Торговая мебель и торговый инвентарь магазина
Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров4.
Большую долю в нашем ассортименте занимает постельное белье, оно чаще всего размещается на стеллажах – с вертикальной или фронтальной выкладкой товара: так, чтобы покупатель сразу мог оценить фактуру и рисунок ткани.
Поскольку наборы постельного белья – товар достаточно тяжелый, надо позаботиться о том, чтобы стеллажи были достаточно прочны, а также об их равномерной и симметричной загрузке (иначе стеллаж может упасть).
Сопутствующие товары - подушки, одеяла, покрывала – не столько тяжелы, сколько объемны, поэтому для них так же, как и для наборов постельного белья, подойдут стеллажи с широкими полками. Также приобретем напольные вешала, для домашней одежды: они займут немного места, а расширенный выбор текстиля сделает магазин более интересным и полезным для покупателя.
Для торгового зала необходимы следующие виды мебели:
- вешала островные (для халатов, маек, домашних комплектов). Островная вешалка представлена на рисунке 2;
Рисунок 2 – Островная вешалка
- этажерки ( для подушек, одеял, полотенец, платочков, скатертей и т.п.). Этажерка представлена на рисунке 3;
Рисунок 3 - Этажерка
- стеллажи пристенные (представлены на рисунке 4);
Рисунок 4 – Стеллаж пристенный
- стеллажи островные (двухсторонние с боковыми полками) представлены на рисунке 5;
Рисунок 5 – Стеллаж островной двухсторонний с боковыми полками
- расчетно- кассовый узел.
Вся мебель является удобной в эксплуатации, обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобства при отборке товаров покупателями. Она отвечает эксплуатационно-техническим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям5.
Вся мебель относительно недорогая и экономична в эксплуатации.
основные размерные мебели, т. е. ее высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, устанавливаются с учетом роста и пропорций фигуры человека и обеспечивают минимальную утомляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей. Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствуют своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина. Она подчеркивает единство ансамбля интерьера магазина.
Отделка торговой мебели увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкцией. Торговая мебель окрашена в нейтральные спокойные тона Цвет мебели гармонирует с интерьером магазина. Расположение торговой мебели представлено в Приложении Д.
Наш магазин работает по принципу самообслуживания, при продаже товаров таким методом наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий.
С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый контрольно-кассовый узел магазина. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала. Одновременно находящиеся в зале покупатели получают возможность самостоятельно отобрать товары и таким образом совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.
В нашем магазине используется комбинированная линейная планировка, сочетающая в себе и продольную, и поперечную планировки.
Определим степень эффективности использования площади путем расчета технико-экономических показателей.
Коэффициента установочной площади рассчитывается по формуле 5;
Kу=Sу/Sт.з, (5)
где S у — установочная площадь (кв.м);
S т. з — площадь торгового зала (142,8 кв.м.);
К у — коэффициент установочной площади.
Рассчитаем установочную площадь, для этого площадь каждого торгового оборудования умножим на его количество, и все суммируем:
Sу=(0,9х0,6х15)+(1,15х0,6х18)+(1,15х0,9х5)+(0,6х1,1х2)+(1,2х1,1х4)+(0,8х0,8х2)+(1х0,9х4)+(1,2х0,53х10)+(0,9х0,45х1)= 50,15 кв.м.;
Расчет коэффициента установочной площади произведем по формуле 5:
К у=50,15/142,8=0,35.
Эти расчеты говорят нам о том, что 35 % торгового зала занято оборудование, этот показатель считается высоким, и говорит о том, что торговое оборудование в торговом зале размещено рационально.
К торговому инвентарю относятся небольшие приспособления, используемые при выполнении различных торговых операций.
Нашему магазину необходим следующий торговый инвентарь:
- санитарно-гигиенический, необходим для ухода за товарами и помещением. В эту группу входят ведра, щетки, тряпки;
- для вскрытия тары. для вскрытия тары нам необходимы: канцелярский нож, ножницы.
- подготовки товаров к продаже. Сюда относим: паровой утюг;
- проверки качества и размеров товаров. В данную группу включим сантиметры, для проверки размеров швейных изделий;
- показа товаров. Инвентарь для показа товаров устанавливают в торговом зале и оконных витринах. Сюда относим манекены, плечики, кронштейны для готового изделия;
- обслуживания покупателей. Инвентарь для обслуживания покупателей — зеркала, примерочные;
- счетный инвентарь и инвентарь для отпуска товаров покупателям. Отнесем сюда: калькулятор, тарелка для денег, коробка для чеков.
Весь необходимый торговый инвентарь и торговое оборудование представлены в таблице 5.
Таблица 5 –Торговое оборудование и торговый инвентарь
Наименование | Размер (длина, глубина, высота) в сантиметрах | Количество (штук) | ||||||
Торговое оборудование | ||||||||
Стеллаж островной ( двухстороний) с 5-ю наклонными полками ( с каждой стороны) | 90*60*155 | |||||||
Стеллаж пристенный с 5 – ю наклоненными полками | 115*60*155 | |||||||
Стеллаж пристенный с полками | 115*90*155 | |||||||
Стелаж угловой с полками | 60*110*155 | |||||||
Стелаж островной, двухсторонный с полками | 120*110*155 | |||||||
Этажерка фигурная. | 80*80*175 | |||||||
Этажерка с 5-тью полками. | 100*90*150 | |||||||
Вешало островное. | 120*53*154 | |||||||
Вешалка пристенная | 90*45*154 | |||||||
Торговый инвентарь | ||||||||
Группа торгового инвентаря | Наименование предметов входящих в данную группу | Количество (штук) |
Продолжение таблицы 5
Наименование | Размер (длина, глубина, высота) в сантиметрах | Количество (штук) |
Санитарно-гигиенический инвентарь | - в1едра; | |
- щетки; | ||
- тряпки для пола; | ||
- тряпки для пыли; | ||
Санитарно-гигиенический инвентарь | - совок. | |
Инвентарь для вскрытия тары | -канцелярский нож, | |
-ножницы | ||
Инвентарь для подготовки товаров к продаже | -паровой утюг | |
Инвентарь для проверки качества и размеров товаров | - сантиметровая лента | |
- линейка | ||
Инвентарь для показа товаров | - манекены | |
- вешалки | ||
Инвентарь обслуживания покупателей. | - зеркало | |
- примерочная | ||
Счетный инвентарь | - калькулятор | |
- тарелка для денег | ||
- коробка для чеков |
В магазине имеются два входа-выхода, которые оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на открытие, закрываются они на внутренние замки (1-й вход для покупателей, а другой служебный). Окна оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на разбитие.