Особенности международной конкуренции в условиях глобализации
ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ. ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА СТРАНЫ
СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Конкуренция- форма взаимодействия рыночных субъектов, которая предполагает состязание между ними за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья
Конкурентоспособность – это:
§ относительная характеристика положения и роли экономического объекта или субъекта на рынке
§ свойство объекта или субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными объектами или субъектами
§ обладание конкурентным преимуществом
Конкурентное преимущество – это:
§ уровень конкурентоспособности
§ свойство, создающее преимущества для субъектов экономического соревнования, которые позволяют данному субъекту опережать других в достижении поставленных целей
Международная конкуренция– это соперничество между субъектами МЭО (покупателями и продавцами) в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, максимизации прибыли, максимального удовлетворения потребностей покупателей, повышения благосостояния стран и т.д.
Формы международной конкуренции
1) Внутриотраслевая и межотраслевая
2) Неценовая и ценовая
3) Добросовестная и недобросовестная
4) внутри монополистических объединений, между монополистическими объединениями, между монополизированными и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами), между аутсайдерами
5) Видовая – между товарами, удовлетворяющими одинаковые потребности
Предметная – между одинаковыми товарами
Функциональная – между разными товарами, удовлетворяющими разные потребности
Факторы, влияющие на международную конкуренцию
В современных условиях (определяют конкурентоспособность стран)
• достаточно открытый и развитый финансовый рынок
• высокая производительность
• высокое качество жизни
• национальная экономическая среда, стимулирующая инновации
• сильная геополитическая позиция государства (союзы, стратегии)
• наличие передовых технологий
• наличие высококвалифицированных кадров
• достаточные инвестиции в новые технологии и "человеческий капитал"
• минимальный государственный бюрократизм
• рациональная внешнеторговая либерализация
• высокое качество производственной и торговой инфраструктуры
• достаточная конкуренция на внутреннем рынке страны
• высокий профессионализм менеджеров компаний
• развитый маркетинг
• развитость базы для проведения НИОКР
• достаточный уровень расходов на НИОКР
• способность к продуктовому и ценовому маневрированию
• качество технического обслуживания продукции
• платежеспособность основных покупателей и др.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Динамика международной конкуренции
19 в.: статичные, невоспроизводимые сравнительные преимущества национальных хозяйств (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные природно-географические, социально-исторические факторы)
20 – начало 21 вв.: динамичные, воспроизводимые конкурентные преимущества национальных хозяйств (научно-технические достижения, инновации)
Особенности международной конкуренции в условиях глобализации
1. Гиперконкуренция – интенсивная, агрессивная конкурентная борьба в быстро меняющихся условиях
2. Усложнение форм и методов конкурентной борьбы в соответствии с сегментацией рынков, индивидуализацией потребностей
3. Преобладание монополистической, олигополистической конкурентной борьбы между ТНК, внутри и между объединениями, альянсами, партнерствами
4. Ужесточение недобросовестной конкуренции – шпионаж, переманивание специалистов, копирование, подделка, насилие, бойкот, принуждение и др.
5. Преобладание неценовой конкуренции над ценовой, цена потребления как объект конкуренции
6. Переход от тарифных к скрытым, изощренным нетарифным методам регулирования внешней торговли
7. Переход от конкуренции на основе статичных, невоспроизводимых сравнительных преимуществ к конкуренции на основе динамичных, воспроизводимых конкурентных преимуществ
8. Экономической основой конкуренции стало производство, а не до и послепроизводственные стадии
9. Конкуренция в пределах метарынков, возникающих вокруг крупнейших компаний, вступивших в эру «е-революции», т.е. вышедших на уровень B2B «Business-to-Business»
10. Конкуренция на «молекулярном» уровне бизнеса, где отдельные звенья цепочки «производитель-потребитель» оптимизируются по критериям: скорость, гибкость, стоимость, надежность, способность к интеграции
11. Переход от моностратегии к «полистратегическому поиску» на основе кратко- и долгосрочного сотрудничества предприятий
12. Появление новых участников конкурентной борьбы - МСП, НИС
13. Лидирующая роль ТНК и НИС в конкурентной борьбе
14. Переход от мультинациональной (на множестве национальных рынков) к глобальной конкуренции (на едином мировом рынке)
15. Изменение подходов государственных органов к регулированию конкуренции и монополий:
• поддержка секторов, определяющих научно-производственный потенциал страны
• стимулирование межфирменного сотрудничества, сотрудничества с МСП, наукой
• переход от административных к экономическим методам
• интеграция антитрестовской, налоговой, торговой, промышленной политики