Тормозные нормативы для грузовых и пассажирских поездов. Порядок следования поездов при недостающем тормозном нажатии

Все поезда, отправляемые со станции, должны быть обеспечены единым наименьшим нажатием тормозных колодок (на 100 тс веса состава или поезда) в соответствии с нормативами по тормозам, утвержденными Укрзализницей (приложение 2 Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ - 0015;

1. Для максимальных скоростей движения поездов устанавливается единое наименьшее тормозное нажатие в перерасчете на чугунные тормозные колодки на каждые 100 тс веса;

1.1. состава груженого грузового, поезда с числом осей более 400 до 520 (включительно) и рефрижераторного поезда для скоростей движения до 90 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) – 33 тс;

1.2.состава соединенного грузового поезда весом до 12000 тс с объединенной тормозной магистралью локомотивами в голове и в середине поезда для скоростей движения до 65 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные колодки) – 33 тс;

1.3.состава соединенного грузового поезда весом до 12000 тс с не объединенными тормозными магистралями (при ликвидации последствий крушения, аварии, стихийного бедствия) для скоростей движения до 60 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) – 33 тс;

1.4.состава грузового поезда весом до 12000 тс с локомотивами в голове и хвосте поезда (хвостовой локомотив включен в тормозную магистраль для управления тормозами) для скоростей движения до 75 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные композиционные тормозные колодки) – 33 тс;

1.5.состава грузового поезда весом до 15000 тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и последней трети поезда для скоростей движения до 70 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) – 33 тс;

1.6.состава порожних грузовых вагонов до 350 осей включительно для скоростей движения до100 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) – 55 тс;

1.7. пассажирского поезда до 120 км/ч включительно (электропневматические и пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) – 60тс;

1.8.пассажирского поезда для скоростей движения до 130 км/ч включительно (электропневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки или накладки) – 68 тс;

1.9.пассажирского поезда для скоростей движения от 130 до 140 км/ч включительно – 78 тс;

1.10. пассажирского поезда для скоростей движения поезда более 140 до 160 км/ч включительно (электропневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки или накладки) – 80 тс;

1.11.пассажирского поезда, в составе которых имеются вагоны габарита РИЦ и вагоны других стран с включенным пневматическим тормозом, но не оборудованными пневматическими тормозами и композиционными тормозными колодками, на пневматических тормозах:

- для скоростей движения более 120 до 140 км/ч включительно – 70 тс на каждые 100 тс веса поезда при ограждении мест препятствий не менее чем 1600 метров и на спусках до 0,010 включительно;

- для скоростей движения более 140 до 160 км/ч включительно – 80 тс на 100 тс веса поезда при ограждении мест препятствий не менее чем 1600 метров и на спусках до 0,010 включительно.

Пассажирские поезда, при наличии в составе одного вагона габарита РИЦ с включенным тормозом, оборудованного пролетной магистралью ЭПТ, разрешается эксплуатировать со скоростями, установленными в п.п. 1.1.9. при условии обеспечения необходимым тормозным нажатием;

1.12.рефрижераторного поезда для скоростей движения более 90 до 100 км/ч включительно (пневматические тормоза и композиционные тормозные колодки) - 55 тс;

1.13.рефрижераторного поезда для скоростей движения более 120 км/ч включительно (пневматические тормоза и композиционные тормозные колодки) – 60 тс;

1.14.грузопассажирского и грузовых поездов с порожними вагонами с числом осей от 350 до 400 (включительно) для скоростей движения до 90 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) – 44 тс;

1.15. грузовые локомотивы, работающие с вагонами типа (путеизмеритель, дефектоскоп, рельсошлифовальный и т.д.) считать, как грузопассажирские поезда. Единое наименьшее тормозное нажатие принимать из расчета 44 тс на 100 тс веса

поезда;

1.16.вес локомотива и его тормозные средства при подсчете тормозного нажатия учитывать при заполнении справки ф. ВУ - 45 в случаях:

- в пассажирских и пригородных поездах;

- в грузопассажирских;

- в грузовых поездах при прицепке 5 - и вагонов и 5 - и локомотивов.

2. Указанное в п. 1 единое наименьшее тормозное нажатие на 100 тс веса установлено для максимальных скоростей движения поездов, в соответствии с требованиями п. 16.38. правил технической эксплуатации железных дорог Украины. На линиях, оборудованных автоблокировкой с 3 - хзначной сигнализацией, при движении грузовых поездов, а также порожних грузовых поездов с числом осей более 400 до 520 с максимальной скоростью 90 км/ч машинист обязан руководствоваться зеленым огнем локомотивного светофора локомотивной сигнализации, разрешающего следование поезда с установленной максимальной скоростью.

При соблюдении условий, предусмотренных для максимальной скорости 90 км/ч грузовых груженых поездов, и соответствующем ограждении мест производства работ и внезапно возникших препятствий скорости движения соединенных грузовых поездов весом до 12000 тс с объединенной тормозной магистралью, грузовых поездов весом до12000 тс с локомотивом в голове и хвосте состава и грузовых поездов весом до 16000 тс с объединенной тормозной

магистралью и локомотивами в голове и последней трети состава, увеличивается на 10 км/ч на спусках до 0,010 включительно.

На линиях, оборудованных автоблокировкой с 4 - хзначной сигнализацией, на участках с полуавтоматической блокировкой, а также в случаях неисправности автоматической локомотивной сигнализации максимальная скорость грузового груженого поезда, а также порожних грузовых поездов с числом осей более 400 до 520 должна быть более 80 км/ч.

3.Пассажирским поездам в п. 1.7. настоящих нормативов в исключительных случаях при отказе ЭПТ в пути следования и переходе на автоматическое торможение, а также при ведении их локомотивами грузовых серий, необорудованных ЭПТ, работающими в пассажирском движении, разрешается следовать без уменьшения максимальной допустимой скорости, на 10 км/ч, если тормозное нажатие отвечает требованиям соответствующих пунктов.

4.Наибольший руководящий спуск, на котором допускается движение поездов с указанными выше едиными наименьшими тормозными нажатиями, при ограждении мест производства работ и внезапно возникших препятствий на расстояниях, указанных в графе 4 таб.3.1., помещенной в Инструкции по сигнализации на железных дорогах Украины, составляет:

4.1. для грузовых и рефрижераторных поездов, обращающихся со скоростью до 80 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче – 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не более 70 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1200 метров;

4.2.для нагруженных грузовых и рефрижераторных поездов, а также грузовых порожних поездов от 400 до 520 осей включительно, обращающихся со скоростью до 90 км/ч включительно – 0,010, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1500 метров. При этом для на груженных грузовых и рефрижераторных поездов, а также порожних грузовых поездов от 400 до 520 осей включительно на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не более 70 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1200

метров;

4.3.для объединенных грузовых поездов весом до 12000 тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и середине поезда, обращающихся со скоростью до 65 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,012 включительно со скоростью не более 60 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;

4.4. для объединенных грузовых поездов с не объединенными тормозными магистралями, обращающимися со скоростью до 60 км/ч включительно – 0,012;

4.5.для грузовых поездов весом до 12000 тс с локомотивами в голове и хвосте поезда (хвостовой локомотив включен в хвостовую магистраль), обращающихся со скоростью 75 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,012 включительно со скоростью не более 65 км/ч исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;

4.6.для грузовых поездов весом до 16000 тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и последней трети поезда, обращающихся со скоростью до 70 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,012 включительно со скоростью не более 65 км/ч исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;

4.7.для грузовых поездов состоящих из порожних вагонов до 350 осей, обращающихся со скоростью до 100 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не более 90 км/ч исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;

4.8.для пассажирских поездов, обращающихся со скоростью до 100 км/ч включительно – 0,015. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно, исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;

4.9. для грузовых поездов, обращающихся со скоростью до 120 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не более 110 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1300 метров;

4.10.для пассажирских поездов, обращающихся со скоростью более 120 до 140 км/ч включительно – 0,010;

4.11. для пассажирских поездов, обращающихся со скоростью более 140 до 160 км/ч включительно – 0,010;

4.12. для рефрижераторных поездов, обращающихся со скоростью более 90 до 100 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью 90км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1200 метров;

4.13. для рефрижераторных поездов, обращающихся со скоростью движения более 100 до 120 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью 100км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1300 метров;

4.14. для грузопассажирских поездов и грузовых поездов состоящих из порожних вагонов с числом осей от 350 до 400 включительно, обращающихся со скоростью движения 90 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью 80 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1200 метров.

5.Грузовые поезда, в составе которых имеются вагоны с осевой на грузкой более 21000 тс и автотормоза все включены, могут следовать со скоростями, указанными в п. 4.1.:

- с тормозным нажатием меньше 33 тс, но не менее 32 тс на 100 тс веса состава –

при наличии в составе не менее 50% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с ВР, включенными на средний режим;

- с тормозным нажатием меньше 32 тс, но не менее 31 тс на 100 тс веса состава – при наличии в составе не менее 75% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с ВР, включенными на средний режим;

- с тормозным нажатием меньше 31 тс, но не менее 30 тс на 100 тс веса состава – при наличии в составе не менее 100% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с ВР, включенными на средний режим.

В процент наличия вагонов, оборудованных композиционными колодками, указывать в справке о тормозах ф. ВУ - 45 по образцу: К - 50%, К - 75%, К - 100%.

6.Поезда с локомотивами и вагонами, имеющими тормозное нажатие на 100 тс веса менее предусмотренного п. 1. – пассажирского поезда при включении в них пассажирских вагонов длиной менее 20,2 метра и специальных грузовых вагонов, грузопассажирские поезда при наличии в них грузовых груженых вагонов и автотормоза всех вагонов включены, грузовые поезда при наличии в них вагонов с разрядными грузами или специального подвижного состава с пролетными трубками, порожние грузовые поезда длиной до 350 осей, в составе которых вагоны с весом тары больше 25 тс и величиной нажатия тормозных колодок на ось по п. 7 таблицы 1 приложения 2 этой Инструкции при включенных автотормозах всех вагонов, составы из вагонов хоппер - дозаторов, сборные, вывозные и передаточные поезда разрешается отправлять, а при выключении в пути следования неисправных автотормозов у отдельных вагонов разрешается

пропускать, когда указанные в п. 1. единые наименьшие тормозные нажатия не могут быть обеспечены:

6.1. грузовые и рефрижераторные поезда, обращающиеся со скоростью до 80 км/ч с нажатием не менее 28 тс на 100 тс веса состава;

6.2.грузовые поезда, состоящие из порожних вагонов длиной до 350 осей, обращающиеся со скоростями более 90 до 100 км/ч с нажатием не менее 50 тс на 100 тс веса состава;

6.3.пассажирские поезда, обращающиеся со скоростью до 120 км/ч с нажатием не менее 55 тс на 100 тс веса состава;

6.4.пассажирские поезда, обращающиеся со скоростью более 120 до 160 км/ч с нажатием не менее 68 тс на 100 тс веса состава;

6.5. грузопассажирские поезда, обращающиеся со скоростью до 90 км/ч с нажатием не менее 38 тс на 100 тс веса состава;

6.6.рефрижераторные поезда, обращающиеся со скоростью более 90 до 120 км/ч с нажатием не менее 50 тс на 100 тс веса состава;

6.7.при этом указанные в п.п. 1, 2, 3, 4 скорости должны быть уменьшены на 2 км/ч на каждую тонну недостающего тормозного нажатия на 100 тс веса. Определенную таким образом некратную 5 км/ч скорость округлять до кратного 5

ближайшего меньшего значения (пример: 97 км/ч округляем до 95 км/ч).

На такую же величину уменьшается скорость проследования светофора с одним желтым (немигающим) огнем в сравнении с установленной УЗ для поездов, имеющих тормозное нажатие, указанное в пункте 1.;

6.8.грузовые нагруженные поезда, имеющие максимальную скорость 90 км/ч, должны быть обеспечены тормозным нажатием не менее 33 тс на 100 тс веса состава.

При меньшем нажатии скорость движения грузовых нагруженных поездов устанавливается порядком, предусмотренным для грузовых и рефрижераторных поездов, обращающихся со скоростью до 80 км/ч.

7.При руководящих спусках, круче указанных в п. 4. этих нормативов, допускаемые скорости движения поездов устанавливаются начальником дороги, руководствуясь номограммами, приведенными в Правилах тяговых расчетов для поездной работы, и исходя из местных условий, а для спусков круче 0,020 допускаемые скорости определяются опытным путем.

8.В исключительных случаях, при тормозном нажатии менее указанного в п. 6. этих нормативов, допускаемые скорости движения поездов устанавливаются начальником дороги, руководствуясь номограммами, приведенными в Правилах тяговых расчетов для поездной работы, и исходя из местных условий. При этом установленные скорости движения поездов должны быть на 20% меньше скоростей, определяемых по номограммам.

При обеспечении тормозного нажатия менее указанного в номограммах, скорости движения поездов устанавливаются опытным путем.

9.При определении расчетных сил нажатий тормозных колодок пассажирских и грузовых вагонов руководствоваться таблицей № 1, а локомотивов – таблицей № 2 этих нормативов. При 100% включенных и исправно действующих тормозах допускается принимать расчетное нажатие без подсчета:

- 60 тс на 100 тс веса поезда при скорости движения до 120 км/ч для электропоездов всех серий, дизель - поездов ДР1 всех индексов, Д , пассажирских поездов с локомотивом серий ЧС всех индексов, ВЛ80 всех индексов, ВЛ65, ВЛ82, ВЛ82М, ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ60П, ТЭ7, ТЭП10, ТЭП - 60, ТЭП- 70, ТЭП - 75, ТЭП - 80 и составами, имеющих в своем составе ЦМВ для перевозки пассажиров, в том числе вагоны габарита РИЦ (кроме межобластных);

- 33 тс на 100 тс веса поезда при скорости движения до 75 км/ч для сплоток вагонов метрополитена, которые пересылаются по путям УЗ;

В этих случаях в справке ВУ - 45 таблица тормозного нажатия не заполняется, а в строке «Всего» указывается величина требуемого нажатия ко лодок.

10.Расчетные силы нажатия композиционных тормозных колодок на оси пассажирских поездов, обращающихся со скоростью до 120 км/ч, принимать в пересчете на чугунные колодки одинаковыми с чугунными, а при более высоких

скоростях в следующем соотношении:

- со скоростями более 120 до 140 км/ч – на 25% больше, чем для чугунных колодок;

- со скоростями более 140 до 160 км/ч – на 30% больше, чем для чугунных колодок.

При определении расчетных сил нажатия композиционных тормозных колодок на ось пассажирских вагонов ВЛ - РИЦ с тормозом «КЕ» руководствоваться п. 3. таблицы 1.

11. При подсчете обеспечения грузовых поездов тормозами учетный вес локомотива и число осей определяется по таблице 3 этих нормативов.

При подсчете обеспечения грузовых поездов тормозами вес локомотива и его тормозное нажатие не учитывается.

12.Необходимое количество ручных тормозов вагонов или ручных тормозных башмаков для удержания состава грузового, грузопассажирского и почтово - багажного поезда на месте в случае порчи или невозможности приведения в действие автоматических тормозов определяется на каждые 100 тс веса состава в зависимости от крутизны спуска по таблице 4 этих нормативов.

Единое наименьшее количество ручных тормозов на каждые 100 тс веса состава грузового, грузопассажирского и почтово - багажного поезда, следующего в пределах двух или более дорог, принимается 0,6 тормозной оси.

При необходимости наличия ручных тормозов больше установленного по УЗ единого наименьшего количества 0,6 оси на каждые 100 тс веса поезда, а также в исключительных случаях, предусмотренных УЗ, в составе грузового поезда не может быть обеспечено единое наименьшее количество тормозов, недостающее их количество может заменяться ручными тормозными башмаками.

Для поездов следующих в пределах одной дороги, а также при руководящих уклонах круче 0,012 потребность в ручных тормозах и тормозных башмаках на каждые 100 тс веса состава устанавливается начальником дороги.

Наши рекомендации