Пассажиропотоки. Выбор назначений и расчет числа пассажирских поездов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
Организация пассажирского движения
Содержание
Введение
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДАЛЬНЕГО И МЕСТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
1.1 Пассажиропотоки. Выбор назначений и расчет числа пассажирских поездов.
1.2Расчет времени хода и оборота составов.
1.3 Построение схематического графика движения поездов и оборота пассажирских составов.
1.4 Технология обработки поездов и составов на станциях.
1.5 Показатели дальнего и местного пассажирского движения.
1.5.1 Количественные.
1.5.2 Качественные.
2. ПРИГОРОДНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
2.1 Расчет густоты пригородных пассажиропотоков между станциями и остановочными пунктами пригородного участка.
2.2 Расчет размеров движения пригородных поездов. Выбор числа зон и мест расположения зонных станций.
2.3. Распределение пригородных поездов по часам суток.
2.4 Определение времени хода и оборота пригородных составов.
2.5 Технология обработки составов пригородных поездов.
2.6 Построение графика движения поездов и оборота электропоездов на пригородном участке.
2.7 Показатели пригородного движения.
2.7.1 Количественные.
2.7.2 Качественные.
Список литературы.
Введение.
Пассажирский транспорт имеет большое социально-экономическое значение, т.к. играет важную роль в жизнеобеспечении общества. Пассажирские перевозки выполняют многие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной. Оптимальный радиус действия каждого из них зависит от многих факторов. Главной задачей этих перевозок является максимальное удовлетворение спроса населения на них при рациональном и экономичном использовании технических средств.
Пассажиры, исходя из своих соображений, по-разному оценивают достоинства и недостатки того или иного вида транспорта. В первую очередь это касается безопасности, надежности, регулярности, стоимости проезда, условий передвижения (удобство, комфорт), скорости и затрат времени на доставку к месту назначения. Конкуренция транспортных услуг вынуждает постоянно совершенствовать транспортные средства.
В настоящее время железнодорожные пассажирские перевозки по ряду причин в нашей стране являются убыточными. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед железнодорожниками, является снижение их убыточности за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости с учетом улучшения организации и функционирования всех подразделений при условии увеличения доходов железных дорог. Решение этой задачи наряду с повышением качества перевозок и расширением ассортимента услуг будет способствовать увеличению числа пассажиров и даст возможность железным дорогам обеспечить свое конкурентоспособное положение на транспортном рынке.
В плановом управлении народным хозяйством страны главные задачи транспортным предприятиям ставились более высокими структурами и сводились к добросовестному выполнению поставленных свыше плановых заданий и рациональному использованию выделяемых для этого ресурсов.
В условиях рыночных отношений необходимо, чтобы предприятия сами, без подсказок сверху, выбирали нужные средства для приобретения достаточных ресурсов с целью обеспечения своего экономичного функционирования и эффективного развития. Осуществить это возможно лишь при достаточном числе потребителей на транспортную продукцию и сопутствующие услуги.
Организация дальнего и местного пассажирского движения.
Пассажиропотоки. Выбор назначений и расчет числа пассажирских поездов.
Для наиболее рациональной организации перевозок с учетом особенностей различных групп пассажиров пассажиропотоки делятся на четыре основные категории:
1) прямого сообщения, следующие в пределах двух и более дорог;
2) местного сообщения - в пределах одной дороги на расстояние,
выходящее за границы пригородной зоны;
3) пригородного сообщения;
4) внутригородские, а также следующие до аэропортов и прочие.
В зависимости от дальности следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:
дальние, следующие на расстояние свыше 700 км;
местные - расстояние обращения от 150 до 700 км;
пригородные - до 150 км.
В зависимости от скорости движения и комфортабельности дальние и местные поезда подразделяются на пассажирские, скорые, повышенной скорости и высокоскоростные.
Пассажирские поезда обращаются между крупными населенными пунктами, обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами, и имеют остановки на участковых и промежуточных станциях.
Выбор назначений и расчет размеров движения скорых и пассажирских поездов производится с использованием значений прогнозируемых пассажиропотоков. В соответствии с количеством вагонов устанавливается композиция состава и определяется его вместимость. Под композицией понимают число загонов разного рода (мягких, микстов, купейных, плацкартных и др.) и порядок их размещения в составе.
С учетом суточной неравномерности пассажиропотоков среднюю вместимость состава можно принять равной 0,9-0,95 от расчетной.
Освоение плановых пассажиропотоков прямого и местного сообщения может осуществляться следующими размерами движения:
поездами ежедневного обращения (один и более поездов в сутки);
поездами периодического обращения с отправлением по нечетным (четным) числам или определенным дням недели;
беспересадочными вагонами с перецепкой в пути следования.
Стабильные пассажиропотоки следует максимально охватывать назначениями скорых поездов, обеспечивающих наибольшие скорости движения и высокую комфортабельность проезда пассажиров. Для освоения пассажиропотоков внутриучасткового зарождения и погашения необходимо на каждом участке предусматривать не менее одной пары пассажирских поездов.
В качестве станций назначения пассажирских поездов намечаются те, для которых спад пассажиропотока превышает вместимость одного состава.
По каждому назначению рассматриваемого варианта плана формирования устанавливается категория, и определяются размеры движения пассажирских поездов.
Сравнение вариантов производится с учетом многих факторов, в том числе по минимальному потребному парку вагонов и локомотивов, по максимальному среднесуточному пробегу и населенности составов.
Необходимым условием является назначение пассажирского поезда на участке А-Д для обеспечения внутриучастковых пассажиропотоков. За их счет увеличено количество пассажиров, отправляющихся с крупных станций А, Б, В, Г и Д.
План формирования пассажирских поездов по каждому направлению определяет пункты формирования и назначения поездов всех категорий. План формирования пассажирских поездов должен обеспечивать максимальный охват пассажиропотоков беспересадочным сообщением при наиболее эффективном использовании подвижного состава (локомотивов и вагонов).
В табл. 1.1 приведем прогнозируемые пассажиропотоки, по которым определим размеры движения скорых и пассажирских поездов и разработаем варианты плана формирования.
Таблица 1.1
А | Б | В | Г | Д | Итого | |
А | Χ | |||||
Б | - | Χ | - | |||
В | - | - | Χ | - | ||
Г | - | - | - | Χ | - | - |
Д | - | - | - | - | Χ | - |
Итого | - |
На основании данных табл. 1.1 строится диаграмма прогнозируемых пассажиропотоков (рис. 1.1), а также производится выбор назначений и расчет размеров движения скорых и пассажирских поездов.
Расчетная вместимость состава выбирается с помощью табл. 1.2 с учетом полного его заполнения.