Основные этапы развития систем качества
Хорошо известно, что в России организационные структуры управления, как правило, имеют иерархический характер, где управление происходит сверху вниз. Однако эти структуры с «начальник — подчиненный (исполнитель)» плохо соответствуют целям управления качеством.
Системы управления 20 века препятствуют развитию горизонтальных процессов управления, в то время как реальные процессы создания изделий (продукции) носят явно выраженный горизонтальный характер.
Современная философия управления качеством уделяет большое внимание как горизонтальным процессам управления качеством (например, процессы, проходящие по линии «маркетолог — конструктор — технолог — производственник — испытатель — торговец»), так и вертикальным процессам, для которых характерно не только направление сверху вниз, но и снизу вверх (знаменитые кружки качества).
Для того, чтобы документированная система качества заработала, нужно:
• использовать средства мотивации для персонала;
• обучать его как по профессиональным вопросам, так и по вопросам менеджмента качества;
• выстроить правильные отношения с потребителями;
• научиться так управлять поставщиками, чтобы вовремя получать от них необходимую продукцию заранее установленного качества.
В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества.
1. Первая звезда (качество, как соответствие стандартам) соответствует начальным этапам системного подхода, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов.
2. Вторая звезда (качество, как соответствие стандартам и стабильности процессов).
В 1924г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз (ныне корпорация AT&T) была создана группа под руководством Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Шухартом и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г.Ф. Доджем и Г.Г. Ромингом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии, благодаря Э. Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали существенное влияние на экономическую революцию в этой стране1.
3. Третья звезда (качество продуктов, процессов, деятельности, как соответсвие рыночным требованиям). В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством — TQC. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC (буква S означает Statistical — статистический).
4. Четвертая звезда (качество, как удовлетворение требований и потребностей потребителей). В 1970—1980 годы начался переход от всеобщего управления качеством к всеобщему менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества — стандарты ИСО 9000.
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе — улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам — точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин — «постоянное улучшение качества» (quality improvement).
5. Пятая звезда (качество, как удовлетворение требований и потребностей служащих, потребителей, общества и владельцев ). В 1990-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.
Так, большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. — вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». И хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.
Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству — это главное достижение этапа, обозначенного пятой звездой.