Хранение и выдача груза получателю

Прибывший в порт назначения и выгруженный на причалы или в склады порта груз хранится бесплатно в течение 1 суток, не считая дня прибытия. Дальнейшее его хранение оплачивает получатель.

Склады порта предназначены для накопления необходимой для загрузки судна партии груза, подготовки его к отправлению, приёма доставлен­ного судами груза и не рассчитаны на длительное его хранение. Поэтому правилами установлено, что прибывший груз должен быть принят получа­телем и вывезен со склада порта в сжатые сроки. Для скоропортящихся и опасных грузов предельный срок вывоза установлен 4…8 ,12…48 ч, а для всех остальных (кроме домашних вещей) - 5 сут. К получателям, нарушающим эти правила, могут быть применены материальные санкции. В частности, если из-за несвоевременного вывоза грузов склады порта оказываются переполненными и нормальная переработка грузов нарушается, перевозчик имеет право увеличить плату за хранение до пятикратного раз­мера. Кроме того, начальник порта может не вывезенные своевременно грузы передать для хранения в свободные и выделенные для этой цели склады, принадлежащие другим организациям.

Ответственность за последствия несвоевременного вывоза груза и за изменение его качества ложится на получателя.

Выдача получателю прибывшего в порт назначения груза завершает процесс перевозки и является важной заключительной операцией, которая означает, что договор перевозки выполнен. Это должно быть оформлено распиской получателя в дорожной ведомости.

Основным документом, подтверждающим право на получение груза, является грузовая квитанция. Получатель может передать свое право на по­лучение прибывшего груза другому лицу или организации. Передачу этого права оформляют переуступочной надписью на грузовой квитанции, что удостоверяет подписью руководитель и главный бухгалтер грузополучателя.

Если груз адресован предприятию, учреждению или организации, он может быть выдан и без предъявления грузовой квитанции. В этом случае лицо, уполномоченное получателем на прием прибывшего груза со склада порта, обязано представить порту надлежаще оформленную доверенность. Доверенность может быть разовой (на получение определенной отправки груза) и постоянной (на определенный срок). Разовую доверенность при­лагают к дорожной ведомости и вместе с отчетом о выдаче груза представля­ют перевозчику, постоянная - хранится у перевозчика, а ее копия находится у лица, которому она выдана.

До фактической выдачи груза перевозчик обязан проверить правильность начисления платежей и сборов за перевозку в пункте отправ­ления, начислить платежи и сборы, не полученные при отправлении и причитающиеся за работы и услуги, выполненные в пути и в пункте назначения. На основе этого расчета получатель выплачивает причита­ющиеся перевозчику суммы, после чего получает подлинную накладную на прибывший груз.

Иногда получатель вывозит груз не в тот день, когда он произвел расчеты за перевозку, а позднее, когда срок хранения груза истек. В та­ких случаях следует предварительно получить дополнительный сбор за хранение. Окончание выдачи груза фиксируют отметкой на обороте на­кладной, указывая дату выдачи, число мест, и массу выданного груза.

При получении груза со склада порта получатель имеет право потре­бовать проверку его массы. Груз, масса которого была определена в порту отправления, проверяют путем взвешивания всей партии или по желанию получателя — части ее. Груз, масса которого указана отпра­вителем, либо установлена ГОСТом и указана на грузовых местах, прове­ряют только в случаях повреждения пломб, нарушения защитной мар­кировки или наличия других признаков утраты, порчи или повреждения. При этом проверяют лишь массу поврежденных грузовых мест; если тара исправна, груз выдают по числу мест без проверки.

Для проверки содержимого по требованию получателя перевозчик обязан вскрыть поврежденные места груза или багажа, что оформляют ком­мерческим актом.

Факт выдачи груза получателю удостоверяется его распиской в дорожной ведо­мости.

РОЗЫСК И ДОСЫЛКА ГРУЗА

Вследствие ошибок или небрежности при маркировке, складирова­нии, погрузке или выгрузке груза, а также в результате неточного или неясного оформления транспортных документов иногда в порт назначе­ния поступает груз, на который нет сопровождающих транспортных до­кументов, или, наоборот, поступают документы, а груз отсутствует. Это значит, что в каком-то звене транспортного конвейера был допущен ком­мерческий брак, для устранения которого должны быть приняты необхо­димые меры.

Одним из наиболее распространенных видов коммерческого брака является засылка груза, т.е. доставка его не в тот пункт назначения, ко­торый указан в накладной.

На каждую обнаруженную засылку порт прибытия обязан составить коммерческий акт, а засланный неправильно груз вместе с транспортными документами и коммерческим актом направить в надлежащий пункт назна­чения.

Коммерческий акт составляют и в случае поступления груза без сопровождающих транспортных документов.

Если в порт поступили грузовые документы без груза, либо груз без доку­ментов, либо по документам прибыл груз, который полностью или частично относится к другой отправке, должен быть немедленно организован розыск груза или документов.

Розыск является одной из мер устранения коммерческого брака в слу­чаях: обнаружения утраты отдельных мест груза; наличия бездокументных мест груза или документов без груза; неприбытия груза после истечения установленного срока доставки; получения запросов грузовладельцев или других портов и железных дорог.

Задача розыска - установить, где и вследствие каких обстоятельств задержаны не прибывший в пункт назначения груз или документы на поступивший груз. Перевозчик обязан тщательно проверить на своих складах и по книгам прибытия грузов и ба­гажа, нет ли разыскиваемого по данной отправке груза или багажа. Если он не обнаружен, направляют запрос в порт отправления, который обязан в суточный срок ответить на запрос, где находится или когда и на каком судне отправлен разыскиваемый груз и по какой дорожной ведомости.

При обнаружении бездокументного груза или багажа перевозчик обязан установить наименование груза, а по марке - наименование порта отправ­ления и запросить этот порт, где находятся или когда и на каком судне отправлены грузовые документы. При необходимости направляют запросы на соответствующее судно, пункт перевалки, где по сообщению пункта отправления могут находиться разыскиваемые грузовые документы.

Таким же порядком производится розыск не прибывшего в установ­ленный срок груза в тех случаях, когда получатель предъявляет документы, удостоверяющие сдачу груза на перевозку.

Каждый случай розыска груза записывают в книге регистрации посту­пивших заявлений и запросов по розыску. Поступившим заявлениям на ро­зыск груза присваивают порядковые номера по книге, и под этими же номе­рами учитывают все запросы и переписку по розыску данной отправки груза.

Ответственность за правильную и своевременную организацию розыска груза несет порт назначения, который должен установить, где находится неприбывший груз, обеспечить его доставку получателю или убедиться в его утрате, если это подтверждается коммерческим актом.

Если в течение 15 дней принадлежность бездокументного груза не уста­новлена, груз подлежит реализации.

Требование получателя наложить на грузовую квитанцию штемпель о неприбытии груза, заявленное после 30 дней по истечении срока доставки груза (или 20 дней по истечении срока доставки багажа), а по грузам прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения — по истечении 4 месяцев после приема их к перевозке, должно быть принято перевозчиком для про­верки. Если в результате будет установлено, что требуемый груз прибыл и уже выдан (другому получателю по переадресовке, реализован как нево­стребованный или по другим обстоятельствам), на квитанции или заявле­нии получателя порт делает отметку, когда и кому выдан груз. Если груз не поступил, на квитанции или заявлении ставят календарный штемпель и организуют розыск.

Разысканные или засланные грузы должны быть немедленно отправ­лены в порт назначения.

Досылкой называется отправка части принятой на перевозку партии груза, которая не была отправлена по накладной вместе с основной партией.

Досылка груза возникает: когда принятую по одной накладной партию груза нельзя было погрузить на одно судно; при перевалке груза из крупного судна в судно малой грузоподъемности; в результате недосмотра работ­ников при передаче груза на судно, вследствие чего отдельные места груза остаются на складе порта отправления; когда отдельные грузовые места были ошибочно выгружены по пути следования груза.

Подлежащий досылке груз отправляют в адрес начальника порта и оформляют по досылочной дорожной ведомости, в которой указывают номер накладной основной отправки и наименование судна, на котором была отправлена основная партия груза.

Выдают груз по предъявлении получателем соответствующей наклад­ной на всю партию груза. Если на прибывший по досылочной ведомости груз был ранее составлен коммерческий акт, его получатель возвращает порту. При наличии в накладной отметки об удовлетворении претензии груз выдают после возврата получателем полученных по претензии сумм.

Наши рекомендации