Особенности собирания следов лакокрасочных материалов и покрытий
На местах происшествий обнаружение частиц ЛКП чаще всего производится в местах возможного контакта окрашенных предметов с другими элементами вещной обстановки места происшествия:
• по делам о ДТП - на поверхности транспортных средств, предметов, с которыми они могли контактировать (на деревьях, столбах, строительных конструкциях, одежде пострадавших и т.д.), а также на дорожном покрытии;
• по делам, связанным со взломом преград, - в следах орудий взлома, на поверхности предполагаемых орудий взлома, на полу у взламываемых объектов и пр.
Поиск частиц ЛКП следует начинать с тех мест, которые могут прежде всего пострадать от действий членов следственно-оперативной группы в ходе осмотра места происшествия - на дорожном покрытии и поверхности пола. Поиск производится при хорошем дневном или достаточно ярком искусственном освещении визуально и при помощи лупы до 8х. При необходимости обработки значительных площадей целесообразно использовать небольшой пылесос (автомобильный) со встроенным сменным фильтром из капроновой ткани.
Обнаруживаемые частицы ЛКП фиксируются в протоколе осмотра места происшествия подробным описанием с указанием цвета (цветов отдельных слоев многослойных частиц), количества обнаруженных частиц, локализации и конфигурации зон обнаружения на предмете-носителе. Последние две характеристики могут быть зарисованы на схеме или сфотографированы. Обязательно фиксируют характеристику взаимодействия частиц ЛКП (ЛКМ) с материалом предмета-носителя (см. ниже). Данные частицы изымаются при помощи препаровальных игл, скальпелей, пинцетов таким образом, чтобы не нарушить сохранности краев частиц ЛКП для их возможного последующего трасологического исследования и упаковываются в бумажные или полиэтиленовые пакетики. Ни в коем случае для изъятия и упаковки частиц ЛКП нельзя использовать дактилоскопические пленки и липкие ленты, поскольку в этом случае происходит изменение их формы, набухание и изменение химического состава.
При обнаружении наслоений ЛКП на различных предметах не следует отделять их от следовоспринимающей поверхности: с места происшествия изымаются сами предметы или их выпиленные, вырезанные или отколотые фрагменты, которые упаковываются в бумагу или полиэтилен. Изъятие наслоений ЛКП отдельно от объекта или его части допускается лишь в двух случаях: при невозможности изъятия объекта либо при угрозе утраты микрочастиц при их транспортировке.
Поиск частиц постороннего ЛКП на поверхности транспортного средства проводится визуальным осмотром и при помощи лупы до 8х при хорошем, желательно дневном, освещении и выполняется одновременно с фиксацией повреждений, имеющихся на ТС, предварительной дифференциацией контактных следов на статические и динамические с фиксацией их формы, размеров, количества, направления в пространстве, топографии, расстояния от них до дорожного покрытия.
Только после выявления, фиксации, исследования и оценки признаков механизма образования следа производится изъятие вещества следа-наслоения в виде соскобов с мест повреждений, а при отсутствии последних - с наиболее вероятных мест взаимодействия. Наряду с этим отбираются образцы ЛКП с мест, непосредственно примыкающих к повреждениям, на которых наслоения посторонних ЛКП отсутствуют. Для последующего проведения идентификационных исследований по ДТП, предположительный механизм которых не совсем ясен, изъятие и упаковку сравнительных образцов производят отдельно с каждой съемной детали (правых и левых крыльев, вех дверей и т.д.). Сравнительные образцы следует изымать путем отслоения или вырезания кусочков ЛКП острым режущим инструментом (скальпелем) на всю глубину покрытия до подложки для получения сколов площадью 10.. .20 мм2 и более.
Поиск частиц постороннего ЛКП на предметах или их фрагментах со следами орудия взлома производится визуально и при помощи микроскопа при увеличении до 90х. При этом поиск наслоившихся частиц постороннего ЛКП производится одновременно с поиском наслоений иной природы. При этом отмечается наличие частиц постороннего ЛКП, их характеристика и локализация, состояние ЛКП самого предмета с окрашенной поверхностью, нарушение его целостности, следы отделения ЛКП и материала подложки и их локализация, и лишь после фиксации исходного состояния производится отделение частиц постороннего ЛКП для их последующего исследования.
Осмотр одежды также производится визуально при помощи лупы и микроскопа при увеличении до 90х на покрытом белой бумагой столе с хорошим освещением. При этом обращается внимание на наличие следов-наслоений ЛКП, их локализацию (строго определенное расположение следа на поверхности воспринимающего объекта) и топографию (расположение элементов следа), решается, не отображают ли они конструктивные особенности детали следообразующего объекта, например деталей ТС (окрашенных бампера, ободка фары, решетки радиатора), определяются признаки механизма их образования, а также их взаиморасположение с другими следами на одежде, в том числе с повреждениями ткани (разрывы, потертости и пр.).
Следует отметить, что при отправлении потерпевшего в больницу или морг его одежда должна быть изъята в кратчайшие сроки. Предметы одежды упаковываются каждый в отдельности, в чистую гладкую бумагу, наружной стороной внутрь. Упаковку необходимо производить без встряхиваний с наименьшим количеством операций, чтобы не потерять микрочастиц, находящихся на одежде.
При фиксации обнаруженных следов ЛКП в ротоколе следственного действия принципиально важно правильно их определить в соответствии с существующей классификацией.
Все следы ЛКП можно подразделить на следы наслоения и отделения.
След-наслоение определяет изменение свойств поверхности воспринимающего объекта за счет привнесения и закрепления на ней частиц другого ЛКП или ЛКМ под действием механических сил. Разновидности следов-наслоений: притер-тость, внедрение.
След-притертость образуется при закреплении твердых частиц на поверхности объекта. Частицы при этом имеют стружкообразную форму либо рифленую поверхность.
Следы-внедрения образуются при контактном взаимодействии следовоспринимающей поверхности с не до конца от-вержденным ЛКМ. При этом происходит проникновение (диффузия) ЛКМ внутрь объекта.
Следы-отделения определяют изменение свойств ЛКП за счет отделения и уноса части его материала под действием механических сил. Разновидностями следов-отделений являются: отслоения, стертости, сколы, царапины, задиры, потертости.
Следы-отслоения образуются при перемещении воспринимающего и образующего объектов под углом, близким к прямому, иногда имеющие четко выраженные пространственные границы и в ряде случаев отражающие форму (размеры) следо-образующей части воздействовавшего предмета.
Следы-сколы образуются в результате действия острой кромки части следообразующего предмета, которая перемещается относительно поверхности воспринимающего объекта под углом, отличающимся от прямого.
Царапины образуются при скользящем соударении твердой острой детали воздействующего объекта с окрашенной поверхностью следовоспринимающего предмета, относятся к линейным динамическим следам.
Потертости - нарушения целостности поверхностного слоя покрытия за счет частичного удаления его вещества при касательном соприкосновении с объектом, имеющим менее жесткую поверхность (например, с тканью одежды).