Экономическая сущность и особенности формирования прибыли организации в условиях конкуренции

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях экономического развития промышленности является увеличение конечных финансовых показателей. В условиях рынка промышленные организации функционируют в постоянно меняющейся среде и под воздействием внутренних и внешних факторов, оказывающих существенное влияние на результаты их деятельности.

Доходы покрывают расходы и обеспечивают получение прибыли промышленным организациям в размерах, достаточных для осуществления самофинансирования. Это положение является условием воспроизводства отрасли в целом и конкурентоспособного функционирования отдельно взятой организации.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью, как показывают статистические данные, некоторые промышленные организации работают убыточно или получают минимальную прибыль, что в современных условиях при наличии такого все набирающего силы конкурента, в лице индивидуального предпринимательства, просто не допустимо. Если не принимать адекватных решений на современном этапе, то вскоре государственные промышленные организации потеряют свое традиционно доминирующее положение.

Цель курсовой работы – анализ и направления увеличения прибыль от реализации продукции промышленной организации.

Объект исследования – ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» Молодечненского райпо Минского облпотребсоюза.

Предмет исследования – рентабельности продукции промышленной организации.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

1) Изучена экономическая сущность и особенности формирования прибыли организации в условиях конкуренции

2) Рассмотрена рентабельности, как важнейший качественный показатель хозяйственной деятельности;

3) изучена организационно-экономическая характеристика ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат»;

4) проведена оценка динамики прибыли и рентабельности ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат»за 2008-2010 г.г;

5) проведёна количественная оценка влияния факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат»за 2008-2010 г.г;

6) выявлены информационные технологии в анализе рентабельности промышленной организации ;

7) разработаны пути повышения рентабельности хозяйственной деятельности организации в условиях рынка;

Материалами для анализа прибыли от реализации продукции промышленной организации явились цифровые данные по результатам деятельности «Молодечненский пищевой комбинат» за 2008-2010 годы, а также бухгалтерская и статистическая отчетность, в частности: «Бухгалтерский баланс» (форма № 1);«Отчет о прибылях и убытках» ( форма № 2).

В курсовой работе использованы следующие методы: сравнения, абсолютных и относительных величин, цепных подстановок, индексный и графический.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Данная курсовая работа написана на 39 страницах печатного текста. Также в курсовой работе содержится 6 таблиц, 1 диаграмма.

ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Экономическая сущность и особенности формирования прибыли организации в условиях конкуренции

Одним из основных требований функционирования любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами.

Для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования доходы должны не только покрывать все расходы, но и обеспечивать дальнейшее развитие организации.

Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положение отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, то есть за счет инфляционного наполнения прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что свидетельствует о расстройстве экономики, неполноценность действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товара, между объемом продаж и себестоимостью. Прибыль, являясь конечным результатом деятельности торговой организации, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

По мере развития экономической теории определение понятия «прибыли» постоянно уточнялось от самого простого определения – как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли.

Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции собственника, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду.

Существуют различные теории, понятия, трактовки прибыли:

1) теория классиков политической экономии (А. Смит, Д. Риккардо);

2) теория производительности капитала (Сэй, Дж. Б. Кларк);

3) теория «воздержания», «ожидания», «риска» (М. Сениор);

4) теории, трактующие прибыль как трудовой доход (Дж. Милль, Бастиа);

5) марксистская теория прибыли и др.

В общем смысле все авторы сходятся в том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток.

Теоретические взгляды меркантелистов основывались на исследовании внешней торговли. Они утверждали, что возникновение прибыли связано с внешней торговлей в результате того, что товары за границей продаются по более высоким ценам, чем их купили внутри страны.

А. Смит и Д. Риккардо увидели источник прибыли не в обращении, а в производстве. Исходя из трудовой теории стоимости, прибыль понимается как доход, который служит вознаграждением капиталиста за услуги капитала.

Трактовка прибыли как трудового дохода предпринимателей была выдвинута еще в XIX веке. Свое развитие она получила в трудах немецкого ученого В. Рошера, который определил прибыль как предпринимательскую заработную плату. Во второй половине XIX века английский экономист А. Маршалл сводил предпринимательскую прибыль к плате за надзор и управление производством, считал ее разновидностью заработной платы или трудовым доходом.

Согласно теории «воздержания», «ожидания», «риска» прибыль представляет собой вознаграждение предпринимателя за его воздержание, ожидание, отсрочку потребителя, риск.

Воздержание заключается в том, что предприниматель отказывается от немедленного потребления имеющихся у него средств или борется со своим желанием израсходовать имеющийся капитал, или подвергается переживаниям, рискуя, ожидая эффекта от вложенного в производство капитала.

Л. М. Пронский доказывает, что прибыль одного предпринимателя – это всегда убыток кого-то другого. Чтобы никто не разорялся, никто не должен получать прибыль. В этом случае все товары должны продаваться по «стоимости», то есть по той цене, в которую обходится их производство. А если кто-то продает выше стоимости, значит, кто-то другой лишается возможности окупить и свои расходы /с. 451-453, 20/.

В рыночной экономике появляются новые возможные источники получения прибыли – акции, облигации, арендная плата за сданное в аренду имущество. Объектами учета становятся нематериальные активы, фондовые ценности, вклады в другие фирмы. Также в условиях рыночных отношений появляются такие экономические категории, как «цена фирмы» или «фирменной марки», «цена авторских прав». Продукции фирмы с высокой репутацией пользуется большим спросом, покупатель готов переплачивать за ее продукцию, будучи уверен в ее высоком качестве, в опубликовании проверенной, безошибочной информации, а это в свою очередь приносит фирме дополнительную прибыль. Следовательно, фирменная марка способна приносить прибыль точно так же, как, например, готовая продукция.

Что касается происхождения прибыли конкретно в торговле, то ее экономическая природа определяется той частью стоимости товара, которая заключается между розничной ценой и отпускной ценой организации-изготовителя. Выполняя определенную и самостоятельную роль, эта часть цены обособляется, выражая специфическую часть стоимости, созданную в сфере обращения.

Экономическими источниками формирования прибыли являются, во-первых, чистый доход, создаваемый в отраслях материального производства и, во-вторых, чистый доход, создаваемый трудом работников, созданных с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Таким образом, следует отметить, что одним из основных требований функционирования любого хозяйствующего субъекта в современных условиях рыночных отношений являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами.

Следовательно, основным показателем оценки деятельности промышленной организации является:

Ø Прибыль - экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

1) прибыль от реализации;

2) прибыль от операционных доходов и расходов;

3) прибыль от внереализационных доходов и расходов.

Ø Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности промышленных организаций за определенный период.

Наши рекомендации