Основные направления работы классного руководителя
1. Изучение учащихся. Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Далее изучение школьников ведется непрерывно в течение всего срока их обучения. При этом необходимо руководствоваться следующими требованиями: а) изучение учащихся не является самоцелью; оно должно быть подчинено повышению качества воспитания и обучения и сочетаться с воспитательным воздействием на учащихся; б) изучение следует проводить планомерно и систематически; в) изучение необходимо проводить в естественных условиях жизни и деятельности; г) изучение не ограничивается стенами школы и предполагает ознакомление с условиями жизни и быта учащихся; д) изучать надо не отдельные черты, а личность в целом; при этом следует акцентировать внимание на положительных, а не на отрицательных чертах характера и поведения (подходить к ученику, по выражению А.С. Макаренко, с «оптимистической» гипотезой»).
При изучении необходимо использовать разнообразные методы и приемы:знакомство с личными делами; просмотр классного журнала за прошлый год; беседы с бывшим классным руководителем (учителем младших классов), учителями-предметниками, педагогом-психологом и социальным педагогом; беседы с учащимися, с их родителями, с активом класса; педагогическое наблюдение; диагностический эксперимент; анализ результатов деятельности учащихся (например, сочинения, стенгазеты, поделки); анкеты; обследование домашних условий; обобщение независимых характеристик; социометрические методы.
2. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе. В одиночку решить все проблемы воспитательной работы классному руководителю невозможно. Классный руководитель изучает особенности учебно-воспитательной работы учителей, знакомится с их требованиями и взаимоотношениями с учащимися, обменивается мнениями о поведении отдельных учащихся, о методах воздействия на них. Классный руководитель должен установить нормальные отношения с учителями, работающими в данном классе, добиваться предъявления и выполнения единых требований к учащимся, привлекать их к проведению отдельных мероприятий ― трудовых дел, туристических походов, читательских конференций, диспутов, вечеров. Важно, чтобы ученики больше общались со своими учителями во внеурочное время. Во многих школах применяется ценная форма работы ― «малый педсовет», или педагогический консилиум, т. е. совещание учителей, работающих в одном классе или ряде параллельных классов.
3. Организация и воспитание классного коллектива. Это основное направление работы классного руководителя. Класс становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того как накапливается опыт совместной деятельности, создается и растет актив, складываются положительные традиции, крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом.
4. Организация и проведение воспитательных мероприятий.Воспитательным мероприятием называется коллективное дело, организованное педагогом в целях воспитательной коррекции развития личности ученика и коллектива. Наиболее часто школьники участвуют в таких воспитательных мероприятиях, как информационный час, классный час, этические беседы, диспуты, лекции, конференции (например, читательские, зрительские), трудо-вые дела, встречи с интересными людьми, экскурсии и туристические походы, участие в праздновании государственных (День Победы, День Независимости, День Конституции), городских (районных) и школьных праздников.
Рассмотрим более подробно информационный час. Это форма просвети-тельской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской, правовой, нравственной позиции молодого человека, его социальной и политической зрелости, на формирование кругозора. Информационные часы желательно проводить еженедельно, в один и тот же день. По широте и глубине обсуждения они подразделяются на обзорные и тематические.
Обзорный информационный час ―это краткое обозрение основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме: 1) внутренняя государственная политика Республики Беларусь; 2) внешняя государственная политика Республики Беларусь; 3) новости из России и других стран СНГ; 4) события в мировой политике и экономике; 5) новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта. Основными источниками информации являются: периодическая печать, справочники и энциклопедии (в них учащиеся отыскивают малознакомые имена, расшифровки аббревиатур, информацию о странах), телепередачи, Интернет. Важно приучить молодежь систематически просматривать такие телепрограммы, как «Панорама», «Наши новости».
Тематический информационный часпроводится с целью более глубокого обсуждения какой-либо одной злободневной проблемы. Он может иметь форму беседы или дискуссии. Заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается литература, готовятся наглядные пособия. Варианты проблем для обсуждения на тематическом информационном часе: «Права и обязанности молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Все о СПИДе», «Альтернативная служба в армии: за и против», «Международный терроризм: где же выход?», «Годы и люди»(биографии, достижения политиков, деятелей науки и культуры у нас в стране и за рубежом).
Многочисленные сценарии воспитательных мероприятий публикуются в научно-методическом журнале «Классный руководитель», газетах «Последний звонок», «Педсовет», «Педагогическое творчество» (Россия), журналах «Праблемы выхавання», «Сацыяльна-педагагічная работа», «Народная асвета» (Беларусь).
5. Сотрудничество с детскими и молодежными общественными организациями.Не вмешиваясь напрямую в работу самодеятельных детских и юношеских организаций, не подавляя их инициативы, педагог может помочь обогащению их деятельности.
Во-первых, на учащихся ― членов БРСМ и БРПО, других общественных объединений можно и нужно опираться как на актив. Классный руководитель привлекает этих учащихся к организации идейно-воспитательной работы (политинформации, беседы, доклады и лекции, диспуты, тематические вечера на общественно-политические темы, устные журналы, вечера вопросов и ответов, беседы у карты мира). В борьбе за глубокие и прочные знания школьников активисты-пионеры и члены БРСМ выступают ассистентами учителей, добровольными лаборантами, консультантами, помогают преодолеть пробелы в знаниях у отстающих учеников, организуют взаимопомощь в учении, вечера по разным предметам, общественные смотры знаний.
Во-вторых, классный руководитель должен оказывать помощь ячейкам пионеров и БРСМ, других общественных объединений в организации трудовой деятельности, в выборе и организации посильных и нужных видов труда. Это может быть оборудование спортплощадки, учебного кабинета, комнат для кружковых занятий, школьных мастерских, сбор книг для пополнения библиотек сельских школ, уборка школьного двора и другая работа по самообслуживанию, текущий ремонт школьного имущества, участие в трудовых объединениях. При участии пионеров и членов БРСМ при домо-управлениях создаются различные кружки по интересам, спортивные команды, игровые и спортивные площадки, педагогические отряды (помогают трудным подросткам в разумной организации свободного времени; их также называют макаренковскими отрядами).
В-третьих, помощь в подготовке и проведении собраний. В классе не реже одного раза в месяц проводятся собрания пионеров и БРСМ. На них обсуждаются вопросы идейной и трудовой закалки членов этих организаций, повышения качества знаний, профессиональной ориентации, работы с младшеклассниками, организации досуга. Классный руководитель помогает пионерскому активу и БРСМ продумать тему собрания, хорошо подготовиться к нему, подготовить проект решения, разумеется, при активном участии учащихся. Не следует подменять секретаря и членов бюро первичной организа-ции. Важно приучить школьников проверять выполнение принятых решений.
В-четвертых, сотрудничество классного руководителя и педагога-организатора (раньше эта должность называлась «старший вожатый»).
6. Работа с родителями учащихся. Основные направления, формы и методы работы с родителями учащихся рассматривались в курсе «Педагогика детства (современная школа: теоретический аспект)». Это, прежде всего, классные родительские собрания, посещение семей, родительские дни (дни открытых дверей), совместные мероприятия, праздники, экскурсии и походы выходного дня для детей и их родителей, беседы, лекции, консультации специалистов, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом воспитания, родительские комитеты, работа с активом родителей.
Организуя работу с родителями учащихся, нужно помнить следующее.
Во-первых. Нельзя перекладывать на родителей собственные неудачи: «Ваш ребенок плохо учится ― примите меры!», «Ваш сын на уроках не слу-шает ― примите меры!». Формирование педагогически верной воспитательной позиции родителей возможно в том случае, если просьбы и советы учителя будут восприняты ими как вытекающие из нужд и интересов детей, стано-вления их личности, характера, развития способностей. Обращение к чувству родительской любви, ее уважение — первый принцип классного руководителя.
Во-вторых. Характеризуя детей, не следует только «выливать негатив», жаловаться на ученика. Беседуя с родителями недисциплинированного ученика, надо договориться с ними о единых требованиях и педагогически оправдавших себя мерах воздействия.
В-третьих. Беседуя с родителями, нужно не только давать советы, но и прислушиваться к их предложениям. Нельзя допускать поучающий тон, читать нотации. Родители нуждаются в квалифицированной помощи педагога как специалиста по воспитанию, в товарищеском совете, а не в упреках или нотациях. Гораздо больше пользы принесет спокойная деловая беседа о разумных мерах воздействия на ученика. Необходимо расположить родителей к себе, добиться доверия и откровенности.
В-четвертых. Важна связь с родителями не только младшеклассников и подростков, но и старшеклассников. Необходимо, например, прийти на помощь родителям в формировании и развитии интереса к профессиям, нужным обществу.