I. Анализ понятия «педагогическая технология»
Зарождение идеи технологизации педагогического процесса связано, прежде всего с внедрением достижений научно – технического прогресса в самые различные виды теоретической и практической деятельности человека. Понятие технология широко используется не только в технических областях, но и в социальной сфере: социальные технологии, политехнические технологии, технологии социалистических исследований, информационные технологии.
Слово «технология» происходит от греческих «techne», что значит искусство, мастерство, умение и «logos», то есть учение, знание, наука. Дословно – «технология» есть наука о мастерстве. В толковом словаре «технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве.
Энциклопедический словарь определяет технологию как выполнение физических, химических, механических закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
Педагогическая технология является разновидностью технологии социальной. Она не носит столь жесткого, заданного характера, как производственная технология, и базируется на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики и управления.
Интерес к проблеме технологического подхода в образовании привел к тому, что большое количество авторов попытались дать определение понятию «педагогическая технология». В результате в настоящее время отсутствует единое общепринятое понимание педагогических терминов с использованием понятия «технология».
В педагогической литературе представлено более 50 определений этого понятия, но ни одно из них не является однозначным. Среди основных определений наиболее распространенными являются следующие определения, данные известными учеными.
В.С. Безрукова. Педагогическая технология – это последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников – педагогов и учащихся.
В.П. Беспалько. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса; педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные педагогические цели.
Педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.
И.П. Волков. Педагогическая технология – это описание достижения планируемых результатов обучения.
М.В. Кларин. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Многообразие определений свидетельствует о концептуальных различиях во взглядах на данный педагогический феномен. При определении понятия «педагогическая технология» возникает необходимость концептуального выбора.
На современном этапе выделяют несколько концептуальных подходов к определению понятия «педагогическая технология»:
- процессуальный: педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения;
- инструментальный: педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания;
- личностный: педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств;
- системный: педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Целесообразно опираться на авторов, в определениях которых отражен обобщенный характер этого понятия.
Более обобщенный и сложный подход к определению понятия «педагогическая технология» был предложен Г.К. Селевко. Он считает, что понятие «педагогическая технология» является содержательным обобщением. Она может быть представлена тремя аспектами:
1) Научным: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
Педагогическая технология – это область научного знания, цель которого состоит в практическом изучении возможностей достижения максимальной эффективности в обучении путем правильного учета и подбора всех возможных факторов, влияющих на его протекание;
2) Процессуально – описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целее, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
Педагогическая технология – это научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребёнка в процессе взаимодействия с ним:
3) Процессуально – действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса.
Кроме того Г.К. Селевко предлагает рассматривать понятие «педагогическая технология» в образовательной практике на трех иерархических соподчиненных уровнях:
1. Общепедагогический уровень: характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Педагогическая технология включает целеполагание, планирование, научную организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения и воспитания.
2. Частнометодический уровень (предметный) педагогическая технология употребляется в значении «частная методика» т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.
3. Локальный (модульный) уровень: педагогическая технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач, технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технологии урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др..
Педагогическая технология – это педагогический способ изменения индивида, направленного на его прогрессивное развитие, формирование и становление в нем человеко- и личностно – образующих характеристик.
В одном и том же понятии «педагогическая технология» может просматриваться определенный аспект и уровень применения.
Кроме того, Г.К. Селевко выделяет технологические микроструктуры – приемы, звенья, элементы, которые, выстраиваясь в логическую цепочку, образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
Системный подход в определении понятия «педагогическая технология» и представление ее в виде системы предполагает разведение этого понятия с понятием «педагогическая система»
Поскольку существует представление о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, то описание учебно-воспитательного процесса в педагогической литературе представляет собой описание некоторой педагогической системы, следовательно, педагогическая технология – это проектирование определенной педагогической системы, реализуемой на практике.
Педагогическая система – это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Решая проблему смыслового и процедурного отличия технологии от методики в сфере образования, можно опереться на сравнение этих понятий различными авторами.
С позиций Г.К. Селевко, понятие педагогической технологии частно - предметного и локального уровней почти полностью перекрываются понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях в наибольшей степени представлены процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно – ориентировочная стороны. Технология, по мнению Г.К. Селевко, отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов.
Смещение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения [5, с.16]
Методическая система |
Цели Содержание Методы Формы Средства Приемы |
Рис. 1. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
Контрольные вопросы:
1. Что общего и различного между понятиями «технология» и «педагогическая технология»?
2. В каких аспектах по мнению Г.К. Селевко может быть представлена педагогическая технология?
3. На каких иерархических уровнях употребляется понятие «педагогическая технология» в образовательной практике, по мнению Г.К. Селевко?
4. Как соотносится между собой понятия «методика» и «технология»?