Характеристика различных типов урока

Тема 10. Урок как основная форма организации обучения

Понятие урока как формы обучения

Урок- организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный)

Признаки урока как основной формы организации обучения:постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Структура урока

Структура урока - состав элементов, их определенная последовательность и взаимосвязи между ними. Каждый урок складывается из определенных звеньев, этапов, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях.

Структура урока зависит: от содержания учебного материала; от дидактической цели (или целей) урока; возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Классификация уроков (Б. П. Есипов)

Классификация по ведущей дидактической цели и месту урока в системе форм организации обучения: комбинированные или смешанные уроки; уроки по ознакомлению с новым материалом; уроки закрепления и повторения знаний; уроки, обобщения и систематизации изученного; уроки выработки и закрепления умений и навыков; уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Характеристика различных типов урока

Тип урока Характеристика Этапы урока
Обязательными элементами всех типов уроков являются: · организационный этап · подведение итогов урока
Комбинированный (смешанный) Сложная структура комбинирует различные виды учебной работы, сочетает сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. · Проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; · первичная проверка усвоения; · закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; · повторение ранее изученного в виде беседы; · проверка и оценка знаний учащихся; · задание на дом
Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний Содержание урока - новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. · Повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; · объяснение учителем нового материала и работа с учебником; · проверка понимания и первичное закрепление знаний; · задание на дом
Урок закрепления знаний Содержание учебной работы - вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. · Проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; · проверка выполнения заданий; · задание на дом.
Урок выработки и закрепления умений и навыков. Обучение применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. · Воспроизведение теоретических знаний; · выполнение практических заданий и упражнений; · проверка выполнения самостоятельных работ; · задание на дом.
Обобщающий урок (обобщения и систематизации знаний). Систематизируются наиболее существенные вопросы из пройденного материала, восполняются пробелы в знаниях и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. · Обязательные элементы - вступление и заключение учителя. · Повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.
Уроки проверки (контрольные) Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. · Требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. · Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.  

При подготовке и проведении урока учителю необходимо соблюдать требования к нему.

Наши рекомендации