Схема управления вагонным хозяйством
Эффективность функционирования такой сложной системы, как вагонное хозяйство, во многом определяется методами ее управления и тем, как принимаются решения, какими соображениями и принципами при этом руководствуются.
Системой представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Вагонное хозяйство и транспорт в целом представляют собой социально-экономическую систему. Это определяется тем, что их неотъемлемым элементом являются люди и в их основе лежат интересы людей, поскольку основной их элемент — это человек. Кроме того, ВХ как социально-экономическая система представляет собой единство управляющей и управляемой систем, а также совокупность технической, технологической и организационной систем. Другими словами, любой орган (звено) управления ВХ может быть и объектом, и субъектом управления в зависимости от того, является ли он источником или преемником управляющих воздействий. В справедливости последнего нетрудно убедиться, ознакомившись со сложившейся структурой управления транспортом и вагонным хозяйством в частности.
Руководство железнодорожным транспортом страны осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций (МТиК) Республики Казахстан, в составе которого имеются Департаменты: перевозок (ЦД), локомотивного (ЦТ] и вагонного (ЦВ), пассажирского (ЦЛ) хозяйств, пути (ЦП) и некоторые другие, а также так называемые функциональные управления — планово-экономическое (ЦПЭУ), финансовое (ЦФ), труда, заработной платы и техники безопасности (ЦЗТ), кадров и др.
Министерство транспорта и коммуникаций обеспечивает планомерное развитие железных дорог, внедрение наиболее прогрессивных видов тяги и подвижного состава, организацию слаженной работы всех звеньев железнодорожного транспорта по перевозкам грузов и пассажиров.
Основным хозяйственным подразделением на железнодорожном транспорте является дорога, которой руководит начальник дороги (Н), а в пределах дороги — отделение, руководимое начальником отделения дороги (НОД). Для осуществления перевозок дороги имеют в своем распоряжении железнодорожные сооружения и подвижной состав. Отделению дороги подчинены находящиеся в его границах станции и вокзалы, локомотивные и вагонные депо, промывочно-пропарочные станции, резервы проводников, дистанции пути, дистанции сигнализации и связи и др.
В целом по сети железных дорог руководство вагонным хозяйством осуществляется Департаментом вагонного хозяйства (ЦВ), которое руководит вагонными службами дорог (В). Службы, в свою очередь, осуществляют руководство вагонными отделами отделений дорог (НОДВ).
Оперативное хозяйственное руководство линейными предприятиями вагонного хозяйства и контроль их деятельности осуществляет, как сказано выше, отделение дороги (НОД), а непосредственное — НОДВ. Схема управления вагонным хозяйством показана на рисунке - 1.4.
Департамент вагонного хозяйства имеет в своем составе отделы: технический; вагонных конструкций и заказов; ремонта и эксплуатации грузовых вагонов; рефрижераторного подвижного состава; деповского хозяйства; роликовых букс и колесных пар; автотормозов и автосцепки; труда и заработной платы; планово-экономический.
Кроме того, в состав Департамента входят группа ревизоров по обеспечению сохранности вагонов, проектно-конструкторское бюро (ПКБ).
В составе службы вагонного хозяйства дороги имеются отделы: технический; ремонта и эксплуатации грузовых вагонов.
Рисунок - 1.4. Схема управления вагонным хозяйством.
В вагонном отделе отделения дороги работают инженеры по ремонту и эксплуатации вагонного парка, старший инженер по общим вопросам, инструкторы по автотормозам и автосцепке.
Примерная схема производственной структуры управления вагонным депо по ремонту грузовых вагонов показана на рисунке - 1.5.
Функции производственно-технического отдела: техническое руководство участками и отделами депо в части внедрения новой техники, механизации и автоматизации работ, научной организации труда; анализ производственно-хозяйственной деятельности депо; разработка прогрессивных технологических процессов и организация их внедрения; разработка графиков ППР оборудования депо и надзор за его состоянием; разработка технической документации на ремонт зданий, проектов и смет на выполнение капиталовложений; рассмотрение и внедрение рационализаторских предложений и изобретений; организация обучения работников правилам технической эксплуатации; техническая пропаганда и внедрение передового опыта и др.
Отдел кадров ведает подбором, оформлением приема и увольнения работников, организует контроль за ведением табельного учета на участках и отделениях депо.
Бухгалтерия организует и ведет учет в депо, осуществляет контроль за расходом материальных ресурсов и соблюдением финансовой дисциплины, составляет бухгалтерские отчеты и балансы, производит расчеты заработной платы работников, участвует в инвентаризации основных и оборотных средств депо и ведет учет этих средств.
Рисунок - 1.5. Производственная структура вагонного депо.
Нормировщики ведут разработку и внедрение прогрессивных технически обоснованных норм времени и норм выработки на производственных участках, организуют внедрение наиболее прогрессивных норм оплаты труда, разрабатывают мероприятия по ликвидации потерь рабочего времени и повышению производительности труда, ведут анализ выполнения плана по труду и заработной плате, совместно с инженером-технологом, мастерами и начальниками участков осуществляют организацию рабочих мест на научной основе.
Диспетчерский аппарат депо осуществляет оперативный контроль за выполнением сменных и суточных заданий по ремонту вагонов, по ремонту и изготовлению запасных частей, ремонту оборудования, снабжению участков и отделений материалами и запасными частями.
Выше приведено принятое в учебной литературе описание существующей организации управления ВХ. По известным причинам долгое время не ощущалось острой необходимости в строгом критическом анализе существующей системы управления вагонным хозяйством. И даже асупизация некоторых задач управления не привела к появлению в отраслевой научной литературе образцов глубокого научного анализа системы управления вагонным хозяйством. Не созрели необходимые и, в определенной степени, достаточные условия. К первой категории условий следует отнести фундаментальные изменения в социально-экономической жизни нашей страны.
Спад уровня производства, значительное сокращение объемов перевозок на железнодорожном транспорте, в результате чего снизилась его доходность, в то время как государственная поддержка прекратилась. К тому же, весьма высокие рыночные цены на основные и оборотные фонды никак не соответствуют никем не отмененным традиционным функциям железнодорожного транспорта России — политическим (целостность страны), социальным (обеспечение перевозок) и специфическим (безопасность, оборона).
Указанные обстоятельства вызвали необходимость разработать концепцию реформирования железнодорожного транспорта. Нужен инструментарий для анализа существующей системы Ремонта и постепенного построения интеллектуальной системы Управления транспортом. Интеллектуальной в том смысле, что управление строится не на принципах «кнута и пряника», а на научных методах. Этому способствует то, что в последние 10—20 лет заметное развитие получила теория управления социально-экономическими системами, основные выводы которой, к сожалению, не опираются на строгие количественные методы анализа.