Основные участники сертификации систем качества. Структура Регистра систем качества

Л.6 Сертификация систем менеджмента качества

1.Основные участники сертификации систем качества. Структура Регистра систем качества

2. Функции и полномочия основных участников сертификации

3. Нормативно-методическая основа Регистра ССК

4. Порядок проведения сертификации систем менеджмента качества

Основные участники сертификации систем качества. Структура Регистра систем качества

Разработка Международных стандартов ИСО серии 9000 создала единую нормативную базу для сертификации систем качества во мно­гих странах. По оценкам экспертов в мире сегодня сертифицировано ПО ИСО 9001, свыше 500 тыс. компаний и фирм. К проведению сертификации систем качества западные ком­пании побуждают такие факторы, как стремление к повышению кон­курентоспособности, требования заказчика (потребителя), льготное кредитование и страхование, возможность получения госзаказа, улуч­шения качества продукции и работ, сокращение издержек, а также сокращение аудиторских проверок потребителем.

Эффективность работы предприятий, внедривших систему ка­чества по ИСО 9000, как правило, в 2—3 раза выше, чем у их конку­рентов, не использующих эту систему.

В 1995 г. Госстандарт принял Программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ. Была разработана и принята «Система сертификации систем качества», которая получила название «Регистр систем качества».

Регистр — это сис­тема добровольной сертификации, однако она является составной частью государственной системы сертификации ГОСТ Р,

Решение о введении смк в государственную Систему ГОСТ Р объясняется известностью Системы сертифика­ции ГОСТ Р в том числе за рубежом, где ее сертификат и знак соответствия находят признание. Знак соответствия Регистра сис­тем качества аналогичен знаку Системы ГОСТ Р (см. рис. 1.2). Он отличается лишь записью «Регистр» над знаком системы и ука­занием номера стандарта ИСО под знаком.

Регистр организован в соответствии с действующим законода­тельством, правилами по сертификации и государственными нор­мативными документами РФ, а также европейскими и международ­ными правилами и нормами в области сертификации систем каче­ства. Основными направлениями деятельности Регистра являются: сертификация систем качества; инспек­ционный контроль за сертифицированными системами качества; международное сотрудничество в интересах вза­имного признания сертификатов на системы качества.

Регистр систем качества Государственного комитета по техническому регулированию и метрологии - представляет собой систему сертификации, построенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правилами по сертификации, Федеральным агентством по техническому регулированию, а также международными нормами и правилами в области сертификации систем качества (стандарты семейства ИСО 9000, Руководства ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 62).

ЦЕЛИ РЕГИСТРА СИСТЕМ КАЧЕСТВА:

• формирование и реализация политики в области сертификации систем качества (СК);

• удовлетворение потребностей организаций в сертификации СК в интересах повышения конкурентоспособности продукции, расширения и завоевания рынков сбыта и др.;

• обеспечение работ по сертификации СК при сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ Р;

• гармонизация деятельности по сертификации СК с международными нормами и правилами.

Структура Регистра систем качества Системы сертификации ГОС I Р приведена на рис. 6.1.

В функции Государственного комитета по техническому регулированию и метрологиивходит: принятие принципиальных решений о дальнейшем развитии Регистра; рассмотрение основных правил и принципов функционирования Регистра; контроль за его деятельностью; участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).

Функции ГКТРМ:

• утверждает структуру Регистра;

• принимает принципиальные решения о развитии Регистра;

• рассматривает и утверждает основополагающие нормативно-методические документы Регистра, основные принципы и правила его функционирования;

• контролирует деятельность Регистра, участвует в совершенст­вовании его структуры и функционирования;

• рассматривает вопросы в Комиссии по апелляциям.

Технический центр Регистраорганизует, проводит и контролирует сертификацию систем качества; участвует в инспекционном контроле; ведет Реестр сертифицированных систем качества; приостанавливает или аннулирует действие сертификатов; занимается информационным обеспечением с зарубежными организациями.

Технический центр Регистра:

• организует, проводит и контролирует работы в области сертификации систем качества;

• участвует в инспекционном контроле за сертифицированным системами качества;

• ведет официальный Реестр сертифицированных систем качества Регистра;

• участвует в аккредитации экспертов и.органов по сертифи­кации систем качества;

• участвует в инспекционном контроле органов по сертификации систем качества

• контролирует и координирует работу по развитию серти­фикации систем качества (в том числе нормативной базы, сети органов и др.);

• приостанавливает или аннулирует действие сертификатов со­ответствия систем качества по представлению органа по сертификации;

• аннулирует регистрацию сертифицированных систем качества по представлению органа по сертификации;

• организует публикацию официальной информации о зарегист­рированных системах качества;

• осуществляет сбор и анализ информации, формирование банка данных по вопросам сертификации систем качества;

• пропагандирует и распространяет научно-технические знания в области сертификации систем качества;

• проводит анализ деятельности Регистра и разрабатывает пред­ложения по развитию и совершенствованию его функционирования;

• устанавливает контакты и взаимодействует с национальными и международными организациями по вопросам сертификации систем качества, организует совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию России со­трудничество органов по сертификации с международными организациями.

Совет по сертификации систем качества имей статус совещательного органа, который разрабатывает предложении для принятия решений, касающихся работы Регистра. Он состоит из специалистов заинтересованных организаций.

Совет по сертификации систем качества:

• формирует предложения по основным принципам и правилам функционирования Регистра, разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности участников Системы;

• рассматривает проекты документов в области сертификации систем качества, готовит предложения по их совер­шенствованию;

• рассматривает и готовит рекомендации по направлениям международного сотрудничества в области сертификации систем качества и производств.

Комиссия по апелляциямсоздается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникновения необходимости: Рассматривает спорные ситуации ССК иП

Основные участники сертификации систем качества. Структура Регистра систем качества - student2.ru

Рис . 6.1. Структура Регистра системы качества Системы сертификации ГОСТ Р

Научно-методический комитет Регистраразрабатывает нормативные и методические документы; участвует в работе Совета по сертификации систем качества, а также в работе Комиссии по апелля­циям; формирует банк данных и банк нормативных документов.

Научно-методический комитет Регистра:

• разрабатывает нормативные и методические документы;

• участвует в работе Совета по сертификации систем качества, Комиссии по апелляциям, взаимодействует с Тех­ническим центром Регистра;

• осуществляет сбор и анализ информации, формирует банк Данных и банк нормативных документов по вопросам сертификации систем Качества;

· совместно с Госстандартом России устанавливает контакты и

взаимодействует с национальными и международными Организациями по методическим вопросам сертификации систем качества;

· разрабатывает учебные программы для экспертов по сертификации систем качества

Органы по сертификации систем качества прово­дят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществляют инс­пекционный контроль; ведут методическую работу:

· осуществляют подтверждение соответствия СК;

· оформляют результаты сертификации;

· осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными системами качества;

· обеспечивают проведение работ по сертификации в соответ­ствии с требованиями нормативных документов Регистра;

· разрабатывают, документы системы качества своих органов и рабочие процедуры (методики и т.п.);

· совершенствуют системы качества органов по сертификации;

· обеспечивают повышение профессионального мастерства экспертов

· взаимодействуют с Техническим центром Регистра, Научно- методическим комитетом Регистра, Комиссией по апелляциям Регистра и другими организациями, ведущими работы в области сертификации. .

Определения

Система сертификации - система, обладающая собственными

правилами процедуры и управления для проведения сертификации.

Орган по сертификации - орган, проводящий

сертификацию (определенной продукции или услуги).

Аккредитация (органа по сертификации) - официальное

признание полномочным (авторитетным) органом компетентности

(способности) организации выполнять конкретные работы по сертификации

в определенной (заявленной) области.

Система аккредитации - система, обладающая собственными

правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации

объектов.

Аккредитующий орган - орган, который управляет системой

аккредитации и проводит аккредитацию организаций (являющихся объектами

аккредитации в управляемой им системе аккредитации).

Критерии аккредитации (органов по сертификации) -

требования, используемые аккредитующим органом, которым должна

отвечать организация, чтобы быть аккредитованной (в качестве органа по

сертификации).

Область аккредитации (органа по сертификации) - одна работа

или несколько работ, на выполнение которых аккредитована конкретная

организация (орган по сертификации).

Примечание. Область аккредитации оформляется соответствующим

документом, определяющим виды продукции или услуг; контролируемые

(подтверждаемые) при сертификации требования; стандарты и другие

нормативные документы, содержащие эти требования, методы контроля и

испытаний.

Аттестат аккредитации (органа по сертификации) - документ,

выданный аккредитующим органом и подтверждающий факт официального

признания компетентности органа по сертификации продукции и (или)

услуг в определенной области деятельности (области аккредитации).

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам

системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной

продукции или услуги установленным требованиям.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном

порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе

сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции

или услуги установленным требованиям.

Заявитель (сертификации) - организация или лицо,

добивающиеся получения сертификата соответствия и представившие об

этом письменную заявку в орган по сертификации.

Наши рекомендации