Организация охраны объектов милицейскими подразделениями вневедомственной охраны.

Служба полицейских подразделений организуется в соответствии с Наставлением по организации дея­тельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Ответственность за надле­жащую организацию службы этих подразделений несут начальни­ки управлений, отделов, отделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Для выполнения задач по охране объектов могут использо­ваться следующие виды милицейских нарядов:

— группа задержания пункта централизованной охраны (ГЗ ПЦО) •— наряд милиции, предназначенный для оперативного выезда и осмотра охраняемых объектов при срабатывании охранно-пожарной сигнализации, их блокирования и задержания лиц, проникших на объект;

— автопатруль (АП) — специальный наряд милиции, несущий службу на автомобиле (мотоцикле) в местах наибольшей концен­трации охраняемых объектов, не подключенных к пультам цен­трализованного наблюдения, в целях их периодического осмотра, принятия мер к усилению охраны и пресечения попыток проник­новения на них;

— патрульная группа (ПГ) или патруль (П) — подвижной пе­ший наряд милиции, выполняющий задачи АП, но на меньшей территории;

— пост охраны объектов (ПОО) -— одиночный или парный наряд милиции, обеспечивающий охрану объекта или его части путем выполнения постовых обязанностей и ведения постоянного наблюдения в пределах установленных границ;

— контрольно-пропускной пункт (КПП) — одиночный или парный наряд милиции, выставляемый для обеспечения пропу­скного режима на территории охраняемого объекта;

— караул (Кр) — вооруженное подразделение милиции, назначенное для охраны и обороны особо важного или сложного в криминогенном отношении объекта, а также для обеспечения порядка и безопасности на его территории;

— наряд милиции (НМ) по сопровождению материальных ценностей;

— резерв (Р) — наряд милиции, предназначенный для реше­ния задач по охране квартир и объектов при осложнении обста­новки и их перезакрытия.

Дислокация маршрутов патрулирования, секторов (участков) ГЗ ПЦО, постов милиции вневедомственной охраны разрабатыва­ется с учетом оперативной обстановки, расположения охраняемых объектов, их технической оснащенности и имеющихся уязвимых мест, оборудования средствами охранной сигнализации, подклю­чения к ПЦН, времени прибытия к объектам по сигналам «тревога», возможных путей отхода преступников и включается в единую дислокацию патрульно-постовых нарядов милиции гор-райоргана внутренних дел.

Милицейская охрана объектов, не подключенных к ПЦН, осуществляется нарядом милиции в составе не менее двух человек путем патрулирования на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, а также пешим порядком согласно разработанным маршрутным карточкам. Одиночное патрулирование допускается только мили­ционером-кинологом со служебной собакой.

Протяженность маршрутов патрулирования определяется вре­менем, затраченным на осмотр охраняемых объектов: при первом объезде (обходе) — не свыше 1 час 30 мин, а при последующих — 30—45 мин, с учетом своевременного прибытия к объекту при срабатывании сигнализации.

Управление нарядами милиции вневедомственной охраны осуществляют дежурный ПЦО или дежурные части строевых под­разделений милиции вневедомственной охраны, которые в опера­тивном отношении подчиняются оперативному дежурному гор-райоргана внутренних дел. Их задачей является обеспечение чет­кого взаимодействия нарядов вневедомственной охраны с наряда­ми патрульно-постовой службы милиции и дежурной частью гор-райоргана внутренних дел, с тем чтобы сотрудники милиции вне­ведомственной охраны не были вынуждены сами доставлять в орган внутренних дел задержанных, составлять рапорта, оставляя объекты без охраны.

Наряды милиции вневедомственной охраны применяют слу­жебных собак для охраны объектов как внутри помещений, так и на прилегающей к ним территории путем свободного патрулиро­вания либо на блок-постах, а также для обеспечения охраны об­щественного порядка в зонах постов и маршрутов патрулирова­ния. Использование служебных собак является эффективным для осмотра охраняемого объекта при поступлении из него сигнала «тревога», прилегающей территории и нежилых помещений, ос­мотра («зачистки») складских, подсобных, торговых и других по­мещений особо важных криминогенных объектов передих закры­тием с целью обнаружения посторонних лиц, задержания право­нарушителей и обнаружения похищенных ценностей.

Особенно необходимы служебные собаки для пресечения и раскрытия «по горячим следам», получивших широкое распро­странение краж «на рывок».

После получения инструктажа наряды милиции прибывают на маршрут, осматривают объекты, обращая особое внимание на исправность сигнализации. Если состояние объекта соответствует условиям приема, то после закрытия он принимается под охрану в порядке, определяемом договором.

Организация работы ПЦО.

Надежность централизованной ох­раны объектов обеспечивается прежде всего наличием в составе ПЦО мобильных нарядов милиции — групп задержания. Группа задержания ПЦО состоит не менее чем из 3 милиционеров, один из которых — старший группы, и милиционера-водителя. Группы задержания не дожидаются поступления сигналов тревоги на ПЦН возле ПЦО, а несут службу в режиме автопатруля в местах наибольшей концентрации объектов, подключенных к ПЦН, по специально разработанным маршрутам. Маршруты периодически меняются для того, чтобы лица, замышляющие преступления, не смогли наперед рассчитать действия милиции. На каждый охра­няемый объект составляется оперативная карточка, где отражают­ся схемы подъездных путей, путей вероятного отхода преступни­ков, расположения помещений, световых индикаторов сигнализа­ции, а также основные варианты действий группы в зависимости от сложившейся на объекте ситуации. К оперативной карточке могут прилагаться фотографии объекта. При разработке маршру­тов предусматривается прибытие групп задержания на объект по сигналу тревоги в кратчайшее время. Отдельными договорами на охрану объектов могут быть предусмотрены конкретные времен­ные рамки прибытия.

Дежурный ПЦО при получении сигнала тревоги выполняет следующие действия: а) направляет на объект группу задержания;

б) докладывает о поступившем сигнале оперативному дежурному ГОРОВД, а также дежурному государственной противопожарной службы (в тех случаях, когда шлейфы охранной и пожарной сиг­нализации совмещены, из-за чего не ясно, что явилось причиной срабатывания сигнализации — проникновение или загорание). По сигналам тревоги, поступившим из особо важных объектов, де­журный ПЦО выезжает на место лично.

При отсутствии следов проникновения дежурный ПЦО орга­низует охрану объекта и вызов (или доставление к объекту) пред­ставителя собственника. В его присутствии объект вскрывается, и с соблюдением необходимых мер предосторожности сотрудники милиции производят тщательный осмотр внутренних помещений. Группа задержания не должна покидать охраняемый объект до выяснения и устранения причин срабатывания сигнализации и последующего приема объекта под охрану на ПЦН.

Практика показывает, что неквалифицированный осмотр («перезакрытие») объекта, на котором сработала сигнализация, а также несвоевременное прибытие нарядов являются причиной каждой третьей из числа допускаемых по вине охраны краж.

По получении сигнала тревоги из охраняемой квартиры де­журный ПЦО также направляет туда группу задержания. Группа должна скрытно блокировать дом, выход из подъезда (черного хода, балкона, если они имеются), тщательно осмотреть лестнич­ные пролеты, лифты, подвальные и чердачные помещения, где могут скрыться преступники. С соблюдением мер предосторожно­сти группа должна проверить исправность дверей квартиры, через дверь прослушать, что в ней происходит. Для определения нали­чия в квартире людей при возможности используется служебная собака.

При отсутствии явных следов проникновения при помощи

ключей, сданных владельцем квартиры на хранение в ПЦО, квар­тира в присутствии понятых вскрывается и осматривается дежур­ным ПЦО. При осмотре квартиры устанавливаются причины сра­батывания сигнализации. Об этом составляется акт и сообщается владельцу квартиры.

При обнаружении на охраняемом объекте после срабатывания сигнализации посторонних лиц производится их задержание, по­сле чего с ними проводится разбирательство. Практика показыва­ет, что задержание в квартире с поличным позволяет в ходе даль­нейшего расследования раскрывать серийные, исчисляемые порой десятками, кражи.

При организации работы ПЦО важно учитывать основные способы проникновения преступников на охраняемые объекты. Статистика свидетельствует, что в 40% случаев краж имели место разбитие окон, витрин; в 31% — взлом дверей, замков, подбор ключей; в 15% — пролом потолка, стены; в 14% — укрытие на объекте перед закрытием, проникновение через люки, вентиляци­онные отверстия.

В 54% случаев кражи совершаются из торговых залов охра­няемых объектов, в 25% — из подсобных и складских помещений, в 7% — из витрин магазинов, в 7% — из металлических ящиков и сейфов.

Около 40% общего числа краж связано с такими недостатками в работе ПЦО по внедрению технических средств охраны и их эксплуатационному обслуживанию, как неисправность сигнализа­ции и не до блокировка уязвимых мест объектов.

Анализ краж, совершенных в обход сигнализации, позволяет назвать наиболее характерные, как правило, не выявлявшиеся в ходе периодических обследований места проникновения на охра­няемые объекты: дощатые потолки, лифтовые шахты, вентиляци­онные и коммуникационные вводы, технические коридоры и подвалы, неохраняемые прилегающие помещения и др.

Серьезной проблемой в работе ПЦО являются ложные сраба­тывания охранной сигнализации. По причине плохой техниче­ской укрепленности объектов, неисправности сигнализации, те­лефонной и электросети, безответственности руководителей объ­ектов в стране ежегодно происходит более 1 млн. ложных сраба­тываний сигнализации. А ведь каждый такой сигнал — это обязательный выезд группы задержания и зачастую вскрытие и ос­мотр объекта. Ложные сигналы не только причиняют таким обра­зом материальный ущерб, но и снижают надежность работы ПЦО, притупляют бдительность сотрудников полиции.

Если объект по причине неисправности сигнализации не принят под охрану на ПЦН, начальник ПЦО или дежурный обя­заны организовать его охрану на время устранения неисправности силами группы пере закрытия или резервной группы задержания, находящихся при ПЦО.

В заключение следует указать на пути совершенствования службы вневедомственной охраны при органах внутренних дел. К ним относятся: максимальное внедрение централизованной охра­ны при одновременном сокращении численности сторожей и за­мене их милицейскими подразделениями; оснащение всех охраняемых объектов новейшими средствами сигнализации в не­сколько рубежей защиты; повышение мобильности нарядов ми­лиции вневедомственной охраны.

Наши рекомендации