Организация охраны грузов
Организация работы по обеспечению сохранности грузов возлагается на руководителей предприятий железнодорожного транспорта и подразделения ведомственной охраны МТК РК.
Ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых МТК РК органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств, проведения противопожарной профилактической работы, осуществления пожарного надзора и тушения пожаров на федеральном железнодорожном транспорте.
Руководители предприятия обязаны содержать грузовые районы, контейнерные пункты, склады, другие места хранения грузов в исправном состоянии, обеспечивать их надлежащим ограждением, достаточным оснащением, средствами связи, охранно-пожарной сигнализацией и другими обустройствами, обеспечивающими их сохранность. Исходя из местных условий, по согласованию с ведомственной охраной устанавливается порядок охраны и контроля за обеспечением сохранности грузов, ограждение объектов грузового хозяйства и организация пропускного режима. Перечень станций и других объектов, где дислоцируются подразделения ведомственной охраны и выставляются ее посты, определяется дислокацией, утверждаемой
начальником железной дороги.
Посты сторожевой охраны устанавливаются начальником станции, руководителями других подразделений в соответствии с утверждаемым руководством дороги перечнем охраняемых объектов и типовых штатных нормативов.
Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебного удостоверения и жетона, образцы которых разрабатываются и утверждаются МТК РК. Работники ведомственной охраны при исполнении служебных обязанностей имеют право на использование специальных средств и огнестрельного оружия.
Порядок охраны грузов регулируется Положением о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте РК.
В соответствии со статьей 17 Устава перечень грузов (за исключением воинских), требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (МТК) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел
(МВД РК). Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору, в том числе с ведомственной охраной МТК РК.
В перечень включены грузы, которые требуют повышенного внимания к обеспечению их сохранности (более 50 позиций) и обязательного постоянного сопровождения на весь путь следования одними и теми же проводниками. Например, все наименования изделий трикотажных (код 633), ковров (635), сахара (521), консервов всяких (581) и др. Кроме того, утвержден Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (20 позиций). Например, бензин (211), прокат цветных металлов (332), опасные грузы (все пози-
ции). За последние годы количество охраняемых грузов увеличилось в несколько раз.
Порядок организации сопровождения и охраны грузов, указанных в перечне, устанавливается МТК РК и регламентирован в Положении о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте РК и в Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом с
сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей.
Если сопровождение и охрана осуществляются на основе договора с ведомственной охраной МТК РК, в накладной указывается наименование ведомственной охраны перевозчика и делается запись «Дог. от………….№………».
При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной станция отправления вносит в накладную отметку о том, что груз перевозится в сопровождении ведомственной охраны МТК РК.
По грузам, сопровождение и охрана которых осуществляется на основе договоров, указывается номер и дата заключения договора и код перевозчика, заключившего договор.
В вагонном листе в графе «Примечание» станцией отправления делается отметка «ОХР», а в верхней части лицевой стороны проставляется штемпель «Охрана» с указанием кода станции.
Прием под охрану и сдачу грузополучателю охраняемых вагонов и контейнеров производится по наружному осмотру работниками ведомственной охраны одновременно с работниками станции, осуществляющими прием (сдачу) вагонов и контейнеров.
Охрана грузов производится нарядами ведомственной охраны, численный состав которых определяется начальником отряда ведомственной охраны. Обязанности старшего наряда определены в Положении о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте РК.
Наряд — это группа (лицо) караульных (караул), назначенная (назначенное) для выполнения поставленной задачи по охране грузов, объектов и других задач, возложенных на подразделения ведомственной охраны МТК РК. В случае выделения для охраны груза наряда в составе двух и более работников, один из них назначается старшим наряда. Для усиления охраны грузов и пресечения их хищений применяются служебные собаки, а также подвижные пикеты, дозоры, постоянно действующие оперативные и специализированные группы. Смена нарядов ведомственной охраны производится в установленных местах на станциях формирования поездов, их технического и коммерческого осмотра и смены локомотивных бригад.
На станции погрузки информация о наличии вагонов, платформ с контейнерами, подлежащих сдаче под охрану, передается приемосдатчиком начальнику караула не позднее, чем за один час до приема вагонов под охрану. В ней указывается местонахождение и номера вагонов,
коды находящихся в них грузов, фамилия передавшего информацию. В пути следования информация передается оператором СТЦ не позднее, чем за 40 минут до отправления поезда с указанием номера поезда, времени отправления, номеров вагонов и кодов грузов, подлежащих охране.
На станции, где нет подразделения ведомственной охраны, информация передается с таким расчетом, чтобы наряд смог прибыть и принять под охрану вагоны, но не менее, чем за один час до отправления поезда.
Сведения о приеме под охрану вагонов с грузами регистрируются в книге учета сдачи и приема вагонов с грузами под охрану формы ХУ-3.
Прием и сдача охраняемых вагонов нарядами на сменных пунктах производится за время стоянки поезда на станции под расписку в маршруте караула формы ХУ-2.
Вагоны с грузами, подлежащими сопровождению нарядами ведомственной охраны, ставятся в поезд одной группой, при этом вагоны, следующие на одну станцию назначения, не должны разъединяться на всем пути следования.
Наряд ведомственной охраны должен находиться в составе поезда не далее пяти вагонов от охраняемого вагона или группы вагонов. Для проезда наряда может использоваться переходная площадка, специально выделенный вагон или нерабочая кабина локомотива поезда. При организации непрерывной охраны отправительских или технических маршрутов одним караулом от станции отправления до станции назначения может выделяться порожний крытый вагон или пассажирский вагон плацкартного типа.
Вагоны с ВМ и метанолом на всем пути следования (в движении и на стоянках) должны находиться под непрерывной охраной. ВМ и метанол до 10 вагонов в составе одной группы охраняются одним постом, на каждую последующую группу до 10 вагонов выделяется дополнительный пост. При назначении наряда для охраны ВМ и метанола запрещается сдавать под охрану другие грузы.
При приеме вагонов с ВМ обращается особое внимание на исправность кузова вагона, наличие и исправность ЗПУ. При приеме под охрану цистерн с метанолом наряд ведомственной охраны обязан проверить наличие и исправность ЗПУ на предохранительном кожухе колпака цистерны и клапана избыточного давления.
В случае обнаружения в пути следования неисправной цистерны с метанолом, требующей перекачки груза, такая цистерна отцепляется от поезда вместе с другими цистернами с метанолом и отводится на специальный путь, установленный техническо-распорядительным актом станции. Начальник станции или его заместитель вызывает наряд ведомственной охраны для дальнейшего сопровождения отцепленной группы цистерн и охраны неисправной цистерны с метанолом. Во время перекачки метанола, вплоть до окончания уничтожения остатков груза, цистерна должна охраняться нарядом, который обязан не допускать посторонних лиц к месту перекачки и предотвращать возможность хищения груза.
Вагоны с ВМ и метанолом, охраняемые ведомственной охраной МТК РК, по прибытии на станцию назначения охраняются ею до момента приема от перевозчика этих вагонов грузополучателем. После приема вагонов от перевозчика грузополучателем приемосдатчик или другой работник, уполномоченный приказом начальника станции, делает об этом отметку в маршруте караула.
Охрана указанных вагонов с ВМ с момента приема вагонов от перевозчика существляется средствами грузополучателя, который должен обеспечить непрерывную и надежную охрану этого груза.
Вагоны с ВМ и метанолом должны быть поданы под выгрузку не позднее, чем через два часа после прибытия их на станцию назначения.