Логистической цепи (ТЛЦ)»
ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ
Методические указания к практическим занятиям
на заочном факультете
Санкт-Петербург
УДК 656.2.073 (075.8)
ББК
В настоящее время методы и способы логистики находят широкое применение в теории и практике работы железнодорожного транспорта. В методических указаниях рассмотрены практические вопросы, изложенные в виде задач, относящиеся к области транспортной, складской, распределительной логистики.
Методические указания предназначены для практических занятий дисциплине «Основы логистики» для специальностей УПП, заочной формы обучения.
Учебное пособие разработали и составили:
Канд. техн. наук, ст. преп.Коровяковская Ю.В.,канд. техн. наук, доц.Коровяковский Е.К., канд. физ.-мат. наук, доц. Пимоненко М.М.
© Кафедра «Логистика и коммерческая работа» ГОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения», коллектив авторов 2010
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. | |
1. | Задача № 1 «Оптимизация взаимодействия звеньев транспортной логистической цепи (ТЛЦ)» | |
2. | Теория задачи 1 «Оптимизация взаимодействия звеньев транспортной логистической цепи (ТЛЦ)» | |
3. | Пример расчета задачи 1 «Оптимизация взаимодействия звеньев транспортной логистической цепи (ТЛЦ)» | |
4. | Задача №2 «Управление распределительной системой» | |
5. | Теория задача 2 «Управление распределительной системой» | |
6. | Пример расчета задачи 2 «Управление распределительной системой» | |
7. | Задача № 3 «Анализ материальных потоков и определение размеров площадей технологических участков склада» | |
8. | Теория задача 3 «Анализ материальных потоков и определение размеров площадей технологических участков склада» | |
9. | Пример расчета задачи 3 «Анализ материальных потоков и определение размеров площадей технологических участков склада» | |
10. | Задача № 4 «Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов» | |
11. | Теория задача 4 «Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов» | |
12. | Пример расчёта задачи 4 «Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов» | |
13. | Задача № 5 «Выбор наиболее рационального способа укладки грузовв транспортные пакеты» | |
14. | Теория задача 5 «Выбор наиболее рационального способа укладки грузов в транспортные пакеты» | |
15. | Пример расчёта задачи 5 «Выбор наиболее рационального способа укладки грузов в транспортные пакеты» | |
Список литературы |
Задача № 1 «Оптимизация взаимодействия звеньев транспортной
Логистической цепи (ТЛЦ)»
Исходные данные:
Вариант № | Qсут, т | Qтех1, т/ч | Qтех2, т/ч | Tа, ч | Kпрм1, у.е. | Kпрм2, у.е. | Sтлц, у.е. |
Qсут - суточный грузопоток, т;
Qтех1, Qтех2 - соответственно техническая производительность ПРМ на ГФ1 и ГФ2, т/час;
Tа - время работы автотранспорта по завозу-вывозу в течение суток, ч;
Kпрм1, Kпрм2 - стоимость одной ПРМ соответственно на ГФ1 и ГФ2, у.е.
Требуется:
Распределить суммарные ресурсы, выделенные на развитие логистической транспортной цепи Sтлц между двумя ее звеньями (ГФ1 и ГФ2) таким образом, чтобы минимизировать общее время Tгр на погрузочно-разгрузочные операции в данной цепи. На ГФ1 погрузочно-разгрузочные операции выполняются с вагонами и автомобилями, на ГФ2 – только с автомобилями.
Решение задачи производить методом направленного перебора для двух случаев. Интервалы приращения ресурсов S1 и S2 принять равными соответственно Kпрм1 и Kпрм2. Результаты расчетов свести в таблицы:
S1 | S2 | z1 | z2 | Tгр1 | Tгр2 | Tгр |
По результатам таблиц построить графики зависимостей Тгр = f (S1),
Тгр = f (S2). Сделать выводы.
Исходные данные берутся в соответствии с вариантом из таблицы 1.
Таблица 1 Исходные данные к задаче 1 | |||||||
№ вар | Qсут, т | Qтех1, т/ч | Qтех2, т/ч | Tа, ч | Kпрм1, у.е. | Kпрм2, у.е. | SТЛЦ |
Теория задачи 1 «Оптимизация взаимодействия звеньев транспортной
логистической цепи (ТЛЦ)»
Транспортно-логистическая цепь представляет собой совокупность перевозок грузов и перегрузочных складов, расположенных в пунктах взаимодействия разных видов транспорта (см. рисунок 1)
С1 | Т1 | С2 | Т2 | С3 | Т3 | Сn | ||||||
Рисунок 1. Пример транспортно-логистической цепи (ТЛЦ)
С точки зрения транспортной функции логистики в данной работе в качестве примера рассмотрены железнодорожный и автомобильный транспорт, участвующие в процессе распределения материальных потоков. Последовательная логистическая транспортная цепь (ТЛЦ) представлена в виде взаимодействующих звеньев.
Главным критерием оценки работы ТЛЦ является время доставки грузов. Задача состоит в том, чтобы таким образом распределить между звеньями ТЛЦ общие ресурсы, выделенные на оснащение данного объекта, чтобы минимизировать суммарное время доставки грузов.
В качестве расчетного примера рассмотрим достаточно простой случай, когда необходимо распределить средства между двумя звеньями ТЛЦ. В качестве первого выступает грузовой фронт на железнодорожной станции (ГФ1), а в качестве второго: грузовой фронт у грузополучателя (ГФ2) (рисунок 2).
ГФ 1 – железнодорожная станция ГФ2 – склад грузополучателя
Рисунок 2. Звенья транспортно-логистической цепи
На ГФ1 – погрузочно-разгрузочные операции выполняются с вагонами и автомобилями Тгр1, на ГФ2 – только с автомобилями Тгр2. Причем для упрощения расчетов время ожидания начала операций не учитываем.
Общее время Тгр на погрузочно-разгрузочные операции в данной ТЛЦ составляет:
Тгр = Тгр1 + Тгр2, (1)
, (2)
, (3)
где Qсут – суточный грузопоток, т;
Z1 и Z2 – соответственно количество погрузочно-разгрузочных машин (ПРМ) на ГФ1 и ГФ2;
Qтех1 и Qтех2 – соответственно техническая производительность ПРМ на ГФ1 и ГФ2, т/час;
Та – время работы автотранспорта по завозу – вывозу в течение суток, час;
Тгр1 – время погрузки-выгрузки на ГФ1;
Тгр2 - время погрузки-выгрузки на ГФ2;
- производительность автотранспорта в час, т/ч;
Z1Qтех1 – количество т/ч выполняемых всеми механизмами (максимально возможное) на ГФ1;
(Z1Qтех1 - ) – работа механизмов на железнодорожном траспорте.
Очевидно, что количество ПРМ Z1 1 и Z2 1.
В зависимости от выделяемых средств количество ПРМ может определяться по формуле:
, , (4)
где S1и S2 – доля средств, выделяемых соответственно на ГФ1 и ГФ2, у.е.;
Кпрм1 и Кпрм2 – стоимость одной ПРМ соответственно на ГФ1 и ГФ2, у.е.;
SТЛЦ S1 + S2 (5)
Задача состоит в распределении суммарных ресурсов, выделенных на развитие ТЛЦ SТЛЦ таким образом, чтобы минимизировать время Tгр. В данном случае применяется метод направленного перебора, то есть перебирают все возможные варианты распределения денежных ресурсов на работу ТЛЦ. Для этого рассчитывают 2 случая: первый случай – целенаправленно пошагово оснащают ГФ1 подъёмно-транспортным оборудованием (начиная с 1), с каждым шагом прибавляя по 1 единицы оборудования, тем самым выделяется количество денежных средств ровно по стоимости оборудования без остатка, в то время как на ГФ2 выделяются остатки от общей суммы SТЛЦ, и каждый раз производится пересчет времени Тгр1, Тгр2, Тгр. Второй случай – наоборот, оснащают ГФ2 суммой, необходимой для оснащения оборудованием без остатка, а на ГФ1 выделяются остатки от общей суммы SТЛЦ.
Результаты расчетов сводятся в таблицу для двух случаев. Форма таблицы приведена в таблице 2.
Таблица 2