Цилиндрические косозубые зубчатые передачи
ЗАЦЕПЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Зацепления зубчатые относятся к передачам (подвижным соединениям) и передают движение от двигателя к исполнительным механизмам. К составным частям зубчатых передач относятся зубчатые колеса (цилиндрические, конические), червяки, рейки.
Зубчатое зацепление характеризуется следующими основными параметрами:
da — диаметр вершин зубьев;
dr — диаметр впадин зубьев;
da — начальный диаметр;
d — делительный диаметр;
рt — окружной шаг;
h — высота зуба;
ha — высота ножки зуба;
b — ширина венца (длина зуба);
— межосевое расстояние;
Z — число зубьев.
Передаточным отношениемназывается отношение угловых скоростей (или частоты вращения):
Если механизм состоит из одной передаточной пары, он называется простым. Механизм, состоящий более чем из одной передаточной пары, называется сложным.
Силы в зацеплении прямозубой зубчатой передачи
В зацеплении прямозубой зубчатой передачи действуют окружная, радиальная силы.
ЗАЦЕПЛЕНИЕ ЗУБЧАТЫМИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ КОЛЕСАМИ
(ВНЕШНЕЕ)
Служит для передачи вращения при параллельных осях валов.
Достоинства и недостатки зубчатой передачи :
Достоинства: Недостатки:
• большая передаваемая мощность • сложность изготовления; (практически неограниченная);
• высокая надежность работы; • изменение при работе.
• постоянство передаточного отношения;
• долговечность;
• простота обслуживания;
• высокий КПД;
• возможность преобразования вращательного движения в поступательное.
Виды разрушений зубьев
- Поломка зубьев. Этот вид разрушения зубьев полностью выводит передачу из строя. Чаще поломка наблюдается у основания зуба
- Выкрашивание рабочих поверхностей зубьев. Этот вид повреждения зубьев является наиболее серьёзным и распространённым дефектом поверхности зубьев даже для закрытых хорошо смазываемых и защищённых от загрязнения передач и нарушает нормальную работу всей передачи, но не выводит ее из строя полностью
.
- Изнашивание зубьев чаще наблюдается в открытых передачах, чем в закрытых, заключается в истирании рабочих поверхностей вследствие попадания в зону зацепления металлических частиц, пыли, грязи (абразивное изнашивание).
- Заедание зубьев. Наблюдается как в открытых, так и в закрытых высокоскоростных, тяжело нагруженных передачах.
Цилиндрические косозубые зубчатые передачи.
Косозубые зубчатые передачи, как и прямозубые, предназначены для передачи вращательного момента между параллельными валамя. У косозубых колес оси зубьев располагаются не по образующей делительного цилиндра, а по винтовой линии, составляющей с образующей угол .Угол наклона зубьев р принимают равным , он одинаков для обоих колес, но на одном из сопряженных колес зубья наклонены вправо, а на другом влево.
Достоинства косозубых передач по сравнению с прямозубыми: уменьшение шума при работе; меньшие габаритные размеры; высокая плавность зацепления; большая нагрузочная способность; значительно меньшие дополнительные динамические нагрузки.