Хранение и выдача грузов
Порядок хранения в открытых и закрытых складах, в вагонах, контейнерах грузов, подлежащих выгрузке (в том числе средствами грузополучателя) и выдаче в местах общего пользования, а также принятых к отправлению установлены Правилами хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом.
Размещают и хранят грузы в складах в соответствии с их специализацией, установленной технологическим процессом.
Тарно-штучные грузы хранят в складах уложенными в стопы, ряды или штабеля, обязательно отделяя друг от друга разные отправки. Если грузовые операции механизированы, то грузы следует укладывать на поддоны и хранить на них. Необходимо соблюдать порядок и высоту
укладки, обеспечивающие максимальную устойчивость штабелей, целость и сохранность груза, а также безопасность обслуживающего персонала. Высота штабеля для грузов в мешках и кулях не более 6 м, а для грузов в ящиках не более 3 м при укладке вручную и не более 6 м при применении механизмов. Грузы в мешках и кулях необходимо укладывать в штабеля в перевязку с небольшим наклоном внутрь, через каждые шесть рядов помещая прокладки из досок. Размещают мешки так, чтобы швы или завязки были обращены внутрь штабеля, а не наружу. Это предупреждает потери груза при разрыве швов или развязывании узлов. Для устойчивости ящиков через каждый метр высоты настилают доски по всей ширине штабеля.
Между штабелями грузов на площади склада надо оставлять проходы для передвижения тележек, автогрузчиков и для свободного доступа к противопожарным принадлежностям. Ширина этих проходов зависит от применяемых на складе погрузочно-разгрузочного инвентаря и средств
механизации. Она должна обеспечивать возможность подъезда к грузу тележки, автопогрузчика и др. Ширина проходов по середине склада должна быть не менее 1 м, вдоль стен — 0,5 м, а у дверей — равна их ширине.
Укладывать груз вплотную к стенам склада запрещается.
Отдельные места, принадлежащие к одной отправке, укладывают маркировкой так, чтобы было видно, к какой отправке относится груз. Совместное хранение различных грузов не допускается, если это может привести к порче их или способствовать возникновению пожара.
Чай, кофе, какао, сахар, муку и другие продовольственные грузы следует хранить в сухих помещениях на настилах. Кожевенные изделия должны храниться в сухих, хорошо вентилируемых, защищенных от солнечного света помещениях.
Грузы, перевозимые насыпью и навалом и выгружаемые в открытые склады, следует укладывать так, чтобы исключалась возможность смешивания разных отправок. При этом необходимо соблюдать габарит: при высоте до 1200 мм грузы должны находиться не ближе 2 м от крайнего рельса, а при большей высоте — не ближе 2,5 м.
Для вывоза груза со станции получатель предъявляет приемосдатчику накладную и приемосдаточный акт, а также пропуск, если на станции введен пропускной режим. Убедившись в соответствии документов грузу, находящемуся в складе, а также в оплате сбора за хранение или записи данных для его взыскания в накопительную карточку ФДУ-92, приемосдатчик выдает ему груз. Если дата вывоза груза не совпадает с указанной календарным штемпелем датой выдачи оригинала накладной, то необходимо потребовать документы об оплате хранения по день фактического вывоза. Выдав груз, приемосдатчик отмечает на оборотной стороне накладной в графе «Отметки о выдаче груза» число и месяц выдачи, число мест и массу груза. Эта отметка считается подтверждением и датой фактической выдачи груза. В Книге выгрузки приемосдатчик указывает номер автомобиля и дату выдачи. Если получатель вывозит груз частями, то после выдачи каждой из них приемосдатчик проверяет остаток, чтобы не ошибиться в подсчете грузовых мест, а выдачу каждой части отмечает в накладной, Книге выгрузки и в приемосдаточном акте. После вывоза последней части груза делается отметка «Груз вывезен». При выдаче груза заполняется оборотная сторона пропуска, а при выдаче частями в нем указываются сведения о каждой вывозимой в один прием партии.
Вместе с грузом получателю выдают все указанные в накладной приспособления и материалы, применявшиеся для его крепления, двухъярусной погрузки и т.д. Грузополучатель должен вывезти также подстилочные, упаковочные и утеплительные материалы, которые следовали с грузом. При вывозе груза с грузового района проверяется приемосдаточный акт, накладная и пропуск. Пропуск отбирают при вывозе последней партии груза, а накладная остается у получателя, который затем ее передает в бухгалтерию своего предприятия.
Последовательность операций по выдаче груза приведена в таблице 16.1.
Статьей 41 Устава установлены случаи, при которых перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест. В первую очередь это касается выдачи из вагонов, контейнеров, грузов, погрузка которых обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.
Кроме того, обязательное участие перевозчика в выдаче груза установлено при неисправной перевозке, т.е. в случаях прибытия груза в неисправном (как в техническом, так и коммерческом отношении) вагоне, контейнере, а также вагоне, контейнере с поврежденными ЗПУ либо в опломбированном попутной железнодорожной станцией или станцией прибытия груза, в открытом подвижном составе с признаками недостачи, порчи, повреждения груза.
Участие перевозчика в выдаче груза с проверкой его состояния, массы и количества мест обязательно и в случае прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке в рефрижераторном вагоне.
Грузы, перевозимые навалом, насыпью (масса которых была определена взвешиванием) выдаются с проверкой массы, как правило, на весах того же типа, на каких она была определена при отправлении. При этом масса тары вагона принимается согласно трафарету на вагоне. При
наличии вагонных весов у грузополучателя разрешается производить взвешивание тары вагона. Грузы, масса которых при отправлении была определена по обмеру выдаются без проверки массы или с проверкой на вагонных весах. Тарно-штучные грузы, масса которых при отправлении была определена по стандарту и по трафарету, выдаются с проверкой количества мест в отправке и массы или количества единиц груза только в поврежденных местах. Картофель, капуста и другие овощи, бахчевые культуры, перевозимые навалом (в том числе в сетках), выдаются грузополучателю с проверкой их массы.
Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения
массы нетто такого груза, а также норму естественной убыли его массы.
По просьбе грузополучателя перевозчик может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест.
Наличие при выдаче груза на вагоне (контейнере) запорно-пломбировочного устройства таможенного органа не является основанием для проверки перевозчиком его состояния, массы и количества мест.
При проверке массы прибывшего в адрес грузополучателя груза на весовых приборах перевозчика с него взимается сбор за взвешивание в размере, указанном в Тарифном руководстве № 3.
Грузы, включенные в перечень (перевозка которых допускается без ЗПУ, но с обязательным наложением закрутки), выдаются без участия перевозчика. О выдаче груза без участия перевозчика станция по требованию грузополучателя обязана в графе «Отметки о выдаче груза» накладной сделать отметки, содержание которых изложено в Правилах выдачи грузов на железнодорожном транспорте. В этих же правилах приведено содержание отметок, которые делает станция назначения, в случаях, когда перевозчик выдает груз с проверкой согласно статье 41 Устава
Нормы естественной убыли устанавливаются согласно статье 41 Устава уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Нормы естественной убыли предусматривают различную величину естественно допустимого уменьшения массы с учетом свойств груза, характера упаковки, условий приема к перевозке, транспортировки, расстояния, времени года и районов страны, продолжительности перевозки.
Так, при перевозке свежих лимонов продолжительностью 1 сутки норма естественной убыли составляет 0,08 % от массы груза брутто, а при продолжительности перевозки 20 суток — 0,87 %. Размеры норм естественной убыли колеблются довольно в широких пределах, в зависимости от наименования груза. При перегрузке груза из вагона в вагон и перевалке с вагона в судно и обратно эти нормы увеличиваются на 30 %.
Нормы естественной убыли массы груза исчисляются от массы брутто грузов, перевозимых в таре и упаковке, и от массы нетто — без тары и упаковки. Погрешность измерений массы груза нетто зависит от метода и средства измерения массы нетто, величины самой массы груза и колеблется от ±0,2 до ±4,0 %.
В соответствии с договором перевозки перевозчик, как было сказано выше, обязан доставить груз по назначению и выдать его грузополучателю. Однако исполнение этих обязательств может стать невозможным вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению дальнейшей перевозки грузов и лишивших перевозчика возможности доставить их по назначению и выдать грузополучателю (ст. 46 Устава). При наличии таких обстоятельств перевозчик запрашивает получателя и отправителя грузов (багажа, грузобагажа) об их дальнейшей судьбе. Эти лица должны принять решение о том, как поступить с грузом, и в течение четырех суток после получения запроса сообщить о своем решении перевозчику. В случае непредставления решения в указанный срок перевозчик может возвратить груз, багаж, грузобагаж грузоотправителю, а при невозможности возврата — реализовать их. Такое же право предоставлено перевозчику и в случае непринятия грузоотправителями мер в отношении экспортных грузов, задержанных таможенными или иными органами, осуществляющими государственный контроль на пограничных и припортовых станциях. В этом случае решение в отношении таких грузов должно быть принято в течение 10 суток, а по скоропортящимся грузам — в течение 4 суток с момента получения от перевозчика извещения о задержке вагонов, контейнеров.
Кроме перечисленных случаев, подлежат реализации бездокументные грузы, а также грузы, считавшиеся утраченными, но прибывшие на станцию по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки (4 месяца со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении), если грузополучатель отказался от принятия груза или не предоставил в течение четырех суток с момента уведомления решение о судьбе груза. Перевозчик имеет право реализовать груз по истечении предельных сроков хранения и вывоза грузов.
Реализация грузов, багажа, грузобагажа перевозчиком — это вынужденная мера, которую он использует для возмещения своих расходов, связанных с нахождением в его распоряжении невостребованных грузов, багажа, грузобагажа (складирование, охрана и т.д.). Порядок реализации грузов, багажа и грузобагажа установлен Правилами реализации грузов, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте.
В случаях, если в соответствии с Уставом перевозчикам предоставлено право самостоятельно реализовывать грузы, их реализация осуществляется на основании решений перевозчиков. Реализация перевозчиками таких грузов осуществляется в соответствии с законодательством РК на условиях договоров купли-продажи, исходя из цены грузов, подтвержденной документами об уплате. При их отсутствии — исходя из цены, установленной соответствующим договором, либо, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Сумма, полученная перевозчиком за реализованные грузы, за вычетом причитающихся перевозчику платежей и затрат на реализацию, подлежит перечислению, указанному в перевозочных документах грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или грузоотправителю во всех остальных случаях. При невозможности перечислить указанную сумму по независящим от перевозчика причинам она по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета. Сумма, полученная перевозчиком за реализованные грузы в случае, если на указанные грузы отсутствуют документы, перечисляется на депозитный счет перевозчика для возмещения выплаченных им сумм за неприбывшие по назначению грузы. В случае невостребования грузоотправителем или грузополучателем указанной суммы она по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.