предназначенное для сбора и удаления сточных вод по всей длине состава.
На некоторых станциях применяются самоходные вагономоечные машины портального типа (рисунок - 3.25). Машина представляет собой металлический каркас, установленный на четырех тележках. Приводной механизм передвигает машину вдоль состава по рельсам, уложенным с обеих сторон железнодорожного пути. Скорость обмывки составляет 9,5 м/мин, а максимальная скорость перемещения машины — 34 м/мин. Подобная машина имеет небольшую стоимость и простую конструкцию. Основными недостатками передвижных вагономоечных машин являются малая производительность и более низкое качество обмывки вагонов по сравнению со стационарными.
В настоящее время широко используются стационарные автоматизированные моечные машины. Обмывка вагонов происходит при медленном продвижении состава через машину (со скоростью 0,6—0,8 км/ч). Принципиальная схема стационарной вагономоечной машины с автоматическим управлением представлена на рисунке - 3.26.
Рисунок - 3.25. Передвижная вагономоечная машина портального типа:
1 — тележка; 2 — обмывочные барабаны; 3 — баки для воды; 4 — рама
Рисунок - 3.26. Принципиальная схема стационарной вагономоечной машины с автоматическим управлением: 1 - поворотные щетки для повторной обработки окон с ополаскивающей рамкой; 2 - то же боковых стен; 3 - рамка для споласкивания горячей водой; 4 - поворотные щетки для первичной обработки окон; 5 - рамки подачи теплой воды для первичной обработки стен; 6 - поворотные щетки для первичной обработки стен; 7 - рамка для подачи моющего раствора; 8 - поворотные щетки для растирания растворителя; 9 - рамки для подачи горячей воды и подготовки поверхности к обработке; 10 - трубопровод подачи моющего раствора; 11 - насосная установка для подачи растворителя; 12 - трехходовой кран; 13 - реакторы растворителя; 14 - насосная установка для подачи горячей воды; 15 - трубопровод горячей воды; 16 - насосная установка теплой воды; 17 - водопровод теплой воды
Мойка имеет две позиции. Разбрызгиватель раствора первой позиции и вертикальные щетки наносят моющий состав (растворитель). Первые ряды щеток второй позиции непосредственно удаляют растворенную грязь с поверхности кузовов вагонов. Перед окончанием обмывки разбрызгиватель на второй позиции и последние ряды щеток смывают остатки растворителя. Стационарные вагономоечные машины снабжаются растворителем и горячей водой от расположенной в отдельном здании насосной станции и котельной.
На крупных станциях может быть сооружен закрытый цех для обмывки вагонов с двумя вагономоечными машинами типов 178М или 0116М.
Стационарные вагономоечные машины имеют высокую производительность и хорошее качество обмывки, а машины в закрытых цехах, кроме того, позволяют проводить обмывку вагонов круглогодично.
Применяемые для обмывки моющие составы не должны разъедать и разрушать лакокрасочное покрытие вагонов, деревянных рам и оконных стекол.
Действующие моечные установки расходуют около 2 м3 воды на вагон. Напор воды составляет 1-1,65 МПа, температура 80-85 °С. Используются моющие растворы следующих составов:
- 0,5 % моющего средства «Прогресс», 4 % щавелевой кислоты, 95,5 % воды;
- 4 % стирального порошка «Новость», 4 % щавелевой кислоты, 92 % воды;
- — 2,5 % сульфанола НП-3,4 % щавелевой кислоты, 93,5 % воды.
Вновь проектируемые вагономоечные машины оборудуются отделением для сушки вагонов после обмывки. На выходе из цеха обмывки специальное отделение для сушки должно иметь установку для усиленного отопления и вентиляции.