Характеристика различных типов портфолио
Тип портфолио | Общая характеристика | Преимущества | Ограничения в использовании |
Портфолио документов | Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений | Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. | Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса профессионального и личностного развития студента, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т. п. |
Портфолио работ | Собрание личных достижений студента, которое показывает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами. Объединяет различные творческие и проектные работы студента, содержит описание основных форм и направлений его учебной, исследовательской и творческой активности (участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.) Оформляется в виде творческой папки с приложениями работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. | Предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ в рамках избранной специальности и др. Дает широкое представление о динамике учебной, исследовательской и творческой активности студента, выраженности его профессиональной направленности, уровне его профессиональной компетентности | Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг студента в качестве суммарной составляющей. |
Портфолио отзывов | Включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, научным руководителем, куратором, возможно однокурсниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента к своей конкретной деятельности и ее результатам. Представляется в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее. | Возможность включить механизмы самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и профессиональной деятельностью. | Сложность формализации и учета собранной информации. |
Кроме того, в практике вузовского обучения могут быть использованы такие типы портфолио, как «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости студента и отражающая его учебные, исследовательские и творческие успехи. Такое портфолио предъявляется как результат освоения учебной дисциплины, а итоговое портфолио за все годы обучения – как квалификационный результат творческого и научного развития на государственном экзамене по специальности. Второй тип – рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития студента, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: публикации, эссе, рефераты, зачетные и курсовые работы в течение определенного срока. Такое портфолио позволяет усилить глубину научного исследования выпускной квалификационной работы. Третий тип портфолио – проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научно-исследовательской работы, подготовкой к выступлению на конференции. Четвертый тип портфолио – тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов – обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания высшего учебного заведения. Портфолио – индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые в виде конкретного продукта представляют образовательные и профессиональные результаты и достижение студента; характеризуют способы анализа и планирования своей образовательной деятельности и профессиональной карьеры, которыми он владеет.
Можно выделить общие и специфические составляющие использования портфолио в вузе. В общем виде портфолио предназначено для того, чтобы наиболее полно раскрыть внутренний потенциал студента, мотивировать его на развитие своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности.
Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной стороны, в его использовании заинтересованы преподаватели и студенты вуза, с другой стороны – потенциальные работодатели:
Специфика использования портфолио появляется в связи с особенностями его типа. Например, портфолио студентов дополнительной специализации предназначено для презентации индивидуального образовательного движения студентов специализации лицам, заинтересованным в успешных выпускниках программы. Среди них могут быть разработчики и преподаватели программы специализации, потенциальные работодатели, представители партнерских образовательных организаций, предлагающие аналогичные программы для параллельного или последующего обучения.
Алгоритм реализации технологии портфолио включает следующие этапы:
Этап 1. Мотивация и целеполагание студента по созданию портфолио. На данном этапе необходимо определить, кто станет субъектом (владельцем) портфолио-продукта, а кто – субъектом
(организатором) портфолио-технологии. В чем их интерес? Каких результатов ожидает каждая заинтересованная сторона? Каков в связи с этим будет их вклад? Формы работы при этом могут быть разными. Например, рассмотрение перечисленных выше вопросов на заседании кафедры, на совещании при декане, ректоре, на научно-методическом совете вуза, на проектном семинаре с участием профессорско-преподавательского состава и управленцев. Эта работа может быть проведена на оргсобрании группы, на семинарском
занятии для студентов отдельно взятой специальности или целого факультета в рамках спецкурса по управлению профессиональным развитием.
Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио. Структура портфолио должна быть адекватна целям его создания и использования. Предпочтительными формами работы на этом этапе являются те, которые предполагают совместную деятельность студентов, преподавателей, работодателей по поиску, обсуждению и разработке проекта структуры будущего портфолио. Это, например, проектные семинары, на которых должна быть обеспечена возможность для использования таких внешних ресурсов, как поиск в Internet, участие экспертов и консультантов, знакомых с практикой использования портфолио.
Этап 3.Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов портфолио. На данном этапе необходимо наметить организационный план работы, обеспечивающей поиск, сбор и оформление необходимых материалов. План должен содержать сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. На этом этапе могут обнаружиться избыточность разработанной ранее структуры и некоторые ограничения, связанные со сроками, возможностью достать какие-то материалы и т. д. Поэтому до начала сбора материалов уместна корректировка первоначального проекта структуры будущего портфолио. Прежде чем приступать к непосредственному сбору и оформлению материалов по разработанной структуре, необходимо определиться с требованиями к качеству создаваемого продукта.
При выработке критериев для оценивания материалов портфолио необходимо придерживаться трех основных принципов:
- принцип обеспечения полноты оценивания, с позиций которого параметры и критерии оценивания вырабатываются на основе уже имеющихся в культуре представлений о качестве портфолио-продукта и собственного творческого вклада участников создания портфолио, необходимого для полноты оценивания;
- принцип совместной деятельности, который предполагает выработку системы оценивания (процедуры и критерии оценки) в процессе совместного обсуждения всех сторон и участников, заинтересованных в успешных результатах использования портфолио-технологии;
- принцип цикличности деятельности, сущность которого
заключается в том, что совместная деятельность по выработке критериев оценивания циклически встраивается в два такта портфолио-технологии: проба по созданию и использованию портфолио и оценка работы,
Этап 4. Сбор и оформление материалов.Сбор материалов для портфолио осуществляется в соответствии с составленным на предыдущем этапе планом. При формировании портфолио важно обратить внимание его на разделы и рубрики. Оформление портфолио целиком и полностью зависит от избранной структуризации материала.
Вслед за титульным листом рекомендуется расположить содержание-рубрикатор портфолио, включающий в себя теоретические материалы (фрагменты из научных и публицистических трудов, исследующих тему портфолио), практические материалы (фрагменты из научных и публицистических трудов, отражающих тему портфолио), материалы саморефлексии (записи о ходе формирования портфолио, трудностях, связанных со сбором материала), список научной литературы.
Каждый раздел-рубрику рекомендуется снабдить подразделами, отражающими географический, хронологический, проблемный или иной подход к формированию портфолио. Кроме того, в портфолио можно включить материалы, отражающие личные учебные, научные и творческие достижения по теме портфолио (конспекты лекций и первоисточников, рефераты, эссе, материалы к курсовым работам; доклады, стендовые выступления на семинарах и конференциях; авторские публицистические материалы и рабочие записи). При оформлении библиографического списка в обязательном порядке соблюдаются требования ГОСТа.
Титульный лист портфолио подписывается автором исследования, подтверждающим завершенность труда, и научным руководителем, подтверждающим возможность публичной защиты предпринятого исследования. Объем портфолио не регламентируется. Однако не стоит формализовать отношение к выполнению задания по сбору портфолио и искусственно занижать его объем.
При отборе материалов и структуризации портфолио важную роль играет рефлексия студентов, суть которой в фиксации успехов и трудностей, возникающих при организации работы над портфолио. Рефлексия направлена на выявление так называемых точек опоры – уже имеющихся знаний, умений, навыков, которые позволяют добиваться успехов в выполняемой деятельности, и точек роста – дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов. Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет зафиксировать достижения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности, в частности, в формировании его компетенций. Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы как групповая и индивидуальная работа студентов над портфолио; обсуждение на семинарских занятиях; проведение письменных работы (эссе, ответы на вопросы по методу неоконченных предложений, психологическое тестирование и т. п.); тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио.
Этап 5. Пробы в презентации портфолио.Данный этап включает рефлексию и самооценку деятельности на заключительном этапе работы над портфолио. Пробы презентации портфолио могут быть осуществлены в рамках семинарских занятий, заседаний студенческих научных обществ, тренингов и консультаций по формированию необходимых знаний и навыков студентов по созданию и презентации портфолио. Кроме того, на этом этапе происходит окончательная доработка и уточнение критериев оценивания портфолио.
Этап 6. Презентация и оценка портфолио.Презентация – это представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию. Поскольку цель создания портфолио – оценка результатов самостоятельной работы студентов, поле диагностики усвоенного материала, то оно может быть полезно студентам, как: инструменты (средства), используемые при обсуждении с однокурсниками и преподавателем проблем, поставленных на лекциях и семинарских занятиях; возможность рефлексии собственной работы; документ, отражающий развитие студента в ходе усвоения материала; возможность внедрения «неличного» опыта в собственную практику.
Презентация является итоговым, но не финальным действием в рамках портфолио-технологии, так как кроме готового портфолио-продукта в виде папки с материалами могут быть получены и другие результаты работы, не менее значимые для его владельца и других участников. Рефлексия деятельности на этапе позволяет перевести результаты практической деятельности в опыт для его дальнейшего использования
Защита портфолио может быть публичной или индивидуальной.
Если защита проходит публично, то необходимо подготовить доклад по теме портфолио на 10–15 минут. В докладе отражается ход работы над созданием портфолио, аргументируется выбранный тип сбора материала (хронологический, географический, проблемный или иной), раскрывается принцип отбора материала в портфолио, сообщаются основные результаты исследовательской деятельности, резюмируется итоговый вывод. При индивидуальной защите портфолио преподаватель – научный руководитель – избирает форму свободного общения на тему портфолио. Студент, пользуясь собранным материалом, демонстрирует умелое применение результатов исследовательской деятельности при ответе на вопросы. Быстрая ориентация в структуре работы и свободное цитирование имеющихся в портфолио документов характеризует самостоятельность
выполнения работы, осознанность накопленного материала.
В каждом конкретном случае создания и использования портфолио необходимо разрабатывать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его
использования.
Таблица 10